Пояснительная записка к проекту федерального закона
"Об иммунитете собственности Российской Федерации, находящейся
за рубежом"
В вопросах иммунитета государства и его собственности от иностранной юрисдикции позиция Советского Союза в течение почти 70 лет традиционно основывалась на концепции абсолютного иммунитета. Суть ее состоит в том, что
1. предъявление в национальных судах исков к иностранному государству,
2. наложение ареста на имущество такого государства и
3. принудительное обращение взыскания на его имущество в порядке исполнения вынесенного против него судебного решения допускаются только с добровольного согласия этого иностранного государства.
Данная позиция в начале 60-х годов была прямо закреплена в законодательстве (ст.61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик).
Российское законодательство продолжает находится в русле указанной традиции и по-прежнему основывается на концепции абсолютного иммунитета (ст.435 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, ст.213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Эта позиция не учитывает того обстоятельства, что в связи с резко возросшим участием государств в экономических отношениях концепция абсолютного иммунитета устарела и давно вытесняется в мире концепцией ограниченного иммунитета.
Существо концепции ограниченного иммунитета состоит в том, что иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность не пользуются юрисдикционным иммунитетом в отношении ряда требований (условий), в частности, вытекающим из коммерческой деятельности указанных субъектов.
Практика внешнеэкономической деятельности, а также международная договорная практика Российской Федерации показывает, что Россия все чаще соглашается на подчинение юрисдикции иностранных судов, что фактически представляет собой отказ от иммунитета, который в настоящее время не регулируется в российском законодательстве.
В целом опыт, связанный с рядом дел, возникших за рубежом (прежде всего в США), по искам СССР или РФ, или их государственным органам, показывает, что юридические средства защиты в иностранных судах концепции абсолютного иммунитета государства ограничены и, как правило, эффекта не дают. Закрепление в законодательстве абсолютного иммунитета иностранного государства не ведет к автоматическому признанию иммунитета нашего государства в иностранных судах. Иностранные государства в каждом конкретном случае руководствуясь своим национальным правом, решают вопрос, пользуются ли другое государство или его органы иммунитетом или нет, что по сути означает подчинение России юрисдикции иностранных судов.
Переход экономики России на рыночные отношения, ликвидация государственной монополии внешней торговли делают еще более актуальным вопрос о необходимости привести российское законодательство по проблеме иммунитета государства и его собственности в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.
В настоящем проекте федерального закона впервые предлагается законодательно установит принципы использования иммунитета собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, принципы изъятия иммунитета в отношении этой собственности и согласия на применение права иностранного государства.
Реализация настоящего законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и внесения изменений, в действующее законодательство Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"Об иммунитете собственности Российской Федерации, находящейся
за рубежом"
Введение в действие федерального закона "Об иммунитете собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства и иных расходов средств федерального бюджета.
В этой связи в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы на указанный законопроект не требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими
силу, приостановленную, изменению, дополнению, или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "Об иммунитете собственности
Российской Федерации, находящейся за рубежом"
Принятие федерального закона "Об иммунитете собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом" не потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.