Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 90063164-3 "Об обеспечении экологической безопасности автотранспорта"
Досье на проект федерального закона
Автотранспортный комплекс является важнейшей отраслью экономики, удовлетворяющей потребность общества и населения в перевозках. В то же время транспортный комплекс является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. В масштабах страны доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает 45% (в городах - 85-95%), в выбросах "климатических" газов - порядка 10%. Доля транспорта в шумовом воздействии на население в городах составляет 85-95%.
Ежегодный экологический ущерб, связанный с функционированием транспортного комплекса, составляет около 6,3 млрд. долларов США и связан в основном с работой автомобильного транспорта.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 1999 году увеличились более чем на 5% и составили почти 12,3 млн. тонн.
При сохранении существующих темпов роста парка автомобилей можно ожидать, что через 3-4 года объем выбросов загрязняющих веществ возрастет еще на 25 - 30%.
На территориях, где используется этилированный бензин, наибольшую опасность для здоровья населения представляют выбросы в атмосферу свинца. В городах и регионах, где запрещено использование этилированного бензина, до 70% ущерба здоровью населения связано с выбросами оксидов азота и формальдегида. Заметную опасность представляют также выбросы автомобилями бензола, толуола, бенз(а)пилена и других органических веществ.
Практика государственного управления автотранспортным комплексом и природоохранной деятельностью, принятая в Российской Федерации, характеризуется в настоящее время недостаточно четким и системным определением основных направлений решения проблем обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта, отсутствием четкого разделения соответствующих полномочий между органами государственной власти, предприятиями и организациями, отсутствием эффективных экономических механизмов, позволяющих стимулировать производство и эксплуатацию автотранспортных средств с высоким уровнем экологических характеристик.
Низкая эффективность действующей системы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта связана, прежде всего, с тем, что действующее природоохранное законодательство ориентировано на проблемы, связанные со стационарными источниками загрязнения, и практически не учитывает специфические особенности транспортной деятельности - большое и постоянно растущее количество автотранспортных средств, их высокую мобильность и постоянное использование на территориях с высокой плотностью населения. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию стимулов производить и использовать экологически более совершенные транспортные средства и топлива, внедрять более эффективные транспортные технологии.
Базовые законы "Об охране окружающей природной среды", "Об охране атмосферного воздуха" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" формулируют самые общие, "рамочные" положения о защите окружающей среды и атмосферы.
83
2. Обоснование необходимости принятия Закона
Важность принятия специального закона, регулирующего воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду, связана с необходимостью обеспечения единообразия требований к экологической безопасности эксплуатируемых автотранспортных средств и исключения практики принятия органами исполнительной власти на местах юридически необоснованных ограничений и санкций к владельцам автотранспорта.
Законопроект должен регламентировать порядок обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта путем четкого разделения полномочий федеральных и региональных органов власти по введению экологических требований и ограничений, установления ответственности производителей и владельцев транспортных средств за загрязнение окружающей среды, введения государственного контроля за соблюдением экологических требований при производстве и эксплуатации автомобилей, введения экономических механизмов стимулирования снижения выбросов загрязняющих веществ.
3. Цель принятия Закона
Целью принятия Закона является создание правовых основ для введения экономических и организационных механизмов, стимулирующих производство и эксплуатацию автотранспортных средств, соответствующих современным экологическим требованиям, производство и использование экологически безопасных видов моторного топлива и других энергоносителей, производство транспортных средств и устройств, снижающих выбросы загрязняющих веществ.
4. Общая характеристика и основные положения Закона
В основу подготовки настоящего проекта Закона положены следующие основные принципы:
приоритет экологической безопасности при формировании государственной транспортной политики;
разрешительный характер тех видов производственной деятельности на автомобильном транспорте, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье населения и окружающую среду;
государственная поддержка и экономическое стимулирование деятельности по обеспечению экологической безопасности автотранспорта.
Проект настоящей редакции Закона состоит из 11 глав и 32 статей.
В законопроекте предусмотрены основные механизмы реализации транспортной политики Российской Федерации:
1. В области обеспечения экологической безопасности автотранспортных средств и моторных топлив:
- постоянное ужесточение технических нормативов выбросов автотранспортных средств;
- введение экологической классификации автотранспортных средств с целью ее использования при организации экологического контроля и введении ограничений на эксплуатацию автотранспортных средств;
- ограничения на ввоз на территорию Российской Федерации автотранспортных средств с большим сроком эксплуатации;
- проведение экологической классификации автотранспортных средств и мероприятия по повышению их экологического класса;
- запрещение реализации этилированного бензина;
- принятие мер по обеспечению экологической безопасности автотранспорта при реализации моторных топлив.
2. В области обеспечения экологической безопасности транспортных потоков:
- принятие мер по организации дорожного движения, реконструкции улично-дорожной сети, введения зон ограниченного доступа автотранспорта в случае превышения на территориях жилой застройки нормативов предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере и предельно-допустимых уровней (ПДУ) шума, обусловленного движением автотранспорта.
3. В области экологического контроля на автомобильном транспорте:
- экологический контроль автотранспортных средств с учетом их экологического класса;
- контроль качества моторных топлив при их розничной реализации.
4. В области экономического механизма обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта:
- дифференциация размеров платы за загрязнение атмосферного воздуха в зависимости от экологического класса автотранспортного средства;
- установления льгот по налогообложению при производстве автотранспортных средств, показатели экологической безопасности которых соответствуют перспективным требованиям;
- установление акцизов при производстве автотранспортных средств с низкими показателями экологической безопасности;
- установление льгот при использовании природного газа в качестве моторного топлива.
5. В области профессиональной подготовки руководителей автотранспортных предприятий и организаций и водителей автотранспортных средств:
обязательность специальной подготовки по вопросам экологической безопасности автотранспорта и аттестации руководителей автотранспортных предприятий и организаций;
введения специального курса по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта при подготовке водителей.
Принятие закона "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта создает правовые основы эффективных административных и экономических механизмов управления экологической безопасностью автомобильного транспорта, а также стимулирования производства отечественных автомобилей и моторного топлива, соответствующих международным требованиям, выпуска конкурентоспособных автотранспортных средств, основанных на разумном сочетании экологических и экономических факторов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"Об обеспечении экологической безопасности автотранспорта"
В главе VIII (ст.27-29) проекта федерального закона "Об экологической безопасности автотранспорта" предусмотрен экономический механизм обеспечения экологической безопасности автотранспорта, который предусматривает налоговые льготы (НДС) для юридических лиц, осуществляющих производство автотранспортных средств и моторного топлива, соответствующих действующим экологическим требованиям, одновременно вводятся дополнительные акцизы на моторное топливо, которые компенсируют потери из средств федерального бюджета.
Например, на автомобили марки ВАЗ 21093, соответствующие Правилам ЕЭК ООН 83-02 В (Евро-2), налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 20% (476 у.е. на один автомобиль).
НДС на автомобили той же марки, но соответствующего требованиям Правил ЕЭК ООН 83-03 В (Евро-3), НДС составляет 6%, что снижает доходы бюджета на 14% от отпускной цены каждого автомобиля.
С целью компенсации потерь бюджета в законопроекте вводится дополнительный акциз на автомобили, не соответствующие Правилам ЕЭК ООН 83-02 В (Евро-2).
Это касается выпускаемых в настоящее время устаревших "классических" моделей ВАЗ.
Величина акциза может меняться в зависимости от соотношения количества выпускаемых автомобилей, соответствующих требованиям Правил ЕЭК ООН 83-03 В (Евро-3) (Ni) и количества автомобилей, не соответствующих таким требованиям (N2)
Расчет величины акциза проводится на условии равенства суммы, перечисляемой в бюджет от дополнительного акциза недополученной сумме в связи со снижением НДС.
Если из 700 тысяч автомобилей 100 тысяч автомобилей будут соответствовать требованиям Евро-3 и размер НДС при этом будет составлять 6%, величина потерь бюджета составит 47600 тыс. у.е.
Тогда для компенсации потерь бюджета понадобится облагать остальные 600 тысяч автомобилей дополнительным акцизом в размере 2,2% от их отпускной цены.
Разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ и мероприятий (ст.8, ст.9) по обеспечению экологической безопасности автотранспорта должна осуществляться за счет планируемого финансирования из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления.
Затраты на проведение экологической классификации автотранспортных средств и повышение их экологических характеристик (ст.15, 16, 18) относятся к производителям и владельцам автотранспортных средств и не требуют привлечения средств из федерального бюджета.
Реализация положении главы VII не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, так как в настоящее время экологический контроль автомобильного транспорта и качества моторного топлива осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации.
Использование альтернативных видов топлива, например, сжиженного нефтяного газа и сжатого природного газа, позволяет не только снизить выбросы загрязняющих веществ, но и сэкономит до 1,4 млн. рублей ежедневно при переводе 10 тысяч автобусов или другого муниципального транспорта на использование природного газа.
В России сдерживающим фактором широкого использования природного газа в качестве моторного топлива отсутствие развитой сети автозаправочных газонаполнительных станций (АГЗС).
По данным технико-экономического обоснования проекта строительства комплексов АГЗС в Московской области срок окупаемости капиталовложений при наличии собственных средств составляет от 1 года 3 месяцев до 4 лет.
Кроме того, доход бюджета области увеличивается на сумму свыше 3 миллионов рублей ежегодно и дополнительно создается 2300 рабочих мест.
Положения остальных статей законопроекта ориентированы на использование рыночных механизмов их реализации и не потребуют дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация Федерального закона "Об обеспечении экологической безопасности автотранспорта" не потребует значительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием федерального закона "Об обеспечении
экологической безопасности автомобильного транспорта"
1. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации";
2. Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"
3. Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции";
4. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке введения экологических классов автотранспортных средств в Российской Федерации";
5. Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по снижению негативного воздействия автотранспортных средств на состояние окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации";
6. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке организации и проведения контроля качества моторного топлива";
7. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха автотранспортными средствами"
Депутаты Государственной Думы:
Грачев В.А. Кадочников В.Д.
Бакиев Р.С. Ахметханов С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.