г. Казань |
|
29 ноября 2018 г. |
Дело N А72-2417/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Тюриной Н.А.,
при участии представителя:
ответчика - Жарова Е.В., доверенность от 01.02.2018 N 21/88юр,
в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018 (судья Юдин П.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2018 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Демина Е.Г., Шадрина О.Е.)
по делу N А72-2417/2017
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485) к акционерному обществу "Ульяновский патронный завод" (ОГРН 1047301521520, ИНН 7328500127) о взыскании 4 094 545,77 руб. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Ульяновский патронный завод" (далее - Общество, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные в период с октября по декабрь 2016 года услуги по передаче тепловой энергии на сумму 4 035 005,78 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.11.2016 по 02.03.2017 в сумме 59 539,99 руб. и с 03.03.2017 по день фактического исполнения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.05.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017, исковые требования Предприятия удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2017 указанные решение и постановление отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика основной долг в сумме 1 837 408,15 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 138 542,23 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2018, исковое заявление Предприятия оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить названные решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований, считая, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, выводы судов о том, что к спорным правоотношениям по передаче тепловой энергии подлежат применению положения жилищного законодательства, устанавливающего порядок определения объема коммунальных услуг гражданам, являются ошибочными.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Предприятие, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в заявлении от 22.11.2018 просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 09.06.2016 между Обществом (Теплоснабжающая организация, ТО) и Предприятием (Теплосетевая организация, ТСО) был заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии N 20оу-патронный-216/16УПЗ (с учетом протокола разногласий от 17.06.2016), по условиям которого ТСО обязалась оказывать услуги по передаче тепловой энергии от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии, а ТО обязалась оплачивать оказанные услуги на условиях, определяемых настоящим договором.
Согласно пункту 1.3 договора точка приема определяется на границе балансовой принадлежности тепловых сетей ТО и ТСО согласно приложению N 2а к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 1.4 договора точка передачи определяется на границе балансовой принадлежности тепловых сетей ТСО и тепловых сетей Потребителя ТО или смежных организаций (владельцев тепловых сетей) согласно приложению N 2б к настоящему договору.
На основании пункта 1.5 договора максимальная величина мощности тепловых сетей, технологически присоединенных к источнику тепловой энергии ТО, с распределением указанной величины мощности по каждой точке присоединения определены приложением N 1 к настоящему договору.
В пункте 3.1 договора предусмотрено, что измерения и регистрация параметров теплоносителя, учет и расчет объемов переданной тепловой энергии производятся в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3.2 договора показателями качества тепловой энергии на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) ТО и ТСО являются: температура теплоносителя в подающем трубопроводе - в соответствии с температурным графиком на границе раздела сетей ТО и ТСО в зависимости от температуры наружного воздуха, не допуская отклонения среднесуточной температуры более плюс/минус 3%; температура теплоносителя в обратном трубопроводе в соответствии с температурным графиком; давление теплоносителя в обратном и подающем трубопроводах в соответствии с гидравлическими режимами на границе раздела сетей ТО и ТСО.
Согласно пункту 4.1 договора тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя утверждаются в соответствии с действующим законодательством.
За расчетный период принимается календарный месяц (пункт 4.2 договора).
В силу пункта 4.3 договора стоимость услуг ТСО за расчетный месяц определяется как произведение количества переданной тепловой энергии и утвержденного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ТСО. Количество переданной тепловой энергии определяется как разность между объемом тепловой энергии, поступившей в сеть ТСО в точке приема, и потерями в сетях ТСО, количество которых определяется в соответствии с договором от 17.06.2016 N 21кп-20оу-патронный-311/16УПЗ, заключенным между ГТ и ТСО. Объем тепловой энергии, поступивший в сеть ТСО в точке приема, определяется по показаниям ПКУ, установленным на границе раздела балансовой принадлежности сетей ТО и ТСО.
В соответствии с пунктом 4.4 договора ТСО в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, представляет ТО счет на оплату, счет-фактуру и два экземпляра акта об оказании услуг, подписанные уполномоченными лицами. ТО обязуется в течение 5 рабочих дней после получения оформить акты об оказании услуг надлежащим образом и 1 экземпляр акта вернуть в адрес ТСО. Оплата по настоящему договору производится не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал, что во исполнение условий заключенного между сторонами договора он оказал ответчику в период с октября по декабрь 2016 года услуги по передаче тепловой энергии на сумму 22 394 131,24 руб., стоимость которых определена исходя из тарифа, установленного приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 08.12.2015 N 06-623. Для оплаты оказанных услуг истцом в адрес ответчика были направлены счета-фактуры и акты об оказании услуг на указанную сумму. Ответчик оплатил оказанные услуги частично на сумму 18 359 125,46 руб., в связи с чем истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 20.01.2017 N 99 с требованием о погашении долга в сумме 4 035 005,78 руб., которая оставлена ответчиком без ответа.
Как установлено судами из материалов дела, конечными потребителями тепловой энергии, поставляемой Обществом по сетям Предприятия являются, в том числе, многоквартирные жилые дома, то есть население. Часть указанных домов общедомовыми приборами коммерческого учета оборудованы не были.
Спор между сторонами состоит в определении объема фактически оказанных истцом услуг по передаче тепловой энергии, подлежащему применению методу определения величины полезного отпуска тепловой энергии.
По домам, оборудованным общедомовыми приборами учета, истец поставленный объем тепловой энергии рассчитывал по показаниям данных приборов. По домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, истец поставленный объем тепловой энергии рассчитывал в соответствии с пунктами 66 и 73 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр).
Ответчик считает, что объем услуг по передаче тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, не оборудованные приборами коммерческого учета, должен определяться с применением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно части 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя - это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного между теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
По своей правовой природе такой договор является договором оказания услуг, следовательно, правоотношения между его сторонами регулируются также положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о теплоснабжении по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно пункту 56 Правил организации теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Следовательно, услуга по передаче тепловой энергии теплосетевой организацией оказывается от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии.
В пункте 2 Правил N 808 под точкой приема понимается место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя; под точкой передачи понимается место физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (или тепловых сетей единой теплоснабжающей организации) с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплосетевой организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Таким образом, оплачиваемой услугой по передаче тепловой энергии является передача тепловой энергии до объектов абонентов (конечных потребителей).
Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя"). В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) приоритет перед законодательством о теплоснабжении. Из пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как правильно отметили суды, непосредственно статья 157 ЖК РФ, Правила N 354 не регулируют отношения между теплоснабжающей и теплосетевой организацией. Однако они устанавливают порядок определения объема потребленной населением коммунальной услуги, в том числе на общедомовые нужды, по которому в силу вышеприведенных положений Закона о теплоснабжении, Правил N 808 определяется объем протранспортированной (доставленной) конечным потребителям тепловой энергии, и как, следствие объем оплачиваемой услуги теплосетевой организации, оказываемой ею теплоснабжающей организации.
Таким образом, часть объема тепловой энергии, переданной истцом конечным потребителям ответчика - владельцам помещений в многоквартирных домах в виде коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, определяется в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Так как оплачиваемый объем услуги по передаче тепловой энергии не может превышать объем полезного отпуска, к спорным правоотношениям в части определения объема услуги по передаче тепловой энергии в многоквартирные дома подлежат применению нормы ЖК РФ и Правил N 354.
Поскольку суды определили спорный объем услуги по передаче тепловой энергии с применением жилищного законодательства и установили отсутствие задолженности по ее оплате, в удовлетворении требований истца отказано правомерно.
Доводы подателя кассационной жалобы о неприменении к спорным правоотношениям положений ЖК РФ и Правил N 354 ошибочны, основаны на неверном толковании приведенных выше норм материального права.
Нормы ЖК РФ и Правил N 354 устанавливают обязательный, специальный порядок определения количества потребленного владельцами помещений многоквартирных домов коммунального ресурса на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Несоответствие положений договора о порядке расчета объема оказанных услуг нормам материального права влечет невозможность их применения.
Доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
В связи с принятием настоящего постановления с истца подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку ему при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по ее уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2018 по делу N А72-2417/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 руб.
Поручить Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно отметили суды, непосредственно статья 157 ЖК РФ, Правила N 354 не регулируют отношения между теплоснабжающей и теплосетевой организацией. Однако они устанавливают порядок определения объема потребленной населением коммунальной услуги, в том числе на общедомовые нужды, по которому в силу вышеприведенных положений Закона о теплоснабжении, Правил N 808 определяется объем протранспортированной (доставленной) конечным потребителям тепловой энергии, и как, следствие объем оплачиваемой услуги теплосетевой организации, оказываемой ею теплоснабжающей организации.
Таким образом, часть объема тепловой энергии, переданной истцом конечным потребителям ответчика - владельцам помещений в многоквартирных домах в виде коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, определяется в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Так как оплачиваемый объем услуги по передаче тепловой энергии не может превышать объем полезного отпуска, к спорным правоотношениям в части определения объема услуги по передаче тепловой энергии в многоквартирные дома подлежат применению нормы ЖК РФ и Правил N 354.
...
Доводы подателя кассационной жалобы о неприменении к спорным правоотношениям положений ЖК РФ и Правил N 354 ошибочны, основаны на неверном толковании приведенных выше норм материального права.
Нормы ЖК РФ и Правил N 354 устанавливают обязательный, специальный порядок определения количества потребленного владельцами помещений многоквартирных домов коммунального ресурса на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф06-25661/17 по делу N А72-2417/2017
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25661/17
10.08.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10727/18
05.06.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-2417/17
26.12.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25661/17
21.11.2017 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-2417/17
15.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9813/17
26.05.2017 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-2417/17