г. Казань |
|
30 октября 2018 г. |
Дело N А72-6458/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.
в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.06.2018 (судья Чудинова В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судей Бажан П.В., Филиппова Е.Г)
по делу N А72-6458/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, третьи лица: Правительство Ульяновской области, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, о признании незаконным действий и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" (далее - ООО "Симбирская экологическая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным действия Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство), выразившегося в отказе в утверждении Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы, об обязании устранить нарушения действующего законодательства путем утверждения Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.08.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017, в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2018 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.08.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении, определением суда приняты уточненные требования общества: просит признать действия Министерства об отказе в утверждении Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 незаконными; обязать Министерство рассмотреть инвестиционную программу объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 в порядке, предусмотренном разделом V Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424, с учетом протокола разногласий от 03.04.2017; принято к рассмотрению заявление о взыскании судебных расходов по делу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 заявленные требования удовлетворены.
Министерство, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
ООО "Симбирская экологическая компания" предоставило отзыв, которым отклонило доводы, изложенные в кассационной жалобе, просило оставить судебные акты без изменения кассационную жалобу, без удовлетворения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Симбирская экологическая компания" осуществляет строительство объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области.
Строительство объекта осуществляется на земельном участке, предоставленным распоряжением губернатора Ульяновской области от 17.12.2015 N 661-р без проведения торгов в целях размещения объекта коммунально-бытового назначения с кадастровым номером 73:11:022401:826, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, Новоспасский район, в 2521 метрах по направлению на северо-восток от производственной базы по улице Гагарина дом 16 в рабочем поселке Новоспасское.
Общество письмом от 17.02.2017 исх. N 9 в адрес Министерства направило проект Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы.
Письмом от 15.03.2017 исх. N 73-ИОГВ-0601/3811 Министерство сообщило о невозможности принятия материалов инвестиционной программы к рассмотрению, поскольку представленные документы не содержат информации, требуемой действующим законодательством для утверждения инвестиционной программы.
Письмом от 03.04.2017 N 18 общество повторно направило на утверждение проект Инвестиционной программы и заявление об урегулировании разногласий.
Письмом от 14.04.2017 и от 17.04.2017 Министерство отказало дать оценку необходимости включения затрат предприятия в Инвестиционную программу, поскольку ООО "Симбирская экологическая компания" не входит в реестр регулируемых организаций.
Суды нижестоящих инстанций при первоначальном рассмотрении дела, согласились с выводами Министерства и отказали обществу в удовлетворении его требований.
Кассационная инстанция, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, указала на изменения с 01.01.2018 редакции Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), и в частности, статьи 6 Закона N89-ФЗ, согласно которой (в новой редакции) слова "операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности" исключены. Законом N89-ФЗ в новой редакции субъекту Российской Федерации предоставлено право утверждения инвестиционных программ.
На момент рассмотрения дела судебными инстанциями изменения в Закон N 89-ФЗ внесены не были.
В силу пункта 1 статьи 2 Закон N 89-ФЗ (с изм. и доп. вступ. силу с 01.01.2018) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Согласно новой редакции статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в частности, утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
Решением Ульяновского областного суда от 02.06.2017 по делу N 3а-22/2017, признана недействующая со дня вступления в законную силу решения суда Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области, утвержденную приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26.09.2016 N 28-од.
В решении суда указано, что ООО "Симбирская экологическая компания", реализующее в соответствии с документами территориального планирования Ульяновской области инвестиционный проект строительства "Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области", является субъектом регулируемых Территориальной схемой обращения с отходами отношений.
При этом необходимая для осуществления строительства инвестиционная программа согласно статье 24.13 Закона N 89-ФЗ производства и потребления разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
Таким образом, ООО "Симбирская экологическая компания", осуществляющее строительство объекта, является лицом, имеющим право разрабатывать и заявлять об утверждении инвестиционной программы.
Суд первой и апелляционной инстанции, при повторном рассмотрении дела, исследовав и оценив представленные в дело документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, учитывая значимость основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (предусматривающих переход на новую систему организации субъектами Российской Федерации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами), а также то, что Министерство во время повторного рассмотрения дела не принял мер к урегулированию спора путем рассмотрения инвестиционной программы по существу, пришли к выводу, что оспариваемые действия Министерства являются неправомерными, нарушающими права и интересы общества.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку, как установлено судами при повторном рассмотрении дела, строительство осуществляется на основании инвестиционной программы, разрабатываемой на основании территориальной схемы в области обращения с отходами, а значит, такие действия нарушают права и законные интересы ООО "Симбирская экологическая компания" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обществом также было заявлено требование о взыскании судебных расходов в общей сумме 189 400,53 руб., из которой 100 000 руб. - оплата услуг представителя; 75 000 руб. - оплата транспортных расходов; 10 200,53 руб. - оплата ГСМ; 4 200 руб. - оплата командировочных расходов.
Суды, принимая во внимание незначительную сложность данного дела, небольшой объем подготовленного представителем общества процессуальных документов и незначительные временные затраты на участие в одном судебном заседании, а также учитывая стоимость услуги такси, расстояния между городами, требование о взыскании судебных расходов обоснованно удовлетворено частично в размере 135 000 руб.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу N А72-6458/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно новой редакции статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в частности, утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
...
В решении суда указано, что ООО "Симбирская экологическая компания", реализующее в соответствии с документами территориального планирования Ульяновской области инвестиционный проект строительства "Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области", является субъектом регулируемых Территориальной схемой обращения с отходами отношений.
При этом необходимая для осуществления строительства инвестиционная программа согласно статье 24.13 Закона N 89-ФЗ производства и потребления разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2018 г. N Ф06-38719/18 по делу N А72-6458/2017
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38719/18
08.08.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10276/18
07.06.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6458/17
28.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-29720/18
04.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14720/17
29.08.2017 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6458/17