г. Казань |
|
30 октября 2018 г. |
Дело N А12-895/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии:
заявителя - Гребеннковой Е.А., представитель по доверенности от 08.08.2018,
третьего лица (ООО "Либхерр-Русланд") - Смирновой М.В., представитель по доверенности от 26.12.2017 N 306-2017,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВ-Техно"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2018 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А12-895/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВ-Техно" (ИНН 3442116261, ОГРН 1113459003118) к Комитету сельского хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444049941, ОГРН 1023403456944), при участии заинтересованных лиц - Управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444049941, ОГРН 1023403456944), общества с ограниченной ответственностью "Либхерр-Русланд" (ИНН 7704217309, ОГРН 1027700454836) о признании незаконным отказа в постановке на государственный регистрационный учет бульдозера,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АВ-Техно" (далее заявитель, общество, ООО "АВ-Техно") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету сельского хозяйства Волгоградской области о признании незаконным отказа Отдела государственного надзора по Волгограду Управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Отдел госнадзора, регистрирующий орган, госорган) в постановке на государственный регистрационный учет бульдозера LIEBHERR PR 734L 2015 года выпуска (заводской N машины VAUZ1481PZT014483); об обязании Отдела госнадзора произвести государственную регистрацию указанного бульдозера с выдачей соответствующих документов.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области Комитета сельского хозяйства Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Либхерр-Русланд" (далее - ООО "Либхерр-Русланд").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО "Либхерр-Русланд", в своем отзыве поддерживает доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет сельского хозяйства Волгоградской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
По делу оспаривается отказ Отдела госнадзора в постановке на государственный регистрационный учет - бульдозер LIEBHERR PR 734L 2015 года выпуска (заводской N машины VAUZ1481PZT014483), приобретенного заявителем у ООО "Либхерр-Русланд" по договору поставки от 16.08.2016 N 11ЕМ816-1Л4692.
Основанием для отказа явилось невыполнение заявителем требований пункта 2.8.6.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного технического надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995 (далее - Правила госрегистрации), выразившееся в представлении акта приема-передачи основных средств (форма N ОС-1), незаверенного в установленном порядке, (отсутствуют печати и подписи сторон).
Не согласившись с отказом регистрирующего органа, ООО "АВ-Техно" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, проверив полномочия органа госнадзора, установив причину отказа, согласился с позицией госоргана.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции.
Как указали суды, в силу требований пунктов 1.4, 1.9, 1.13, 2.8 Правил госрегистрации регистрационные действия осуществляются при наличии определенных условий.
Согласно пункту 2.8.6 данных Правил регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоявших на учете (кроме указанных в пункте 2.8. Правил госрегистрации), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машин, номерной агрегат.
Договор поставки от 16.08.2016 N 11ЕМ816-1Л4692 составлен юридическими лицами в простой форме, акт приема-передачи объекта основных средств от 01.10.2016 N 0000-000075 (форма ОС-1) на спорный бульдозер не заверен в установленном порядке (отсутствуют печать и подпись продавца ООО "Либхерр-Русланд".
По мнению судов, представленный в материалы дела акт сдачи-приемки от 04.12.2017 произвольной формы не может являться допустимым доказательством, удостоверяющим факт передачи техники, поскольку при передаче основных средств необходимо составление иного акта установленной формы (N ОС-1), а такой акт между сторонами не подписан.
С учетом изложенного, суды сделали вывод о непредставлении заявителем доказательств передачи в собственность товара.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов ошибочными, а судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
Общество обратилось в госорган с заявлением о регистрации бульдозера LIEBHERR PR 734L 2015 года выпуска (заводской N машины VAUZ1481PZT014483), приобретенного заявителем по договору поставки от 16.08.2016 N 11ЕМ816-1Л4692.
Государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) производится на основании Правил госрегистрации.
Согласно пункту 1.1. Правил госрегистрации названные Правила разработаны в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938), и устанавливают единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных маши и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.10 Правил госрегистрации регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.
В силу требований пункта 2.1 указанных Правил машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца) - в паспорте машины.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 938 регистрация транспортных средств производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров и иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дородного движения) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Другим основанием для отказа в регистрации транспортного средства является неисполнение требований пункта 3 статьи 16 Закона о безопасности дорожного движения, предусматривающего обязанность владельцев транспортных средств осуществлять страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, не проводятся государственный технический осмотр и регистрация.
Законодательство не содержит иных запретов на регистрацию транспортного средства в органах безопасности дорожного движения или в органах гостехнадзора, в том числе запрета на регистрацию транспортного средства собственником, приобретшим его на основании договора поставки в связи с представлением акта приема-передачи (форма ОС-1), незаверенного в установленном порядке (отсутствуют печати и подписи сторон).
Согласно пункту 12 Правил госрегистрации, транспортные средства регистрируются только за собственником транспортных средств, в том числе и юридическими лицами, указанными в заключенных договорах и иных документах, подтверждающих право собственности на транспортное средство.
Суд кассационной инстанции критически относится к выводам судов о том, что заявителем не доказан факт наличия права собственности на бульдозер.
Как указывает заявитель кассационной жалобы и подтверждено материалами дела, между ООО "Либхерр-Русланд" и ООО "АВ-Техно" заключен договор поставки от 16.08.2017 N 11ЕМS16-U14692 JN, по результатам исполнения которого заявитель является собственником бульдозера LIEBHERR PR 734L 2015 года выпуска (заводской N машины VAUZ1481PZT014483). Акт сдачи-приемки оборудования подписан между сторонами 04.12.2017, право собственности на оборудование перешло к заявителю в соответствии с положениями пункта 4.7 договора поставки - с момента полной оплаты цены договора - с 04.08.2017.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 223 указанного Кодекса, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности, поэтому при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя - момент передачи транспортного средства.
Ссылка регистрирующего органа, поддержанная судами обеих инстанций на отсутствие в акте передачи техники (форма N ОС-1) подписи и печати продавца противоречит Закону о безопасности дорожного движения (пункт 3 статьи 15, пункт 3 статьи 16 данного Закона), а также разъяснениям Федеральной службы государственной статистики, данным в письме от 31.03.2005 N 01-02-09/205 "О порядке применения унифицированных форм первичной учетной документации N ОС-1 и ОС-4А, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, в соответствии с полномочиями, предоставленными данному органу подпунктом 6.3 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420.
Согласно данным разъяснениям спорное транспортное средство не подлежало постановке на бухгалтерский учет в качестве основного средства, поскольку не подпадало под условия, предусмотренные пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
В связи с изложенным, выводы регистрирующего органа, поддержанные судами нижестоящих инстанций о представлении акта приема-передачи основных средств (форма N ОС-1), незаверенного в установленном порядке, (отсутствуют печати и подписи поставщика - ООО "Либхерр-Русланд" противоречат нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции отменяет ранее принятые судебные акты полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб, подлежат взысканию с ответчика.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области распределить судебные расходы по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 по делу N А12-895/2018 отменить, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВ-Техно" - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Отдела государственного надзора по Волгограду Управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области Комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 15.12.2017 N 25/34-03/1430 в постановке на государственный регистрационный учет бульдозера LIEBHERR PR734L 2015 года выпуска (заводской N машины VAUZ1481PZT014483).
Обязать Отдел государственного надзора по Волгограду Управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области Комитета сельского хозяйства Волгоградской области устранить допущенные нарушения общества с ограниченной ответственностью "АВ-Техно" путем совершения регистрационных действий - поставить на государственный регистрационный учет в отношении владельца - общества с ограниченной ответственностью "АВ-Техно" - бульдозер LIEBHERR PR734L 2015 года выпуска (заводской N машины VAUZ1481PZT014483) с выдачей соответствующих документов в течение 14 рабочих дней со дня вступления настоящего постановления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка регистрирующего органа, поддержанная судами обеих инстанций на отсутствие в акте передачи техники (форма N ОС-1) подписи и печати продавца противоречит Закону о безопасности дорожного движения (пункт 3 статьи 15, пункт 3 статьи 16 данного Закона), а также разъяснениям Федеральной службы государственной статистики, данным в письме от 31.03.2005 N 01-02-09/205 "О порядке применения унифицированных форм первичной учетной документации N ОС-1 и ОС-4А, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, в соответствии с полномочиями, предоставленными данному органу подпунктом 6.3 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420.
Согласно данным разъяснениям спорное транспортное средство не подлежало постановке на бухгалтерский учет в качестве основного средства, поскольку не подпадало под условия, предусмотренные пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2018 г. N Ф06-38502/18 по делу N А12-895/2018