Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
1. Считаем необходимым изменить круг плательщиков единого налога на вмененный доход, включив в него только субъекты малого предпринимательства. Данное предложение обусловлено следующими причинами.
Существующая в настоящее время редакция Федерального закона переводит на уплату единого налога на вмененный доход, наряду с малыми предприятиями все хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные в нем виды деятельности. Однако, если малые предприятия в своей основной массе - небольшие коммерческие организации, для которых существовавшая ранее система налогообложения, учета и отчетности была достаточно громоздкой, что приводило к различным нарушениям в порядке, сроках представления отчетности в различные органы и ведении учета, то для предприятий, не относящихся к данной категории, как правило, средних и крупных предприятий, принятая до введения закона о едином налоге система учета и отчетности позволяла наиболее эффективно производить контроль на всех этапах производства, выполнения работ, оказания услуг, и, соответственно, производить исчисление и уплату налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Для субъектов малого предпринимательства, кроме вышеназванных недостатков в учете и отчетности характерны также расчеты наличными денежными средствами, тогда как большая часть расчетов юридических лиц, не входящих в данную категорию осуществляется в безналичном порядке, облегчая тем самым налоговый контроль.
Перевод на уплату единого налога только субъектов малого предпринимательства позволит исключить из числа плательщиков налога некоммерческие организации, в т.ч. благотворительные фонды, бюджетные учреждения, религиозные организации и предприятия потребительской кооперации.
Наиболее существенным недостатком перевода на уплату единого налога всех без исключения юридических лиц стало снижение поступления налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, так как у средних и крупных плательщиков произошла замена единым налогом налоговых поступлений не только от реализации продукции, как правило, собственного производства, но и непосредственно от самой стадии производства. Произошло усложнение учета сфер деятельности, подпадающих и не подпадающих под действие закона о едином налоге. Для устранения снижения поступлений, а также роста налоговых поступлений единого налога в этом случае необходимо увеличение базовой доходности на единицу физического показателя для всех налогоплательщиков в несколько раз, однако такое увеличение, приемлемое для крупных и средних предприятий, окажется абсолютно непомерным для субъектов малого бизнеса. Исходя из изложенного, принятие изменений в Федеральный закон о едином налоге, ограничивающих круг его плательщиков субъектами малого предпринимательства, выделив их в отдельную категорию, позволит, с одной стороны, обеспечить им более простую и понятную систему налогообложения, учета и отчетности, более гибко производить взимание налога, а с другой стороны - усилить контроль за данной категорией со стороны контролирующих органов, так как в настоящее время из более чем 6 тысяч зарегистрированных на территории Тульской области малых предприятий сдают отчетность в налоговые органы около половины, а уплату налогов осуществляет еще меньшее количество. Исключение из текста закона упоминания о численности работающих в сферах деятельности, подпадающих под его действие, обусловлено, во-первых тем, что статьей 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" определены субъекты малого бизнеса, а во-вторых, указанная в законе величина является достаточно условной единицей, подверженной периодическим колебаниям, в особенности, у данной категории плательщиков.
2. Следует дополнить статью 6 закона информацией о представлении расчетов сумм единого налога при наличии у организации или предпринимателя нескольких стационарных торговых точек или мест осуществления деятельности на основе свидетельства, так как неурегулированность данного вопроса приводит к возникновению многочисленных конфликтных ситуаций на местах, особенно в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность в различных субъектах РФ.
3. Предлагаем внести изменения в статью 8 закона о едином налоге, так как информация о видах осуществляемой налогоплательщиком деятельности, его местонахождении, а также номерах расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, как показала практика применения закона на территории региона, носят несущественный характер, а при заполнении свидетельства в налоговых органах описание вышеназванных реквизитов достаточно трудоемко. В то же время отражение в свидетельстве местонахождения точки осуществления деятельности носит принципиальный характер для контроля налоговыми и другими органами при различных проверках деятельности плательщиков единого налога.
Необходимо дополнить статью информацией о порядке взимания, сроках уплаты, и о распределении суммы платы за новое свидетельство, выдаваемое плательщику налога взамен утерянного, так как в действующей редакции закона данный вопрос не урегулирован.
Настоящая редакция не позволяет применять к налогоплательщикам утратившим свидетельство, какие-либо меры ответственности, а также меры принудительного получения дубликата свидетельства и взыскания с него сумм платы, рассчитанной в установленном законом порядке.
Большие осложнения имеются и при учете средств платы за новое свидетельство, поступающих от налогоплательщиков, поскольку действующая редакция Федерального закона не содержит каких-либо указаний на этот счет.
4. Предлагаем изменить пункт 1 статьи 10 закона о едином налоге, продлив переходный период вступления в силу нормативных правовых актов как о введении единого налога, так и о распространении единого налога на сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 настоящего Федерального закона, до двух месяцев, поскольку, как показала практика, одного месяца для перехода от существовавшей ранее системы налогообложения к уплате единого налога недостаточно. Возникает множество проблем с изучением положений, содержащихся в законе, информированием налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налога, уведомлением налогоплательщиков о переводе на уплату единого налога.
Следует дополнить статью информацией о сроках уплаты налога при его введении на территории региона, а также сроках выдачи свидетельства, поскольку неурегулированность данного вопроса на уровне федерального законодательства не позволяет на местах требовать от налогоплательщиков уплаты налога фактически до введения в действие регионального закона о едином налоге, а также производить взыскание неуплаченных сумм налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов федерального законодательства, подлежащих
изменению в связи с принятием Федерального Закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге
на вмененный доход для определенных видов деятельности"
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.98 N 1028 "Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Финансово-экономическое обоснование
Реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Председатель областной Думы |
И.В.Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.