г. Казань |
|
25 октября 2018 г. |
Дело N А49-13319/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Лидер-сервис" - Молева М.Г., доверенность от 28.02.2018 N 12,
в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль", извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер-сервис"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.04.2018 (судья Бочкова Е.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А49-13319/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль" (ОГРН 1155837000758) к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-сервис" (ОГРН 1155836000760) о взыскании задолженности и неустойки
и встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер-сервис" (ОГРН 1155836000760) к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль" (ОГРН 1155837000758) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль" (далее - ООО "Теплоцентраль") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-Сервис" (далее - ООО "Лидер-Сервис") о взыскании 120 762,64 руб. задолженности за июль и август 2017 года по договору от 29.09.2016 N 6 и 6449,73 руб. неустойки.
ООО "Лидер-Сервис", в свою очередь, предъявило ООО "Теплоцентраль" встречный иск о взыскании излишне уплаченных по договору от 29.09.2016 N 6 за период с мая по июль 2017 года денежных средств в сумме 157 242,61 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19.04.2018 (с учетом определений об исправлении опечаток от 19.04.2018), оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018, первоначальные исковые требования удовлетворены полностью, встречное исковое заявление оставлено без рассмотрения.
В кассационной жалобе ООО "Лидер-сервис" просит отменить названные решение и постановление судов и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считая что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. По мнению заявителя жалобы, судами необоснованно применен повышающий коэффициент. Доводы ответчика подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ООО "Теплоцентраль" в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонило и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Также истец ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 29.09.2016 между ООО "Теплоцентраль" и ООО "Лидер-Сервис" заключен договор на теплоснабжение и горячее водоснабжение N 6, по условиям которого ООО "Теплоцентраль" обязалось подавать ООО "Лидер-Сервис" тепловую энергию в горячей воде и горячую воду в целях обеспечения многоквартирных домов N 11, 12 по ул. Семейная в с. Засечное Пензенского района.
16.08.2017 ООО "Теплоцентраль" и ООО "Лидер-Сервис" заключили соглашение о расторжении договора на теплоснабжение и горячее водоснабжение от 29.09.2016 N 6. При этом по условиям соглашения ООО "Лидер-Сервис" обязалось произвести оплату потребленного ресурса за июль и август 2017 года (с 01-го по 14.00 16-го).
Сопроводительными письмами от 03.08.2017 и от 16.08.2017 ООО "Теплоцентраль" направило в адрес ООО "Лидер-Сервис" акты выполненных работ и счета на оплату за спорный период.
01.09.2017 ООО "Лидер-Сервис" вручена претензия с требованием произвести оплату за июль и август 2017 года за поставленный в вышеуказанные многоквартирные дома коммунальный ресурс, однако указанная претензия оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ООО "Теплоцентраль" в арбитражный суд с настоящим иском.
Как установлено судами, показания прибора учета по дому N 12 по ул. Семейная в с. Засечное представлены в материалы дела.
Ответчик возражал против удовлетворения требований в части расчета платы по дому N 11 по ул. Семейная в с. Засечное, указывая на неверное применение норматива потребления и безосновательное применение повышающего коэффициента.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539-547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В данном случае коммунальные ресурсы поставлялись в многоквартирные жилые дома, поэтому правоотношения сторон подпадают под регулирование норм жилищного законодательства, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), которым обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке в том числе общедомовых приборов учета.
С учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 в Правила N 124, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса определяется с применением повышающего коэффициента. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг, его применение при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Согласно подпункту "е" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Приведенная редакция подпунктов "е" и "ж" пункта 22 Правил N 124 применяется с 01.01.2017.
Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета (в случае наличия технической возможности его установки) ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организации, и коэффициент 1,5 к размеру платы за горячую воду.
Ответчик не оспаривал отсутствие общедомовых приборов учета в спорном доме, а также наличие технической возможности их установки.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ ответственным за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пункты 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусматривают, что содержание общего имущества должно включать в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу частей 1, 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 указанной статьи установлено, что до 01.07.2012 непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе, оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
С учетом приведенного правового регулирования мероприятия по энергосбережению, в том числе действия по установке общедомовых приборов учета, должны производиться лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, а именно - управляющей организацией, с оплатой понесенных расходов собственниками помещений.
Принимая во внимание содержание договора от 29.09.2016, акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 29.09.2016, договора аренды от 26.09.2016года N 3, заключенного между ООО "Теплоцентраль" и обществом с ограниченной ответственностью "ИСК" Альянс" - собственником объекта аренды согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствия сведений об установке, допуске и поверке общедомовых приборов учета дома N 11 по ул. Семейная с. Засечное Пензенской области, отсутствие сведений о передаче исполнителем коммунальных услуг установленного общедомового прибора учета спорного дома на обслуживание ресурсоснабжающей организации или иному лицу и отсутствие самих показаний общедомовых приборов учета, индивидуальных приборов учета за спорный период, суды обоснованно признали верным определение количества поставленного ресурса в спорный дом в соответствии с формулой, предусматривающей расчет в отсутствие показаний приборов учета, содержащейся в приложении N 2 Правил N 354, Правилах N 124.
При таких обстоятельствах, установив наличие у ответчика задолженности в заявленной сумме, учитывая, что доказательств оплаты долга не представлено, проверив представленный истцом расчет пеней и признав его верным, суды обоснованно удовлетворили заявленные истцом требования.
Доводы ООО "Лидер-Сервис", изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Состоявшиеся по делу судебные акты в части оставления встречного искового заявления без рассмотрения сторонами не оспариваются.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу N А49-13319/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание содержание договора от 29.09.2016, акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 29.09.2016, договора аренды от 26.09.2016года N 3, заключенного между ООО "Теплоцентраль" и обществом с ограниченной ответственностью "ИСК" Альянс" - собственником объекта аренды согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствия сведений об установке, допуске и поверке общедомовых приборов учета дома N 11 по ул. Семейная с. Засечное Пензенской области, отсутствие сведений о передаче исполнителем коммунальных услуг установленного общедомового прибора учета спорного дома на обслуживание ресурсоснабжающей организации или иному лицу и отсутствие самих показаний общедомовых приборов учета, индивидуальных приборов учета за спорный период, суды обоснованно признали верным определение количества поставленного ресурса в спорный дом в соответствии с формулой, предусматривающей расчет в отсутствие показаний приборов учета, содержащейся в приложении N 2 Правил N 354, Правилах N 124."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2018 г. N Ф06-38785/18 по делу N А49-13319/2017