Заключение Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 3076п-П12
на проект федерального закона "Об изменениях и дополнениях
в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий" и Закон Российской Федерации
"О государственных пенсиях в Российской Федерации", вносимый
в Государственную Думу депутатами Государственной Думы
О.Г.Дмитриевой, В.Б.Савостьяновой и В.Р.Пашуто
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "Об изменениях и дополнениях в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Законопроект предусматривает исключение из статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" части шестой, предусматривающей исчисление и увеличение пенсии с соответствии с указанным Законом при прекращении оплачиваемой работы, а также внесение в указанный Федеральный закон дополнения, в соответствии с которым при определении индивидуального коэффициента пенсионера предлагается трудовой стаж, на основе которого исчисляется размер пенсии, до даты вступления в силу этого Закона, определять с учетом всех льготных и нетрудовых периодов, предусмотренных
Законом Российской Федерации "О государственной пенсиях в Российской Федерации".
Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", вступивший в силу с 1 февраля 1998 г., является одним из этапов реформирования пенсионной системы в Российской Федерации, направлен на последовательное осуществление страхового принципа в организации пенсионного обеспечения и более тесную увязку размера пенсии с продолжительностью трудового (страхового) стажа и величиной заработка пенсионера. Исключение нетрудовых (нестраховых) периодов из трудового (страхового) стажа является одним из принципиальных положений данного Закона, закрепляющих страховые начала пенсионной системы.
Другим основополагающим принципом указанного Федерального закона является то, что пенсия начисляется и выплачивается только при наступлении страхового случая, т.е. при оставлении пенсионером оплачиваемой работы.
При этом, в переходный период (до полного введения системы государственного пенсионного страхования) лицам, достигшим пенсионного возраста, предоставляется право выбора условий исчисления и получения пенсии: по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с учетом всех льготных и нетрудовых периодов для исчисления трудового стажа, а также получение пенсии при продолжении работы, либо по Федеральному закону "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", с применением страховых принципов.
Кроме того, исчисление стажа по льготным правилам до даты вступления в силу Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", как предлагается законопроектом, приведет к нарушению конституционного принципа равенства прав граждан, когда при расчете пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера для пенсионеров, уходящих на пенсию в последующем, такой же стаж будет подсчитываться без льготных и нетрудовых (нестраховых) периодов.
Предлагаемые изменения и дополнения означают в целом отход от самой концепции Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", исходящей из того, что порядок определения размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера должен обеспечить повышение уровня пенсионного обеспечения неработающим пенсионерам, имевшим более высокую заработную плату и более продолжительный стаж работы, связанный с уплатой взносов на пенсионное страхование.
Следует отметить, что на реализацию указанных предложений потребуются значительные дополнительные средства, как из бюджета Пенсионного фонда России, так и из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к законопроекту подготовлено некорректно. Ограниченное число нетрудовых (нестраховых) периодов, учитываемых при определении трудового стажа, на основе которого исчисляется размер пенсии, не дает реального представления о дополнительных затратах.
Что касается положения законопроекта об исключении нормы, предусматривающей исчисление и увеличение пенсии при прекращении оплачиваемой работы, то финансово-экономического обоснования в этой части не представлено.
Вместе с тем, по расчетам Пенсионного фонда России дополнительные расходы составят около 56,9 млрд. рублей в год, в том числе из федерального бюджета 23,6 млрд. рублей в связи с включением в трудовой стаж льготных и нетрудовых (нестраховых) периодов.
В законопроекте не указан источник финансирования расходов на его реализацию, что противоречит статье 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривающей, что при внесении в этот Закон изменений и дополнений, требующих увеличения расходов на выплату пенсий, в соответствующем федеральном законе определяется источник финансового обеспечения.
Основной задачей социальной политики, проводимой в настоящее время, является реализация в полном объеме уже принятых законов, в частности, Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (путем увеличения отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране до 1,2).
В связи с изложенным, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "Об изменениях и дополнениях в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации |
В.Матвиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.