Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "Об электронной торговле"
Современное развитие вычислительной техники и телекоммуникационных технологий (в первую очередь, связанных с глобальными информационными сетями) позволяет миллионам людей не только обмениваться информацией, получать необходимые знания из огромных накопленных информационных ресурсов, но и осуществлять новыми средствами коммерческую деятельность - то, что принято называть сейчас электронной торговлей.
Все большее число сделок в международной торговле заключается с помощью электронного обмена данными, который предусматривает использование альтернативных бумажным формам методов. В 1999 году объем розничных продаж в мировом Интернете составил около 40-50 млрд. долл., а около 600 тыс. фирм продавали свои товары и услуги через Интернет, что на 65% больше, чем в 1998 году.
Правительства и парламенты ведущих стран мира также рассматривают электронную торговлю, как одну из важнейших составляющих малого и среднего предпринимательства. Сегодня доля малого предпринимательства в доходах электронной торговли составляет около 20% и будет значительно расти в ближайшие годы.
По мере развития электронной торговли во всем мире происходит заметная трансформация в подходах к ее регулированию: от упора на саморегуляцию - к жесткой правовой регламентации. Организация Объединенных Наций в 1997 году приняла "Типовой закон об электронной торговле", рекомендованный как базовый документ для национальных законодательств. В настоящее время большинство развитых стран приняли или близки к принятию правовых норм, которые бы соответствовали возрастающему значению электронной торговли, как социально-экономического фактора.
В мае 2000 года Европарламент одобрил Директиву, касающуюся правовых аспектов электронной торговли в Европе, сделав, тем самым, значительный шаг к гармонизации национальных европейских законодательств.
В России электронная торговля развивается быстрыми темпами. Это связано, в первую очередь, со все большим проникновением Интернета в повседневную жизнь. Однако, при том, что годовой оборот всей российской Интернет-экономики оценивается в настоящий момент в 250 млн. долларов, доля электронной торговли составляет лишь 33 млн. долларов, из которых 3 млн. долларов приходится на продажу товаров и услуг конечному потребителю. Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам развития информационного пространства России, в том числе и всему, что связано с электронной торговлей. В настоящее время согласована и планируется к утверждению Государственная программа по электронной торговле. Однако, одним из факторов, тормозящих ускоренный рост сектора электронной торговли, остается отсутствие необходимых правовых норм, помогающих сделать электронную торговлю привлекательным, а, главное, надежным экономическим инструментом. Это обстоятельство заставляет восполнить соответствующие пробелы в законодательстве, не дожидаясь, пока новая форма осуществления коммерческой деятельности займет подобающее ей место в экономике.
Электронный бизнес был позитивно воспринят юридической практикой, поскольку его становление совпало с процессом обшей модернизации российской правовой системы. Однако в целом сохраняется общая неразвитость и фрагментарность правовых норм, затрагивающих названную форму бизнеса. Такие нормы являются юридическими барьерами для электронной торговли в России и интеграции ее в глобальный электронный рынок.
В этой связи наряду с совершенствованием всей правовой инфраструктуры предпринимательства требуется свод специальных юридических норм и правил, адресованных непосредственно электронному бизнесу.
Существенным условием развития электронной торговли в России является принятие Федерального закона "Об электронной торговле", при помощи которого будет осуществляться регулирование правовых отношений, возникающих в процессе обмена электронными документами при совершении сделок в сфере предпринимательства.
Как и в соответствующих законодательных актах зарубежных стран, электронная торговля в предлагаемом законопроекте охватывает весь спектр сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими): купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.
Целью предлагаемого законопроекта является обеспечение правовых условий для электронной торговли: закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи, а также признание электронных документов в качестве судебных доказательств.
Законопроектом предусматривается, что при совершении сделок и иных юридических действий в сфере электронной торговли могут использоваться электронные документы. Обмен электронными документами, подписанными аналогами собственноручной подписи участников электронной торговли с соблюдением требований настоящего законопроекта и иных нормативных правовых актов Российской Федерации соответствует формальным требованиям к письменной форме сделки, предусмотренным гражданским законодательством.
Таким образом, сделки в сфере электронной торговли не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они заключены и (или) исполнены при помощи электронных средств. Законопроект содержит и исключения из данного правила: сделки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены или подлежат государственной регистрации, не могут быть совершены посредством обмена электронными документами.
Электронная торговля бесперспективна, если ее участники не будут иметь возможностей защиты своих прав и законных интересов в суде. Законопроект предусматривает норму о представлении электронных документов в качестве судебных доказательств. Им однозначно устанавливается, что допустимость доказательств не может отрицаться только на том основании, что они представлены в виде электронных документов. Таким образом, законопроект относит электронные документы, подписанные при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП) или иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации к числу письменных доказательств. Решается также вопрос о подлиннике и копиях электронного документа.
Обстоятельной регламентации подвергаются в законопроекте правила обмена электронными документами: отправка, подтверждение получения и сохранение электронных документов.
Вслед за современным зарубежным законодательством об электронной торговле предлагаемый законопроект предусматривает ряд необходимых положений, которые определяют условия ответственности информационных посредников (провайдеров сетевых услуг) за передачу электронных документов.
Центральное место в законопроекте занимает глава, посвященная лицам, осуществляющим электронную торговлю и определяющие правовое положение последних. Электронная торговля может осуществляться юридическим лицом, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, или гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Право осуществлять электронную торговлю возникает с момента государственной регистрации юридического лица, либо индивидуального предпринимателя за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Законопроект также устанавливает, что лица, осуществляющие электронную торговлю, обязаны предоставлять клиентам и уполномоченным государственным органам информацию о своем правовом положении и деятельности, а также обеспечивать легкий, прямой и постоянный доступ к данной информации.
Механизму заключения и исполнения сделок в электронной торговле посвящена самостоятельная глава законопроекта "Заключение договоров в электронной торговле". Данный механизм состоит из следующих элементов: установление законности и действительности договоров, заключенных электронным способом, обязательности их исполнения сторонами; порядок заключения договоров в электронной торговле, требования к оферте и акцепту, правила о месте и времени заключения договора.
Важнейшим основанием действительности сделок в электронной торговле является соблюдение предписанных законом требований к способу предоставления договорных условий: четкость, недвусмысленность, прозрачность, форма, позволяющая клиенту хранить и воспроизводить договор.
Нормы законопроекта соответствуют существующим международным правовым стандартам (в частности, "Типовому закону об электронной торговле" ООН) а также учитывают опыт создания аналогичных норм ведущими странами.
В случае его принятия, предлагаемый законопроект позволит не только сделать необходимые шаги к совершенствованию правовой базы электронной торговли, но и сделать российский рынок электронной торговли частью мирового электронного рынка, в первую очередь в интересах российских предпринимателей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием данного закона
Принятие Федерального закона "Об электронной торговле" не потребует изменений в действующем законодательстве Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
Принятие Федерального закона "Об электронной торговле" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Справка
о состоянии законодательства
Проект Федерального закона "Об электронной торговле" внесен по вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации (ст.71 пункты "ж", "и" Конституции Российской Федерации).
Сфера действия данного законопроекта в настоящее время действующими федеральными законами Российской Федерации не регулируются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.