г. Казань |
|
30 октября 2018 г. |
Дело N А55-33308/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Хакимова И.А., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента транспорта администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2018 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-33308/2017
по исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" (ОГРН 1076318011769, ИНН 631103836637) к муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента транспорта администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300972026, ИНН 6315700134),
третьи лица: закрытое акционерное общество "Межрегиональная лизинговая компания", Департамент финансов и экономического развития администрации городского округа Самара, о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" (далее - Предприятие, МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту транспорта администрации городского округа Самара о взыскании, с учетом увеличения исковых требований, принятых судом определением от 15.02.2018, убытков в размере 13 163 359,71 руб., причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору от 26.12.2014 N 39-14 (546/юр) о предоставлении субсидий.
Истец в судебном заседании уточнил наименование ответчика по делу, просил считать иск заявленным к муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента транспорта администрации городского округа Самара (далее - Департамент, ответчик).
Данное ходатайство судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2018 по делу N А55-33308/2017 с муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента за счет казны городского округа Самара в пользу истца взыскано 13 163 359 руб. 71 коп. убытков, а также 85 785 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
С муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента за счет казны городского округа Самара в доход федерального бюджета взыскана 3032 руб. 00 коп. государственная пошлина.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об оставлении искового заявления без удовлетворения, по основаниям изложенным в жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Предприятие является получателем бюджетных субсидий на основании заключенного 26.12.2014 с Департаментом договора N 39-14 (546/юр) о предоставлении субсидий.
Согласно условиям данного договора, ответчик предоставляет, а получатель субсидий (истец) принимает субсидии за счет средств бюджета г.о. Самара в целях финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), заключенного в целях обновления парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе.
Размер субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией г.о. Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, в части финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному в целях обновления парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе, на 2014-2018 годы составил 841 800 000,00 руб. с НДС (916 673 062,00 с НДС), в том числе: 2014 год - 294 202 288,01 руб., в том числе: из федерального бюджета 202 533 213,23 руб., из областного бюджета - 85 785 074,78 руб., из бюджета г.о. Самара - 5 884 000,00 руб.; 2015 год - 133 330 395,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением от 21.07.2015 N 1 субсидии сокращены до 45 000 000,00 руб. из бюджета г.о. Самара; 2016 год - 167 754 504,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением от 19.01.2016 N 3 субсидии сокращены до 150 000 000,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением от 05.03.2016 N 4 субсидии сокращены до 112 010 944,00 руб. из бюджета г.о. Самара;
Дополнительным соглашением от 08.06.2016 N 5 субсидии увеличены до 167 754 544,00 руб. из бюджета г.о. Самара; 2017 год - 150 812 021,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением от 19.01.2016 N 3 субсидии увеличены до 259 712 325,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением от 05.03.2016 N 4 субсидии увеличены до 297 701 381,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением от 08.06.2016 N 5 субсидии сокращены до 241 957 781,00 руб. из бюджета г.о. Самара; 2018 год - 95 700 791,99 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением от 21.07.2015 N 1 субсидии увеличены до 184 031 186,99 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением от 19.01.2016 N 3 субсидии сокращены до 167 758 448,99 руб. из бюджета г.о. Самара.
26.12.2014 между МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" (Лизингополучатель) и ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания" (Лизингодатель) заключен договор N 570/юр финансовой аренды (лизинга) по приобретению техники, согласно которого лизингодатель принял на себя обязательство приобрести в собственность, по заказу лизингополучателя, у определенного лизингодателем продавца по договору поставки 82 единицы имущества, на согласованных с лизингополучателем условиях и предоставить имущество лизингополучателю за плату, во временное владение и пользование в качестве предмета лизинга, а лизингополучатель принял на себя обязательство принять его во временное владение и пользование, в качестве предмета лизинга, на согласованный сторонами срок, в соответствии с условиями договора.
Вместе с тем, в порядке исполнения условий договора от 26.12.2014 N 570/юр, ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания" своевременно передало во временное владение и пользование истцу предмет лизинга, а именно 82 автобуса работающих на газомоторном топливе, что подтверждается актами приема передачи имущества в лизинг от 06.02.2015 на 49 автобусов, актами приема передачи имущества в лизинг от 25.03.2015 на 20 автобусов, актами приема передачи имущества в лизинг от 27.03.2015 на 13 автобусов.
Согласно пункту 2.1.1.1. Договора от 26.12.2014 N 39-14 (546/юр), перечисление первоначального взноса по договору финансовой аренды (лизинга) на обновление парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе, в размере не более 50% от общего размере субсидий, осуществляется Департаментом на расчетный счет получателя субсидии в течение 30 дней со дня заключения Договора.
Согласно пункту 2.1.1.2. Договора от 26.12.2014 N 39-14 (546/юр), оставшиеся денежные средства в текущем финансовом году перечисляются Департаментом на расчетный счет получателя субсидии согласно графику погашения лизинговых платежей.
Однако, как указывает истец, ответчиком допущена просрочка платежей по договору от 26.12.2014 N 39-14 (N546/юр) о предоставлении субсидий, за период с 27.04.2015 по 31.01.2017, в связи с чем, у МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" перед ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания" образовалась задолженность.
В свою очередь, ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания" обратилась в Арбитражный суд Самарской области о взыскании с МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" неустойки. Общая сумма взысканных с Предприятия пеней (неустоек), расходов по уплате государственной пошлины и расходов по уплате исполнительского сбора составила согласно уточненного расчета истца (т. 3 л.д. 4-5) 13 163 359 руб. 71 коп. (дела N А55-17321/2016, А55-546/2017, А55-23049/2016, А55-2295/2017, А55-24348/2016, А55-4820/2017).
24.11.2017 истец обратился к ответчику с требованием о возмещении убытков причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору от 26.12.2014 N 39-14 (546/юр) о предоставлении субсидий.
Ответчик отказал в возмещении убытков, сославшись на постановление Администрации г.о. Самара от 30.11.2017 N 1033 "О внесении изменений в постановление Администрации г.о. Самара от 04.08.2017 N 684 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета г.о. Самара субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям работ, осуществляющим свою деятельность на территории г.о. Самара, по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам, в целях возмещения затрат, связанных с приобретением в 2011 году автобусов, и признании утратившим силу отдельных муниципальных правовых актов", предусматривающее возможность компенсации затрат предприятия на закупку автобусов, приобретенных до конца 2012 года, что подтверждается письмом от 01.12.2017 N 1-03/3-02-01/6527.
Отказ в возмещении затрат по договору от 26.12.2014 N 39-14 (546/юр) о предоставлении субсидий, явился основанием для обращения истца с иском в суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 5, 6, 135, 139, 161, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 8, 15, 16, 308, 309, 310, 425, 1064, 1071, 1069 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) удовлетворил заявленные исковые требования, поскольку у муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента перед истцом возникли расходные бюджетные обязательства, которые не были исполнены своевременно в полном объеме исходя из следующего.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. При этом субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Постановлением Правительства Самарской области от 12.09.2014 N 568 (ред. от 18.12.2014) "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014-2020 годы" утверждена государственная программа Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014-2020 годы (далее - Государственная программа).
Указанным постановлением установлено, что расходные обязательства Самарской области, возникающие в результате принятия настоящего Постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусматриваемых в установленном порядке соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий Государственной программы.
В соответствии со статьями 78 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации постановления Правительства Самарской области от 12.09.2014 N 568 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014-2020 годы" постановлением Администрации городского округа Самара от 26.12.2014 N 2013 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета городского округа Самара субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, в части финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным в целях обновления парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе" утвержден Порядок предоставления из бюджета городского округа Самара субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, в части финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным в целях обновления парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе.
Исполнение расходных обязательств городского округа Самара, возникающих на основании Постановления N 2013, возложено на городской округ Самара - счет средств бюджета городского округа Самара в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели Департаменту как главному распорядителю бюджетных средств решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара Самарской области на соответствующий финансовый год.
Субсидии предоставляются на основании заключенного Департаментом с получателем субсидии договора о предоставлении субсидий по форме согласно приложению N 1 к утвержденному Порядку (порядок 5 Порядка).
Истец является получателем бюджетных субсидий на основании заключенного 26.12.2014 с Департаментом договора N 39-14 (546/юр) о предоставлении субсидий.
С учетом изложенного, суд первой инстанции установил, что просрочка перечисления субсидий в согласованном Договором размере не оспорена ответчиком и подтверждена вступившими в законную силу судебными актами о взыскании с истца пени за несвоевременное перечисление лизинговых платежей по делам N А55-17321/2016, А55-546/2017, А55-23049/2016, А55-2295/2017, А55-24348/2016, А55-4820/2017 (т. 2 л.д. 67-107), платежными поручениями на перечисление субсидий (т. 2 л.д. 9-63), постановлениями службы судебных приставов, платежными поручениями об уплате исполнительского сбора (т. 2 л.д. 108-117), сведениями, обобщенными таблицами N 1 и 2, приложенными к исковому заявлению (т. 2 л.д. 4-7).
В данном случае компетентным органом по вопросу принятия решения о выплате субсидий и распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента.
Прекращение финансирования путем принятия постановления администрацией г.о. Самара от 30.11.2017 N 1033 "О внесении изменений в постановление администрации г.о. Самара от 04.08.2017 N 684 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета г.о. Самара субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям работ, осуществляющим свою деятельность на территории г.о. Самара, по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам, в целях возмещения затрат, связанных с приобретением в 2011 году автобусов, и признании утратившим силу отдельных муниципальных правовых актов", предусматривающее возможность компенсации затрат предприятия на закупку автобусов, приобретенных до конца 2012 года, произошло лишь 30.11.2017.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году.
Кроме того, не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
В связи с чем, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца о возмещении заявленных убытков.
Ответчиком не представлено доказательств, каким образом заключенные между сторонами дополнительные соглашения об уменьшении субсидий влияют на размер убытков, понесенных истцом в связи с невозможностью им расплатиться со своим контрагентом.
Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, они подлежат отклонению, поскольку указанные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу N А55-33308/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Мельникова |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 78 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации постановления Правительства Самарской области от 12.09.2014 N 568 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014-2020 годы" постановлением Администрации городского округа Самара от 26.12.2014 N 2013 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета городского округа Самара субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, в части финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным в целях обновления парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе" утвержден Порядок предоставления из бюджета городского округа Самара субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, в части финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным в целях обновления парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2018 г. N Ф06-38986/18 по делу N А55-33308/2017