Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении дополнения
в статью 7 Федерального закона "О ветеранах"
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Настоящий законопроект предусматривает отнесение к ветеранам труда также и лиц, имеющих общий трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин. Необходимость распространения статуса ветерана труда на указанных лиц обусловлена тем, что с принятием в 1995 году Федерального закона "О ветеранах" произошло неоправданное разделение пенсионеров по уровню социальной защиты.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1974 года для награждения трудящихся за добросовестный долголетний труд по достижении трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, была учреждена медаль "Ветеран труда", которой были награждены около 39 млн. человек. Однако значительное число граждан, имеющих соответствующие основания, по независящим от них причинам, не получили указанной медали до 1991 года, когда награждения ею в Российской Федерации были прекращены. С принятием в 1995 году Федерального закона "О ветеранах" этим лицам не было присвоено звание "Ветеран труда", что поставило их в неравное положение по уровню социальной защиты с лицами, имеющими такой же или меньший трудовой стаж, но получившими указанную награду.
В условиях, когда уровень пенсионного обеспечения не соответствует трудовому вкладу пенсионера, меры социальной защиты ветеранов труда, по существу, являются вознаграждением за ранее вложенный труд, имеют компенсационный характер, и при прочих равных условиях, их предоставление не может быть обусловлено наличием государственных наград. Таким образом, в действующей редакции положения части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" вступают в противоречие с нормами части 2 статьи 19, части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющими равенство прав граждан, в том числе право на вознаграждение за труд без какой либо дискриминации, а также - с частью 2 статьи 55, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Данное законодательное решение было воспринято как социально несправедливое и вызвало многочисленные обращения граждан в органы государственной власти с требованиями распространить статус ветерана труда на лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж, но не удостоенных за свой труд государственных наград, почетных званий или ведомственных знаков отличия.
Частично эти требования были учтены в Федеральном законе "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" от 18 ноября 1998 года N 171-ФЗ, согласно которому к ветеранам труда были отнесены также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Однако большинство пенсионеров, не получивших звания "Ветеран труда" в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года, не вошли в данную категорию.
Настоящий законопроект, разработанный на основе предложений Законодательного Собрания Владимирской области, поддержанных законодательными (представительными) органами ряда других субъектов Российской Федерации, направлен на повышение уровня материального благосостояния и восстановление социальной справедливости в отношении граждан старшего поколения, которые внесли большой трудовой вклад в развитие народного хозяйства, но в условиях рыночных преобразований оказались за чертой бедности.
Поскольку государственная пенсия, в большинстве случаев являющаяся единственным источником доходов указанных граждан, не обеспечивает в настоящее время достойного уровня жизни пенсионеров, предоставление льгот ветеранов труда является необходимой мерой их социальной поддержки.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения
в статью 7 Федерального закона "О ветеранах"
Настоящим законопроектом предусматривается отнесение к ветеранам труда лиц, имеющих общий трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам труда предусмотренные для них права и льготы предоставляются при выходе на пенсию.
По данным Госкомстата России на начало 2000 года численность населения Российской Федерации старше трудоспособного возраста составляла 30157,3 тыс. человек.
По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, на начало 2000 года правами и льготами ветеранов труда пользовались 18842,5 тыс. человек (около 62 % от числа лиц старше трудоспособного возраста). С учетом прогнозируемой численности населения данной возрастной группы на 2001 год - 29908, 2 тыс. человек численность лиц, пользующихся льготами ветеранов труда в 2001 году может составить 18543,1 тыс. человек. Таким образом, в случае принятия настоящего законопроекта претендовать на получение звания ветерана труда смогут 11365,1 тыс. человек.
Численность ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, пользующихся льготами в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", на начало 2000 года составляла около 14000,0 тыс. человек. (46,4% от численности населения старше трудоспособного возраста.). Если считать, что 50% указанных лиц одновременно являются ветеранами труда, то численность граждан, которые будут претендовать на статус ветерана труда в соответствии с настоящим законопроектом составит ~ 5682,5 тыс. человек.
Исходя из того, что не более 70 % пенсионеров по старости имеют трудовой стаж, требуемый настоящим законопроектом для получения звания ветерана труда, можно предполагать, что численность ветеранов труда в связи с его принятием возрастет не более чем на 4000,0 тыс. человек.
Дополнительные расходы, связанные с предоставлением этим лицам льгот ветеранов труда, составят около 7393,3 млн. рублей в год ( с учетом цен и тарифов на услуги на начало 2000 года), в том числе, по отдельным видам льгот:
- бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов ( коме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости:
427,2 руб. х 2000 ,0 тыс. ел. = 854,4 млн. руб.;
- бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов:
487,0 руб. х 4000,0 тыс. чел. = 1948,0 млн. руб.;
- оплата в размере 50% стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов:
189,0 руб. х 4000,0 тыс. чел = 756, 0 млн. руб.;
- оплата в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы:
139,2 руб. х 4000,0 тыс. чел. = 556,8 млн. руб.;
- оплата в размере 50 % коммунальных услуг (в пределах нормативов потребления):
459,5 руб. х 4000,0 тыс. чел. = 1838, 0 млн. руб.;
- оплата в размере 50% абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной:
360 руб. х 4000,0 тыс. чел. = 1440, 0 млн. руб.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" возмещение расходов, связанных с предоставлением всех перечисленных льгот, за исключением льготы по абонентской плате за пользование телефоном, осуществляется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов Российской Федерации отмены, изменения
или дополнения которых требует принятие Федерального закона
"О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона
"О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" требует внесения дополнения в пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст.168; 2000, N 2, ст.161). Отмены или изменения законодательных актов Российской Федерации принятие данного Федерального закона не требует.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, необходимых
для реализации Федерального закона "О внесении дополнения
в статью 7 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" потребует внесения соответствующего дополнения в пункт 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года N 1270 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 39, ст.4589).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.