Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 7701-3 "О внесении дополнения в статью 75
части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Высший Арбитражный суд Российской Федерации письмом от 9 января 1997 года N С13/ОП-10 освободил учреждения, финансируемые из средств бюджетов всех уровней от применения штрафных санкций, так как невыделение собственником имущества учреждения, в том числе Российской Федерацией, полностью или частично денежных средств, необходимых для оплаты учреждением в соответствии с договором переданных ему товаров, выполненных для него работ, оказанных услуг, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства.
В то же время именно неплатежи потребителей, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, приводят к увеличению задолженности организаций, выполняющих в соответствии с договором работы, услуги, поставляющие товары и др., в бюджеты и внебюджетные фонды и начислению штрафных санкций.
Такое неравенство ведет к исчезновению оборотных средств и невосполнимым убыткам.
Так, например, задолженность потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, открытому акционерному обществу "Сахалинэнерго" за потребленные электрическую и тепловую энергию в настоящее время составляет 549 126, 6 тыс. рублей, из них задолженность учреждений, финансируемых из федерального бюджета составляет 164 667,4 тыс. рублей, учреждений, финансируемых из областного бюджета - 11 425,1 тыс. рублей, из бюджетов муниципальных образований - 373 037,2 тыс. рублей.
За несвоевременную оплату тепловой и электрической энергии за 1997 - 1999 гг. согласно статье 332 Гражданского кодекса РФ акционерное общество имеет право начисления неустойки (штрафа, пени) в общей сумме 319 164,8 тыс. рублей.
В то же время за период с 1997 по 01.01.2000 г. за несвоевременное перечисление АО "Сахалинэнерго" налогов в бюджеты и взносов во внебюджетные фонды начислена неустойка в общей сумме 108 382, 6 тыс. рублей.
Как видно из приведенных цифр именно неплатежи потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, не позволили акционерному обществу своевременно произвести платежи по налоговым обязательствам и во внебюджетные фонды, что привело к начислению неустойки, то есть к прямым убыткам.
Однако в судебных и иных инстанциях доводы о том, что несвоевременная уплата налогов и перечисление денежных средств происходит по причине длительной задолженности бюджетных организаций, во внимание не принимаются.
В соответствии с вышеизложенным и предлагается данный законопроект по внесению дополнения в статью 75 части первой Налогового кодекса РФ новым пунктом 7 о том, что не начисляются пени на суммы налогов в бюджеты всех уровней и платежей во внебюджетные фонды, не уплаченные налогоплательщиком по причине неоплаты за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги учреждениями, финансируемыми за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Депутат областной Думы |
А.С.Стародубцев |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения
в статью 75 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие указанного законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Справка о состоянии законодательства
в сфере, подлежащей правовому регулированию, к проекту федерального
закона "О внесении дополнения в статью 75 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации"
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134).
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены
и изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие
федерального закона "О внесении дополнения в статью 75 части
первой Налогового кодекса Российской Федерации"
С принятием указанного законопроекта потребуется принятие Правительством РФ постановления о Порядке определения сумм задолженности, образовавшейся по причине неоплаты за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги учреждениями, финансируемыми за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.