г. Казань |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А55-35334/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии:
заявителя - Корнеева В.В., доверенность от 09.01.2017 N 05-05/038,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Приволга"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.05.2018 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-35334/2017
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Приволга" о признании недействительным отказа Департамента охоты и рыболовства Самарской области в согласовании плана природоохранных мероприятий Самарского РНУ и Бугурусланского РНУ мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания, выраженного в письме от 31.10.2017 N 601/1894,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - заявитель, общество, АО "Транснефть-Приволга") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Департамента охоты и рыболовства Самарской области (далее - Департамент, госорган) в согласовании плана природоохранных мероприятий Самарского РНУ и Бугурусланского РНУ мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания, выраженного в письме от 31.10.2017 N 601/1894.
Судом, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Транснефть-Приволга", ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя заявителя, судебная коллегия установила следующее.
В ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной Департаментом в отношении общества, должностными лицами госоргана выявлены нарушения заявителем требований, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), а именно: АО "Транснефть-Приволга" в ходе эксплуатации опасных производственных объектов оказывало негативное воздействие на объекты животного мира и среду их обитания и при этом не предусматривало, не согласовывало и не реализовывало мероприятия по их охране и восстановлению.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 14.07.2017 N 20, в соответствии с которым заявителю необходимо разработать и включить в Планы природоохранных мероприятий Самарского РНУ и Бугурусланского РНУ мероприятия по охране объектов животного мира и среды их обитания и согласовать Планы природоохранных мероприятий с Департаментом к определенному сроку - до 15.10.2017.
Во исполнение указанного предписания АО "Транснефть-Приволга" 13.10.2017 направило в адрес госоргана документ за исх. N ТПВ-01-18-44/49519, озаглавленный "План природоохранных мероприятий" (Самарское, Бугурусланское РНУ, Самарская область) "Мероприятия по охране объектов животного мира и среды их обитания".
Письмом от 31.10.2017 N 601/1894 Департамент отказал заявителю в согласовании плана природоохранных мероприятий Самарского РНУ и Бугурусланского РНУ "Мероприятия по охране объектов животного мира и среды их обитания".
Основанием для отказа явилось то, что представленная заявителем документация не содержит в себе никаких конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания и только повторяет требование предписания госоргана от 14.07.2017 N 20 - разработать и согласовать такие мероприятия.
Кроме того, как указано в письме от 31.10.2017 N 601/1894, пунктами 3 и 4 представленного раздела плана природоохранных мероприятий предусмотрена разработка Департаментом временного порядка согласований, а также регламента межведомственного взаимодействия по согласованию мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания. Однако указанные пункты не могут быть отнесены к мероприятиям АО "Транснефть-Приволга" по охране объектов животного мира и среды их обитания. Кроме того, назначение госоргана ответственным исполнителем в документах организации некорректно, поскольку общество не может давать каких-либо заданий и поручений органам федерального государственного надзора.
Полагая, что данный отказ госоргана нарушает права и законные интересы заявителя, АО "Транснефть-Приволга" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая требования необоснованными, судебные инстанции руководствовались фактическими обстоятельствами дела, а также следующими нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Согласно статье 22 Закона о животном мире любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 7-ФЗ оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2011 N 880 утверждены "Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области" (далее - Требования N 880), в соответствии с пунктами 9, 13 которых предусмотрена обязанность разработки и реализации мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания.
В пункте 9 Требований N 880 указано, что на этапе планирования хозяйственной деятельности в установленном порядке на территории намечаемой деятельности проводятся инженерно-экологические изыскания, результаты которых используются для оценки воздействия намечаемой деятельности на объекты животного мира и среду их обитания и для разработки мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания, а также расчета размеров наносимого ущерба объектам животного мира и среде их обитания.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (статья 31 Требований N 880).
Следовательно, указанные природоохранные мероприятия должны разрабатываться и реализовываться заявителем не только при строительстве, но и при эксплуатации системы транспортировки нефти.
Таким образом, судами правомерно признано требование Департамента к обществу о разработке и включении в Планы природоохранных мероприятия по охране объектов животного мира и среды их обитания законным и направленным на устранение допущенного заявителем нарушения норм природоохранного законодательства.
Судебной коллегией кассационной инстанции отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о невозможности выполнения обществом действий по согласованию мероприятий в связи с отсутствием регламента взаимодействия между Министерством и Департаментом по согласованию планируемых мер, направленных на предотвращение гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области, поскольку как верно указано судами нижестоящих инстанций, отсутствие на текущий момент регламента взаимодействия между Министерством и Департаментом по согласованию планируемых мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания не является препятствием для направления заявителем разработанных конкретных мероприятий на согласование в госорган и получения такого согласования.
Отсутствие названного регламента взаимодействия между органами исполнительной власти не освобождает заявителя от соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и объектов животного мира.
Данный вывод также подтверждается и судебными актами Самарского районного и Самарского областного судов, изложенных в решениях по результатам рассмотрения жалоб заявителя на постановление о привлечении общества к административной ответственности от 28.07.2017.
Относительно пункта 2 заявления судами установлено, что письмом АО "Транснефть-Приволга" от 13.10.2017 N ТПВ-01-18-44/49519 в Департамент на согласование был направлен документ, озаглавленный "План природоохранных мероприятий" (Самарское, Бугурусланское РНУ, Самарская область) "Мероприятия по охране объектов животного мира и среды их обитания".
Между тем, как установлено судами, представленный на согласование документ не содержит в себе мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания.
Пункты 1, 2, 5 указанного Плана по сути повторяют требование Департамента, изложенные в предписании от 14.07.2017 N 20, и декларируют лишь намерение заявителя разработать такие мероприятия. Пункты 3 и 4 - содержат поручения Департаменту по разработке временного порядка согласований, а также регламента межведомственного взаимодействия по согласованию мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания, что в силу закона недопустимо. При этом вышеназванные пункты не являются мероприятиями по охране объектов животного мира и среды их обитания.
Иных документов планирования природоохранных мероприятий при эксплуатации своих производственных объектов общество Департаменту и судам не представило.
Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 1, 3, 34, 46 Закона об охране окружающей среды, статьями 1, 3, 22 Закона о животном мире, пунктами 6, 9, 13, 31 Требований N 880, пунктом 2.2 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.02.2008 N 26, а также установив, что представленный заявителем на согласование документ не содержит мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания, суды признали оспариваемый отказ Департамента законным, не нарушающим правы и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Статьей 286 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды нижестоящих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 по делу N А55-35334/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункты 1, 2, 5 указанного Плана по сути повторяют требование Департамента, изложенные в предписании от 14.07.2017 N 20, и декларируют лишь намерение заявителя разработать такие мероприятия. Пункты 3 и 4 - содержат поручения Департаменту по разработке временного порядка согласований, а также регламента межведомственного взаимодействия по согласованию мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания, что в силу закона недопустимо. При этом вышеназванные пункты не являются мероприятиями по охране объектов животного мира и среды их обитания.
Иных документов планирования природоохранных мероприятий при эксплуатации своих производственных объектов общество Департаменту и судам не представило.
Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 1, 3, 34, 46 Закона об охране окружающей среды, статьями 1, 3, 22 Закона о животном мире, пунктами 6, 9, 13, 31 Требований N 880, пунктом 2.2 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.02.2008 N 26, а также установив, что представленный заявителем на согласование документ не содержит мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания, суды признали оспариваемый отказ Департамента законным, не нарушающим правы и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2018 г. N Ф06-38636/18 по делу N А55-35334/2017