Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
"О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон
"О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"
и Закон Российской Федерации "О государственных
пенсиях в Российской Федерации"
Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" вступил в силу 1 февраля 1998 года. С первого дня и пенсионеры, и работники управлений социального обеспечения, занимающиеся начислением пенсий, начали выражать резкое недовольство его содержанием. До сих пор не прекращается поток писем с жалобами и просьбами о корректировке закона.
Особое неодобрение у пенсионеров вызывают следующие положения:
- о несовместимости выполнения оплачиваемой работы и получения пенсии, установленной с учетом индивидуального коэффициента пенсионера;
- о придании пенсионному законодательству обратной силы (т.е. о фактическом нарушении Конституции РФ), что выразилось в исключении из трудового стажа так называемых "нестраховых" периодов (учеба в ВУЗах, в средних специальных учебных заведениях, в ФЗО, уход за ребенком, льготное исчисление стажа, специальный стаж и т.п.), которые учитываются при исчислении трудового стажа в соответствии с законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Предлагаемый проект - это попытка устранить недостатки Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и привести пенсионное законодательство в соответствие с Конституцией РФ.
Чтобы обеспечить реальный выбор между пенсией, определяемой без использования ИКП, и пенсией, исчисленной с применением ИКП, необходимо уравнять права на получение разных пенсий. Поэтому в проекте предусмотрено исключение из статьи 1 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" положения, согласно которому пенсионеры, выполняющие оплачиваемую работу, лишаются права на получение государственной пенсии, исчисленной с использованием ИКП (соответственно часть первая статьи 1 и абзац 3 статьи 7).
Для устранения действия норм Федерального закона на правоотношения, возникшие до его вступления в силу и ухудшающие социальное положение граждан (путем исключения из стажа "нестраховых" периодов), предлагается распространить указанные нормы только при определении трудового стажа, который имеется после даты вступления закона в силу (1 февраля 1998 года).
В трудовой стаж, с учетом которого определялся размер пенсии до даты вступления закона в силу, необходимо включить все "нестраховые" периоды. Поэтому в проекте закона предлагается дополнить Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" статьей 5, в которой указывается на то, что в общий трудовой стаж, накопленный до вступления Федерального закона в силу, включаются все периоды, перечисленные в статьях 89, 90, 91, 92 и 95, а также учитывается льготное исчисление периодов в соответствии со статьями 94 и 95.
Включение в общий трудовой стаж "нестраховых" периодов, с учетом которых определялся размер пенсии до 1 февраля 1998 года, осуществляется, начиная с момента вступления в силу Федерального Закона "Об изменениях и дополнениях...". В связи с ограниченностью финансовых ресурсов и необходимостью регулярно (ежеквартально) индексировать текущие пенсии, доплата за период с 1 февраля 1998 года до момента вступления Закона в силу не производится.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О порядке
исчисления и увеличения государственных пенсий" и Закон Российской
Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" требуется внести изменения в следующие законы:
1) Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.90 N 340-1 (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.351; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 11, ст.531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст.346; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст.363).
2) Закон Российской Федерации закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21.07.97 N 113-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст.3585).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнения
в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий" и Закон Российской Федерации
"О государственных пенсиях в Российской Федерации"
Расчет дополнительных средств, требуемых для увеличения пенсий, сделан исходя из следующих предпосылок:
- у некоторых пенсионеров общий трудовой стаж без учета "нестраховых" периодов уже достиг максимального уровня, поэтому их пенсионные дела в расчетах не используются;
- большинство пенсионеров имеют одновременно различные виды специального и льготного стажа, но в расчетах учитываются только те, которые реально приводят к увеличению стажа.
Среднемесячный объем дополнительных расходов представлен в таблице.
Таблица
Вид стажа | Дополнительные расходы (млн.руб./мес.) |
Подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышения квалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в докторантуре |
206,05 |
Уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3-х лет и 70 дней до его рождения |
108,68 |
Проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства |
15,05 |
Проживание за границей жен (мужей) работников советских (российских) учреждений и международных организаций |
0,62 |
Работа в лепрозориях и противочумных учреждениях | 0,06 |
Работа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним |
11,88 |
Период учебы в ФЗО | 1,64 |
Время учебы в аспирантуре | 1,55 |
Время прохождения ординатуры | 0,28 |
Время прохождения интернатуры | 0,03 |
Периоды работы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы |
13,59 |
Работа в Ленинграде в период блокады | 7,40 |
Работа во время ВОВ | 50,71 |
Военная служба по призыву | 47,85 |
Проживание в районах, временно оккупированных в период ВОВ |
0,64 |
Проживание в Ленинграде в период блокады | 11,71 |
Нахождение в концлагере в период ВОВ | 4,44 |
Уход за инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, престарелым, если он нуждается в уходе по заключению лечебного учреждения |
5,38 |
Полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности |
0,22 |
Содержание под стражей, пребывание в местах заключения и ссылке в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности, необоснованных репрессий с последующей реабилитацией |
0,60 |
Пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела |
0,0 |
Итого: | 488,38 |
Всего за год: | 5860,5 |
Как видно из таблицы, на покрытие дополнительных расходов при восстановлении "нестраховых" периодов потребуется примерно 488,38 млн. рублей ежемесячно (5860,5 млн. рублей в год).
В последующие периоды эта сумма будет относительно сокращаться. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" финансирование указанных расходов на восстановление осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.