Проект федерального закона N 90063164-3
"Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
в первом чтении
Глава I. Общие положения
Глава II. Управление в области экологической безопасности
автомобильного транспорта
Глава III. Осуществление государственной политики в области
обеспечения экологической безопасности автомобильного
транспорта
Глава IV. Организация деятельности по обеспечению экологической
безопасности автотранспортных средств и моторного топлива
Глава V. Обеспечение экологической безопасности объектов
инфраструктуры автомобильного транспорта
Глава VI. Деятельность по обеспечению экологической безопасности
транспортных потоков
Глава VII. Экологический контроль на автомобильном транспорте
Глава VIII. Экономический механизм обеспечения экологической
безопасности автомобильного транспорта
Глава IX. Профессиональная экологическая подготовка руководящих
работников и водителей автомобильного транспорта
Глава X. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации в области обеспечения экологической безопасности
автомобильного транспорта
Глава XI. Международное сотрудничество Российской Федерации в области
обеспечения экологической безопасности автомобильного
транспорта
Приложение 1. Экологическая классификация автотранспортных средств
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта и направлен на создание экономических, социальных и организационных условий для стимулирования производства и эксплуатации автотранспортных средств, соответствующих современным экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, производства и использования экологически безопасных видов моторного топлива и других энергоносителей в целях предотвращения вредного воздействия загрязнений от автомобильного транспорта на здоровье человека и окружающую природную среду.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
автотранспортные средства - легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы, специальные автомобили, предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования;
автомобильный транспорт - комплекс, включающий автотранспортные средства, объекты инфраструктуры обеспечения эксплуатации автотранспортных средств и автомобильные дороги;
объект инфраструктуры автомобильного транспорта - предприятие всех организационно-правовых форм и форм собственности, имеющее производственную базу для осуществления технического обслуживания и/или ремонта и хранения автотранспортных средств, заправки автотранспортных средств моторными топливами, хранения и обработки грузов, перевозимых автомобильным транспортом, сбора, переработки и утилизации отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств;
экологическая безопасность автомобильного транспорта - состояние защищенности личности, общества и государства, а также объектов растительного и животного мира от последствий вредного воздействия автомобильного транспорта на здоровье населения и окружающую среду;
обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта - система действий, направленных на максимально возможное снижение и предупреждение вредного воздействия автомобильного транспорта на здоровье населения и состояние окружающей среды;
отработавшие газы - смесь газов с примесью взвешенных частиц, образовавшихся в результате сгорания моторного топлива;
моторное топливо - автомобильные бензины, дизельные топлива, сжиженный углеводородный газ, сжиженный природный газ и другие альтернативные виды моторного топлива;
экологическая классификация автотранспортных средств - разделение автотранспортных средств по уровню экологических требований на основе действующих правил сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования;
парк автотранспортных средств - совокупность автотранспортных средств, зарегистрированных и/или эксплуатируемых на территории Российской Федерации;
транспортный поток - совокупность транспортных средств, одновременно участвующих в движении на определенном участке улично-дорожной сети;
токсичность отработавших газов - показатель влияния вредного воздействия на человека, растения и животных вредных (загрязняющих) веществ, содержащихся в выбросах автотранспортного средства.
качество моторного топлива - совокупность физических и химических свойств моторного топлива, отражающих степень его соответствия требованиям государственных стандартов.
Статья 2. Законодательство в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта
1. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта основывается на Конституции Российской Федерации, Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Законе Российской Федерации "Об охране атмосферного воздуха", Законе Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований на автомобильном транспорте и установление налоговых, финансовых и иных льгот для осуществления деятельности по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта.
Глава II. Управление в области экологической безопасности
автомобильного транспорта
Статья 3. Государственное управление в области экологической безопасности автомобильного транспорта
Государственное управление в области экологической безопасности автомобильного транспорта осуществляет Правительство Российской Федерации, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Основные принципы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта
Основными принципами обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта являются:
приоритет обеспечения экологической безопасности при формировании государственной транспортной политики;
обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
обязательность государственного регулирования деятельности в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта при его производстве, эксплуатации и утилизации отходов автомобилей и используемых технических материалов;
разрешительный порядок осуществления тех видов производственной деятельности на автомобильном транспорте, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
государственная экономическая поддержка, регулирование и стимулирование деятельности по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта;
научная обоснованность принимаемых решений в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта относятся:
формирование и проведение единой государственной политики в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта;
разработка и обеспечение реализации федеральных целевых программ в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта;
принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на стимулирование производства и эксплуатации автотранспортных средств, производства и использования моторного топлива и используемых технических материалов с улучшенными экологическими характеристиками, в том числе установление налоговых и иных льгот юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта, сбора и обработки отходов автомобильного транспорта, а также использование альтернативных видов топлива, в том числе природного газа;
координация работ по разработке и реализации региональных программ в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта;
разработка и введение в действие государственных стандартов, норм и правил, в том числе международных, в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта;
установление порядка организации проведения государственного контроля в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта;
установление общего порядка и принципов ограничений движения автотранспортных средств в целях обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта;
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области экологической безопасности автомобильного транспорта
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
участие в формировании государственной политики субъектов Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта;
принятие законов, иных нормативных правовых актов, направленных на стимулирование производства и эксплуатации автотранспортных средств, производства и использования моторных топлив и иных технических материалов с улучшенными экологическими характеристиками, в том числе установление налоговых и иных льгот юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта, сбора и переработки отходов автомобильного транспорта, а также использования альтернативных видов топлива, в том числе природного газа;
создание специальных фондов, способствующих повышению экологической безопасности автомобильного транспорта;
осуществление государственного контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду от автотранспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации;
установление норм и правил сбора и переработки отходов, образующихся при эксплуатации автомобильных транспортных средств на соответствующей территории Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Федеральные и региональные целевые программы и мероприятия по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта
1. Правительство Российской Федерации организует разработку и реализацию федеральных целевых программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта.
Мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, должны входить в состав программ по охране окружающей природной среды и других федеральных целевых программ в области развития автомобильного транспорта.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и осуществляют реализацию региональных целевых программ, направленных на обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, в том числе схемы и программы развития транспортной инфраструктуры, в пределах своих полномочий.
3. Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, в том числе планы по передвижению автотранспорта, в пределах своих полномочий.
4. Программы и мероприятия по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта периодически пересматриваются по мере совершенствования автомобильных транспортных средств и технологий и применения новых видов моторного топлива, а также в связи с изменениями требований охраны окружающей среды.
5. Контроль за реализацией программ по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Статья 9. Финансирование целевых программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта
1. Финансирование федеральных целевых программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта осуществляется из средств федерального бюджета, федерального экологического фонда и других не запрещенных законом источников.
2. Финансирование региональных целевых программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта осуществляется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, экологического фонда субъектов Российской Федерации и других не запрещенных законом источников.
3. Финансирование мероприятий по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта местного значения осуществляется из средств органов местного самоуправления, соответствующих экологических фондов и других не запрещенных законом источников.
Глава III. Осуществление государственной политики в области
обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта
Статья 10. Государственное унитарное хозрасчетное предприятие обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта
1. В целях осуществления государственной политики в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта Правительство Российской Федерации создает государственное унитарное хозрасчетное предприятие экологической безопасности автомобильного транспорта.
2. Государственное унитарное хозрасчетное предприятие экологической безопасности автомобильного транспорта имеет подведомственные ему территориальные органы, создаваемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 11. Реализация деятельности государственного унитарного хозрасчетного предприятия экологической безопасности автомобильного транспорта
1. Государственное унитарное хозрасчетное предприятие экологической безопасности автомобильного транспорта в Российской Федерации является самостоятельным государственным хозрасчетным внебюджетным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
2. Основными задачами государственного унитарного хозрасчетного предприятия экологической безопасности автомобильного транспорта в Российской Федерации являются:
привлечение финансовых ресурсов из различных источников с целью финансирования комплексных программ по снижению вредного влияния автотранспортного комплекса на окружающую среду и здоровье населения;
финансирование и кредитование федеральных целевых программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта;
содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области экологической безопасности автомобильного транспорта, финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества.
3. Положение о государственном унитарном хозрасчетном предприятии экологической безопасности автомобильного транспорта утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Государственное унитарное хозрасчетное предприятие экологической безопасности автомобильного транспорта в установленном порядке осуществляет следующие функции:
направляет средства на решение задач, определенных законодательством Российской Федерации и положением о государственном унитарном хозрасчетном предприятии экологической безопасности автомобильного транспорта;
осуществляет кредитные операции, выступает гарантом и размещает средства на депозитах банковских учреждений;
организует и проводит денежно-вещевые лотереи, аукционы и благотворительные акции;
осуществляет сотрудничество с другими предприятиями и организациями в Российской Федерации и в других государствах по вопросам деятельности в области экологической безопасности автомобильного транспорта;
учреждает предприятия и организации, деятельность которых направлена на реализацию задач государственного унитарного хозрасчетного предприятия экологической безопасности автомобильного транспорта;
осуществляет иную деятельность, не противоречащую действующему законодательству и положению о государственном унитарном хозрасчетном предприятии экологической безопасности автомобильного транспорта.
Статья 12. Региональные государственные унитарные хозрасчетные предприятия экологической безопасности автомобильного транспорта
1. Региональные государственные унитарные хозрасчетные предприятия экологической безопасности автомобильного транспорта являются государственными внебюджетными организациями, обладающими правами юридического лица.
2. Положение о региональном государственном унитарном хозрасчетном предприятии экологической безопасности автомобильного транспорта утверждает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 13. Основные направления деятельности и расходования средств федерального и региональных государственных унитарных хозрасчетных предприятий экологической безопасности автомобильного транспорта
Средства федерального и региональных государственных унитарных хозрасчетных предприятий экологической безопасности автомобильного транспорта расходуются на реализацию государственной политики в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе на финансирование работ по выполнению мероприятий по снижению вредного воздействия автотранспортных средств на состояние окружающей природной среды и на здоровье населения Российской Федерации:
нормативное, правовое и организационное обеспечение;
повышение экологических характеристик традиционных моторных топлив;
применение альтернативных видов моторного топлива и иных источников энергии;
применение технических средств снижения токсичности отработавших газов;
развитие производственно-технической базы автотранспортного комплекса;
подготовка специалистов для предприятий и организаций, реализующих федеральную целевую программу по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта;
участие в разработке и реализации других федеральных программ и проектов, способствующих обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта;
научно-методическое, контрольно-методическое и информационное обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта;
научно-технические исследования, разработки, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
участие в финансировании строительства, реконструкции природоохранных объектов, осуществляемых предприятиями и организациями;
выплата компенсаций гражданам за вред, причиненный их здоровью вредным экологическим воздействием автомобильного транспорта;
развитие экологического воспитания и образования;
содержание аппарата федерального и региональных государственных хозрасчетных предприятий экологической безопасности автомобильного транспорта.
2. Часть средств федерального и региональных государственных унитарных хозрасчетных предприятий экологической безопасности автомобильного транспорта в Российской Федерации на договорных условиях может использоваться для выдачи под процентные займы предприятиям и организациям для реализации природоохранных мероприятий, а также для их вложения в ценные бумаги, а также долевого участия в деятельности предприятий и организаций.
Использование средств федерального и региональных государственных унитарных хозрасчетных предприятий экологической безопасности автомобильного транспорта осуществляется по направлениям, предусмотренным соответствующим бюджетом на каждый текущий год в соответствии со сметами расходов.
3. Средства федерального и региональных государственных унитарных хозрасчетных предприятий экологической безопасности автомобильного транспорта не могут быть использованы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.
4. Не использованные в отчетном году средства федерального и региональных государственных унитарных хозрасчетных предприятий экологической безопасности автомобильного транспорта изъятию не подлежат, переходят на следующий год и расходуются на цели, предусмотренные законодательством и уставом государственного унитарного хозрасчетного предприятия.
Глава IV. Организация деятельности по обеспечению экологической
безопасности автотранспортных средств и моторного топлива
Статья 14. Нормирование воздействий автомобильного транспорта
1. Технические нормативы выбросов автотранспортных средств и предельно допустимые уровни шума, вибрации и иных вредных физических воздействий автотранспортных средств устанавливаются и пересматриваются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Технические нормативы выбросов автотранспортных средств, методы их определения устанавливаются в соответствии с действующими международными требованиями, пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники.
3. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти устанавливает сроки поэтапного введения в Российской Федерации технических нормативов выбросов автотранспортных средств на период не менее десяти лет и доводит до сведения об этом юридических лиц, осуществляющих производство автотранспортных средств.
Статья 15. Экологическая классификация автотранспортных средств
1. Автотранспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из других государств сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, подразделяются на экологические классы. Экологический класс автотранспортных средств устанавливается в зависимости от технических нормативов выбросов для конкретной модели автотранспортного средства на момент ее производства.
Экологическая классификация автотранспортных средств представлена в приложении 1 настоящего Федерального закона.
2. Экологическая классификация автотранспортных средств пересматривается и уточняется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти с учетом введения в действие новых международных требований.
3. Порядок проведения экологической классификации автотранспортных средств устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Экологические требования при производстве и эксплуатации автотранспортных средств
1. Юридические лица при производстве и переоборудовании автотранспортного средства устанавливают экологический класс автотранспортного средства, указывают перечень установленного оборудования, уменьшающего выбросы вредных (загрязняющих) веществ и предельно допустимые уровни шума, вибрации и иных вредных физических воздействий с целью осуществления технического контроля автотранспортного средства в период его эксплуатации.
2. Юридические лица, осуществляющие производство автотранспортных средств, обязаны обеспечить соответствие заявленному экологическому классу автотранспортного средства при его пробеге полной массой менее 3500 килограмм не менее 80 тысяч километров, а для автотранспортных средств полной массой более 3500 килограмм при пробеге не менее 160 тысяч километров.
3. Владельцы автотранспортных средств при их эксплуатации должны обеспечивать соответствие таких средств эксплуатационным экологическим требованиям, установленным для данного экологического класса автотранспортных средств.
4. Внесение изменений в конструкцию автотранспортного средства, приводящих к понижению его экологического класса, не допускается.
5. Владельцы автотранспортных средств имеют право на безвозмездное устранение неисправностей автотранспортного средства в случае нарушения требований пункта 1 настоящей статьи, возникших по вине юридического лица, осуществляющего производство автотранспортного средства.
Статья 17. Экологические требования к ввозимым на территорию Российской Федерации автотранспортным средствам
Ввоз на территорию Российской Федерации на срок более шести месяцев автотранспортных средств нулевого и первого класса автомобилей, находившихся в эксплуатации более десяти лет, запрещается.
Статья 18. Меры по повышению экологического класса автотранспортных средств
1. С целью повышения экологического класса автотранспортных средств может проводиться их оборудование не входящими в заводскую комплектацию дополнительными системами или устройствами снижения токсичности отработавших газов, влияющими на их технические нормативы выбросов.
2. Эксплуатация автотранспортных средств, оборудованных дополнительными системами или устройствами снижения токсичности отработавших газов, не входящими в заводскую комплектацию автотранспортного средства, производится только при наличии сертификата, выданного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Оборудование автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации, дополнительными системами или устройствами снижения токсичности отработавших газов осуществляется владельцами автотранспортных средств на добровольной основе.
Статья 19. Обеспечение экологической безопасности моторного топлива на территории Российской Федерации
1. С 1 января 2002 года на территории Российской Федерации производство и реализация этилированного бензина запрещаются.
2. Реализация моторного топлива осуществляется только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие качества моторного топлива требованиям государственных стандартов.
3. Сертификаты, подтверждающие соответствие качества моторного топлива, выдаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию моторных топлив
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по реализации моторного топлива на основании выданных им лицензий, обязаны:
обеспечивать соответствие качества моторного топлива требованиям государственных стандартов;
обеспечивать прохождение контроля качества моторного топлива в установленном порядке;
обеспечивать прохождение проверок технических средств для хранения, транспортировки и реализации моторного топлива на соответствие установленным техническим нормативам и действующим международным требованиям.
2. Обязательным условием лицензирования деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих реализацию моторного топлива, является выполнение требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи настоящего Федерального закона.
Глава V. Обеспечение экологической безопасности объектов
инфраструктуры автомобильного транспорта
Статья 21. Обеспечение экологической безопасности объектов инфраструктуры автомобильного транспорта
Обеспечение экологической безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры автомобильного транспорта при их проектировании, размещении, строительстве и реконструкции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Учет экологических факторов при оценке стоимости объектов инфраструктуры автомобильного транспорта
1. При оценке стоимости объектов инфраструктуры автомобильного транспорта в случае изменения их владельца или формы собственности, а также при их санации в случае банкротства, должны учитываться экологические факторы и размер ущерба, нанесенного окружающей природной среде объектами инфраструктуры автомобильного транспорта при их функционировании в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
2. Деятельность по учету экологических факторов при оценке стоимости объектов инфраструктуры автомобильного транспорта, а также при санации в случае банкротства, осуществляется по результатам экологического аудита, проводимого в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Глава VI. Деятельность по обеспечению экологической безопасности
транспортных потоков
Статья 23. Деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности транспортных потоков
1. В случае превышения по территории жилой застройки нормативов предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней шума, вибрации и других вредных физических воздействий, обусловленных движением автотранспортных средств, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по реконструкции улично-дорожной сети, совершенствованию организации дорожного движения, ограничению движения транспортных потоков, введению зон ограниченного доступа автомобильного транспорта с целью достижения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ и предельно допустимых уровней шума, вибрации и других вредных физических воздействий от транспортных потоков.
2. В разрабатываемых территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий городов должен содержаться раздел по обеспечению экологической безопасности автомобильных перевозок, содержащий комплекс мер по сокращению пробега автотранспортных средств, по оптимизации существующих и перспективных грузо- и пассажиропотоков и размещению грузо- и пассажирообразующих пунктов, по оптимизации структуры парка автотранспортных средств и показателей работы транспортных предприятий, по развитию системы общественного автотранспорта.
Статья 24. Дополнительные требования к перевозке опасных грузов на территории Российской Федерации
1. Дополнительные требования к порядку осуществления перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, предъявляемые при их лицензировании, а также правила и порядок проведения оценки риска возможных последствий аварий при осуществлении таких перевозок определяются Правительством Российской Федерации.
2. Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации подлежат обязательному страхованию.
Глава VII. Экологический контроль на автомобильном транспорте
Статья 25. Контроль соответствия автотранспортных средств эксплуатационным экологическим нормативам
1. Порядок организации и проведения экологического контроля на соответствие автотранспортных средств эксплуатационным экологическим нормативам выбросов, ограничения и приостановления эксплуатации автотранспортных средств различных экологических классов устанавливается специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
2. Контроль соответствия автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации, эксплуатационным экологическим нормативам выбросов осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при регистрации автотранспортных средств, при их государственном техническом осмотре и при проведении выборочных инспекционных проверок.
3. Специально уполномоченные органы исполнительной власти обязаны приостанавливать эксплуатацию автотранспортных средств в случае несоответствия их действующим эксплуатационным нормативам выбросов.
Статья 26. Контроль качества моторных топлив
Контроль качества моторных топлив на автозаправочных станциях осуществляется ежемесячно специально уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые несут ответственность за организацию такого контроля.
Глава VIII. Экономический механизм обеспечения экологической
безопасности автомобильного транспорта
Статья 27. Плата за загрязнение атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств
1. Плата за загрязнение атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств устанавливается с учетом ущерба, причиненного здоровью населения и окружающей природной среде автотранспортными средствами при их эксплуатации и взимается путем введения дополнительного акциза на моторное топливо.
2. Размеры дополнительного акциза на моторное топливо устанавливаются в зависимости от вида моторного топлива с учетом его экологических характеристик.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать при розничной реализации моторного топлива дополнительные сборы, дифференцированные в зависимости от экологического класса автотранспортного средства.
4. Размеры дополнительного акциза на моторное топливо и размеры дополнительных сборов на моторное топливо, а также порядок их взимания устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статья 28. Экономические меры по стимулированию производства автотранспортных средств, соответствующих действующим международным экологическим требованиям
1. Экономическое стимулирование производства автотранспортных средств, соответствующих действующим международным экологическим требованиям, осуществляется путем снижения налога на добавленную стоимость таких автотранспортных средств при одновременном введении акцизов на автотранспортные средства нулевого экологического класса, а также снижения налога на добавленную стоимость узлов и агрегатов автотранспортных средств, в том числе газобалонного оборудования, способствующих уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ от автотранспортных средств.
2. Размеры акциза и размеры налога на добавленную стоимость автотранспортных средств и порядок их взимания определяется Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статья 29. Экономическое стимулирование применения природного газа в качестве моторного топлива
1. С целью стимулирования применения природного газа в качестве моторного топлива оказывается государственная экономическая, в том числе финансовая, поддержка, в форме и порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
юридическим и физическим лицам, использующим природный газ в качестве моторного топлива;
юридическим лицам, осуществляющим разработку и производство автомобильного транспорта и автотранспортных средств, использующих в качестве моторного топлива природный газ;
юридическим лицам, осуществляющим разработку и производство газобаллонного и газозаправочного оборудования для автотранспортных средств;
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляющим услуги, связанные с использованием природного газа в качестве моторного топлива.
2. Правительство Российской Федерации при проведении ценовой политики, стимулирующей использование природного газа автотранспортными средствами, предоставляет потребителю природного газа в качестве моторного топлива более выгодные экономические условия по сравнению с потребителями других видов моторного топлива.
3. Субъекты Российской Федерации могут создавать специальные фонды, способствующие использованию природного газа в качестве моторного топлива.
Глава IX. Профессиональная экологическая подготовка руководящих
работников и водителей автомобильного транспорта
Статья 30. Обязательность профессиональной экологической подготовки руководящих работников предприятий и организаций автомобильного транспорта и водителей автотранспортных средств
1. Руководители предприятий и организаций автомобильного транспорта, имеющих на балансе не менее 50 автотранспортных средств и производственную базу по их техническому обслуживанию и ремонту, обязаны назначать должностных лиц, ответственных за обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта.
2. Руководители предприятий и организаций автомобильного транспорта, имеющих на балансе не менее 50 автотранспортных средств и производственную базу по их техническому обслуживанию и ремонту, а также должностные лица, ответственные за обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить специальную подготовку по вопросам экологической безопасности автомобильного транспорта с последующей их аттестацией, которая является обязательным условием лицензирования деятельности на автомобильном транспорте.
4. Во всех автошколах, автокомбинатах и учебно-курсовых комбинатах в программы подготовки водителей автотранспортных средств вводится специальный курс по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта.
Глава X. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации в области обеспечения экологической безопасности
автомобильного транспорта
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава XI. Международное сотрудничество Российской Федерации
в области обеспечения экологической безопасности
автомобильного транспорта
Статья 32. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Президент Российской Федерации
Приложение 1.
Экологическая классификация автотранспортных средств
Экологический класс АТС |
Нормативный документ, в соответствии с которым произведена сертификация АТС по выбросам заг- рязняющих веществ |
|
Категория M1 и N1 | Категория M2, М3 и N2, N3 |
|
0 | Правила ЕЭК ООН 83-02А, 15-04 |
Правила ЕЭК ООН 49-01; ОСТ 37.001.070-94(*) |
1 | Правила ЕЭК ООН 83-02В | Правила ЕЭК ООН 49-02А (Евро-1) |
2 | Правила ЕЭК ООН 83-03В | Правила ЕЭК ООН 49-02В (Евро-2) |
3 | Правила ЕЭК ООН 83-05А | Директива ЕС 99/96 (Ев- ро-3) |
4 | Правила ЕЭК ООН 83-05В | Директива ЕС 99/96 (Ев- ро-4) |
* Все автомобили, выпущенные до 1992 года, относятся к категории Евро-0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.