Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О рентных платежах в природопользовании"
Необходимость принятия закона. При использовании ценных и уникальных природных ресурсов, то есть природных ресурсов лучшего качества, возникает экономический выигрыш, именуемый дифференциальной рентой или дифференциальным рентным эффектом. Он выражается в снижении производственных затрат у пользователей лучшими природными ресурсами относительно затрат, осуществляемых пользователями природных ресурсов худшего и среднего качества.
Этот экономический выигрыш или дифференциальный рентный эффект целиком обусловлен особыми природными и экономико-географическими свойствами используемых природных ресурсов, не зависит от эффективности работы предприятий и, следовательно, ведет к возникновению у предприятий особой части не заработанного дохода (прибыли), именуемого рентным доходом. Этот рентный доход (не заработанная прибыль) может образовываться как у предприятий, непосредственно использующих ценные природные ресурсы, так и у перепродавцов и потребителей (переработчиков) их продукции, в случае получения последними сырья и энергии по пониженным (демпинговым) ценам.
Не заработанная, созданная природой часть прибыли (дохода) предприятия должна по справедливости и необходимости возвращаться природе и обществу и направляться на общественные и экологические нужды. И государство, как собственник природных ресурсов (речь идет именно о природных ресурсах, находящихся в государственной собственности), обязано обеспечить все условия для такого возврата и перераспределения части прибыли в пользу природы и общества. Только такое перераспределение способно стать основой расширенного воспроизводства - поступательного гармоничного развития природы и общества.
Однако в настоящее время в силу несовершенства налогового законодательства Российской Федерации, скопированного с налоговых систем стран Запада, возможности такого перераспределения рентных доходов весьма ограничены и подавляющая часть дифференциальной ренты, приносимой ценными и уникальными природными ресурсами России, присваивается ныне частными российскими и иностранными компаниями. Ярким примером вышесказанного является гидроэнергетический рентный эффект ангарских ГЭС, оцениваемый в сумму порядка 500 млн. долларов в год и присваиваемый ныне почти полностью частными фирмами - Иркутскэнерго и компаниями, контролирующими экспорт алюминия.
Современное налоговое законодательство западных стран, хотя и учитывает наличие природной ренты в отдельных сферах экономики, тем не менее не имеет достаточно эффективных механизмов ее полного изъятия и перераспределения в пользу общества и природы. Это связано, в том числе и с тем, что транснациональные компании названных стран в подавляющей части используют не свои собственные природные ресурсы, а природные ресурсы других стран. Поэтому для них более актуальным является присвоение природной ренты других стран, чем защита своей собственной природной ренты. Налоговые же системы стран "третьего мира" не содержат эффективных механизмов изъятия и перераспределения природной ренты в пользу общества из-за того, что эти страны находятся в жесткой зависимости у стран Запада. Их природные ресурсы поставлены на службу этих стран и их транснациональных монополий, в чью пользу и перераспределяется вся природная рента стран "третьего мира".
Россия, если не хочет уподобляться третьеразрядным латиноамериканским и африканским странам, должна иметь эффективный механизм защиты своей природной ренты от расхищения и ее учета, изъятия и перераспределения в пользу общества и государства.
Этой задаче и призван служить предлагаемый к рассмотрению проект федерального закона.
Цели, задачи и основные положения законопроекта.
Цель закона заключается в том, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в получении рентных доходов от пользования ценными природными ресурсами.
Под рентными доходами понимаются доходы, не зависящие от эффективности работы предприятий и целиком связанные с естественной природной и экономико-географической ценностью используемых природных ресурсов, то есть с наличием дифференциального рентного эффекта, возникающего при пользовании природными ресурсами.
Определение понятий рентного дохода и рентного эффекта, как ключевых в представляемом проекте закона, наряду с другими терминами и определениями дано в статье 2 проекта закона.
Статья 3 устанавливает принципы определения рентного эффекта, в соответствии с которыми устанавливается Порядок его расчета.
Ключевым здесь является положение о том, что рентный эффект есть объективная характеристика ценности используемого природного ресурса, но не показатель прибыльности конкретного предприятия, использующего этот ресурс.
Наличие рентного эффекта или экономического выигрыша в затратах, происходящего из естественных свойств природных ресурсов, не подразумевает обязательного существования финансового рентного дохода у предприятия-природопользователя, а, тем более, финансово-хозяйственной прибыли. Размер рентного дохода зависит не только от наличия рентного эффекта (от ценности природного ресурса), но и от эффективности его использования, а также от цен на реализуемую сырьевую продукцию. Балансовая же прибыль природопользователя есть результирующая всех его видов деятельности, в том числе и не связанных с производством и реализацией продукции природопользования.
В связи со сказанным в качестве объекта платежа (статья 4 законопроекта) определен именно рентный эффект, обусловленный ценностью используемого природного ресурса, а не рентный доход или прибыль предприятия-природопользователя. При таком подходе рентные платежи должны осуществляться вне зависимости от наличия у природопользователя рентного дохода и прибыли.
Это позволяет рентным платежам служить не только эффективным механизмом изъятия у предприятий не заработанной сверхприбыли, но и стимулировать эффективность природопользования и предотвращать практику сбыта продукции природопользования по заниженным ценам.
Поскольку рентный доход не является результатом эффективности деятельности предприятия, а является "даровым благом природы", то и изъятие этого дохода производится не в виде налога на результаты деятельности предприятия, а в виде ставки рентного дохода, определяемой экономической (кадастровой) оценкой природных ресурсов и объектов (как разности замыкающих и индивидуальных затрат).
Особенность определения объекта уплаты (статья 4 законопроекта) состоит в том, что в качестве такового признается не весь рентный эффект, а его часть, не изымаемая в виде иных обязательных (налоговых и таможенных) платежей. Исключение составляет налог на прибыль. Такой порядок позволяет свести до минимума необходимые поправки в действующее налоговое законодательство, в том числе поправки в Федеральный закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Статья 5 законопроекта устанавливает принципы определения плательщиков рентных платежей, каковыми признаются все пользователи ценных природных ресурсов, дающих часть рентного эффекта, могущего служить объектом рентного платежа, вне зависимости от форм собственности пользователей. Это связано с необходимостью обеспечения уплаты рентных платежей всеми предприятиями, включая государственные, поскольку основная часть ренты должна перераспределяться в пользу всего общества, то есть поступать в бюджет, а не расходоваться в узкоотраслевых хозяйственных целях, в том числе и государственных предприятий, как это имело место в Советском Союзе.
Статья 6 законопроекта определяет государственные органы, ответственные за введение рентных платежей. При этом установление порядка расчета рентного эффекта и размеров рентных платежей относится к компетенции Правительства Российской Федерации, а сам расчет ценности конкретных природных ресурсов и размеров платежей по ним оставлен за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых эти природные ресурсы находятся. Если правомочность введения рентных платежей основывается на праве государственной собственности на природные ресурсы Российской Федерации, то равное участие в их установлении как федеральных государственных органов, так и органов субъектов Федерации вытекает из ряда статей Конституции Российской Федерации, в том числе статьи 9, определяющей, что земля и иные природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Введение рентных платежей предполагается осуществить в рамках действующего в Российской Федерации порядка приобретения права пользования природными ресурсами, который предполагает как лицензирование передачи их в пользование со стороны федеральных специально уполномоченных органов, так и заключение договоров пользования (лицензионных соглашений) с органами исполнительной власти субъектов Федерации, что регулируется статьями 124, 125, 126, 153, 607 и 608 Гражданского кодекса РФ.
Порядок определения рентных платежей в договорах пользования природными ресурсами, в том числе и в договорах соглашениях по разделу продукции, устанавливается в статье 7 законопроекта и находится в соответствии со статьями 421, 422, 423, 424 и 614 Гражданского кодекса РФ.
Принципы распределения рентных платежей устанавливаются в статьях 8 и 9 законопроекта, где для природных ресурсов федерального значения устанавливается соотношение 40% - Федерации и 60% - субъекту Федерации, по аналогии с действующей практикой распределения платы за природные ресурсы и регулируется статьей 614 Гражданского кодекса РФ. Распределение рентных платежей от пользования иными природными ресурсами (кроме земельных) предлагается регулировать законами субъектов Федерации.
Для земельных ресурсов распределение рентных платежей предлагается осуществлять следующим образом: органам местного самоуправления - 60%, субъектам Федерации - 30%, Федерации - 10%, по аналогии с действующей практикой по земельному налогу и в целях создания экономических основ формирования доходной базы местного самоуправления.
Контроль за осуществление рентных платежей согласно статье 10 законопроекта должен осуществляться государственной налоговой инспекцией на основе заключенных договоров пользования, по аналогии со сложившейся практикой контроля за платой за землю. Бухгалтерский учет рентных платежей предполагает их отнесение на финансовые результаты деятельности плательщиков по статье прибыли и убытки. При этом рентные платежи не включаются в налогооблагаемую прибыль плательщика, для чего необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.