Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О чрезвычайных мерах по изменению
демографической ситуации в Российской Федерации"
Необходимость принятия представленного проекта федерального закона вызвана катастрофической демографической ситуацией в Российской Федерации.
На 1 января 2000 г. численность населения Российской Федерации составляла 145,6 млн. человек.
За прошлый год россиян стало меньше еще на 768,4 тыс. человек, или на 0,5%. Это самый значительный показатель ежегодного сокращения за весь период процесса депопуляции, т.е. с 1992 года. Суммарно за восемь лет население страны уменьшилось на 2,8 млн. человек, или почти на 2%. При учете миграции (3 млн. человек) естественная убыль составила 5,8 млн. человек.
Снижение численности населения по сравнению с 1998 г. имело место в 82 из 89 субъектов Российской Федерации, где в настоящее время проживает 142,9 млн. человек (98,2% населения страны).
За 1999 г. население приросло только в 7 субъектах Российской Федерации. Среди них республики Дагестан, Алтай, Тыва, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский автономные округа - национальные образования с традиционно распространенной многодетностью, а также Белгородская область и Республика Северная Осетия-Алания, где прирост населения обеспечил приток мигрантов, значительную часть которых составили вынужденные переселенцы.
В 1999 г. число умерших против 1998 г. возросло на 155,6 тыс. человек, или на 7,8%. При этом общий коэффициент смертности населения страны (число умерших на 1000 населения) повысился с 13,6 до 14,7 (выше он был только в 1994-1995 гг. - соответственно 15,7 и 15,0).
Рост числа умерших за 1999 г. отмечен в 83 субъектах Российской Федерации.
Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской смертности. Но в отличие от предшествующих лет негативные изменения у женщин оказались более значительными.
Состояние здоровья и уровень смертности населения адекватно отражаются в показателе ожидаемой продолжительности жизни.
Ожидаемая продолжительность жизни россиян в 1999 г. сократилась более чем на год, опустившись ниже отметки 66 лет (у мужчин - на 1,5 года и вновь стала ниже 60 лет).
Продолжительность жизни в России меньше, чем в экономически развитых странах: мужчин в среднем на 10-15 лет, женщин - на 6-8 лет.
Демографические показатели начала 2000 г. свидетельствуют о сохранении сложившихся тенденций. За первые четыре месяца с.г. численность россиян уменьшилась еще на 293,0 тыс. человек, или на 0,2%.
Естественный прирост в январе-апреле 2000 г. зафиксирован только в 12 регионах России.
Численность граждан моложе трудоспособного возраста уменьшилась с 1990 года на 5 млн. 763 тысячи человек. При этом, число людей старше трудоспособного возраста возросло с 1990 года на 2 млн. 825 тыс. человек.
Непрерывно снижается количество родившихся на 1000 населения, с одновременным ростом числа умерших. Только в 1999 г. превышение умерших над родившимися составило 929,6 тыс. человек, или 1,8 раза (прежний "рекорд" в 1994 г. был равным 893,2 тыс. человек, или 1,6 раза).
В Псковской, Ивановской и Тульской областях в органах загса в прошлом году в среднем на одно рождение зарегистрировано три случая смерти, еще в 23 областях европейской России умерших было больше, чем родившихся более чем вдвое.
Естественный прирост населения в 1999 г. имел место только в 15 национальных образованиях - республиках Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Алтай, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком, Таймырском, Эвенкийском, Усть-Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском и Чукотском автономных округах, а также в Тюменской области - регионе с наиболее молодым возрастным составом населения.
Для равного численного замещения поколений родителей их детьми необходимо, чтобы показатель суммарной рождаемости (число детей в среднем на одну женщину) составлял не менее 2,14-2,15. В целом по стране в 1999 г. этот показатель не превысил 1,17, т.е. был практически вдвое ниже необходимого уровня.
Поскольку рождаемость сохраняется практически на прошлогоднем уровне, рост смертности приведет к дальнейшему увеличению масштабов ежегодной естественной убыли населения до 1 млн. человек.
По данным Министерства образования Российской Федерации в течение последующих десяти лет число учащихся уменьшится с 21 млн. до 14 млн. человек. Это приведет к росту безработицы среди преподавательского состава, уменьшения числа специалистов во всех сферах народного хозяйства.
Наблюдается устойчивая тенденция снижения количества заключаемых браков. Почти в два раза выросло количество детей, родившихся у женщин не состоявших с зарегистрированном браке. Среди новорожденных прошлого года зафиксировано 339,3 тысячи (27,9%) внебрачных детей (в 1998 г. - 27,0%, 1990 г. - 14,6%).
Еще на рубеже 80-90-х годов, при общей тенденции к снижению уровня рождаемости, в репродуктивных ориентирах населения двухдетная модель семьи превалировала над однодетной, о чем свидетельствует и значение показателя суммарной рождаемости - около двух детей в среднем на одну женщину.
Катастрофическим является и состояние здоровья населения России.
Ежегодно в стране регистрируется 155-185 млн. случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями.
В 1999 г. уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями по сравнению с 1990 г. вырос на 15%.
Подъем заболеваемости туберкулезом в текущем десятилетии составлял 10-15% в год. Интенсивно растет заболеваемость и наркоманией (в 1999 г. по сравнению с 1990 г. - в 14 раз). По данным Минздрава России, на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу алкоголизма и алкогольного психоза ежегодно состоит более 2 млн. больных.
Ежегодно на инвалидность в России уходит более 1 млн. человек. К началу 1999 г. численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составляла 9639 тыс. человек против 5538 тыс. человек к началу 1995 года.
Указанные неблагоприятные демографические процессы в каждым годом все сильнее будут сказываться в отрицательном плане на экономике России, на уровне социального благосостояния абсолютного большинства населения страны. Если не принять решительных, кардинальных мер по перелому в положительную сторону демографических процессов, то будущее России, как самостоятельного государства весьма проблематично.
Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 8 июля 2000 года обратил внимание на тревожную демографическую ситуацию в России, подчеркнув, что "Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией".
В истории нашей страны уже был период, когда вследствие больших людских потерь на фронтах Великой Отечественной войны резко снизилась численность населения и упала деторождаемость.
Принятые в то время меры по запрещению абортов, усложнение процедуры развода, развитие системы детских домов, системы здравоохранения позволили не только восстановить, но и обеспечить прогрессивный рост населения страны. Сегодня в России сложилась не менее сложная ситуация в связи со стремительным ростом числа людей пенсионного возраста и падением рождаемости.
Предлагаемый законопроект является первым практическим шагом по приостановлению падения рождаемости в стране. Жестокость правовых мер, содержащихся в законопроекте обусловлена демографическим кризисом в России. Указанные в законопроекте меры позволят не только остановить старение и вымирание нации, но и в течение десяти-пятнадцати лет резко увеличить рост населения в стране.
Некоторые положения предлагаемого законопроекта временно приостанавливает полное осуществление действия отдельных статей Конституции Российской Федерации.
Однако, когда надвигается национальная катастрофа, то и нравственно, и юридически оправдано временно ограничить действие граждан, способствующие углублению демографического кризиса.
Предлагаемый законопроект "О чрезвычайных мерах по изменению демографической ситуации в Российской Федерации" отвечает национальным интересам России.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О чрезвычайных мерах по изменению демографической ситуации
в Российской Федерации"
По данным Госкомстата в 1998 году в Российской Федерации родилось 1283292 ребенка. Из них третья часть родилась в семьях, чей денежный доход ниже величины прожиточного минимума и требуется дотация на ребенка. В случае принятия данного законопроекта ожидается увеличение рождаемости на одну треть. А для достижения уровня рождаемости, обеспечивающей рост народонаселения, необходимо увеличение числа родившихся по сравнению с 1998 годом в два с половиной раза.
В 1999 году зафиксировано 354,3 тысячи внебрачных детей. С учетом приостановления абортов количество внебрачных детей увеличилось вдвое.
В настоящее время в стране в 1122 детских домах проживает 67 тысяч детей. В праве ожидать после принятия данного закона увеличения числа детских домов и детей, проживающих в них, не менее чем на одну треть.
Исходя из вышеизложенного дополнительные расходы из федерального бюджета Российской Федерации будут в 2001 и последующих годах составлять сумму 7,5 млрд. рублей.
Расчет:
500000 вновь родившихся детей х 200 х 12 = 12 млн. рублей.
700 детей, родившихся вне брака х 200 х 12 = 1,68 млн. рублей.
90000 детей в детских домах х 2000 х 12 = 2,16 млрд. рублей.
На строительство и содержание новых детских домов - 5 млрд. рублей.
На оказание помощи семьям, усыновившим детей - 1,5 млн. рублей.
Итого: - 7,5 млрд. рублей.
Средства, необходимые на финансирование предлагаемых в законопроекте мер, имеются в разрабатываемом Правительством Российской Федерации федеральном бюджете на 2001 год. Речь идет о разнице, планируемой Правительством Российской Федерации, в цене на нефть (18-21 долл. за баррель) и реальной стоимостью нефти (26-28 долл. за баррель).
С учетом предполагаемых затрат на изменение демографической ситуации в стране региональных органов власти, местного самоуправления, пожертвований коммерческих структур переломить кризисную демографическую ситуацию в России вполне реально.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.