Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98078746-2 "О внесении изменений и дополнений в статью 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Досье на проект федерального закона
В 1992 году Чернобыльский закон дополнили положениями, по которым к числу пострадавших стали относить участников ликвидации катастрофы на ЧАЭС, не имеющих заболеваний, связанных с радиационным воздействием. К тому же в закон была введена норма об "автоматической" связи любой инвалидности участника ликвидации с работами на ЧАЭС в безусловном порядке. Причем, установление связи заболевания с работами на ЧАЭС возложили на ВТЭКи (которые созданы в каждом районе), где нет специалистов по радиационным болезням.
Еще более странным выглядят положения о том, что не должно учитываться состояние здоровья гражданина до облучения и время от облучения до проявления болезни. Ведь мировой медицине известно, что рак легких у заядлого курильщика может быть следствием не облучения, а именно этой вредной привычки. С другой стороны, если онкологическое заболевание проявилось менее, чем через пять лет после облучения, связывать его с радиационным воздействием нет оснований.
Все эти положения, появившиеся в Чернобыльском законе еще шесть лет назад, привели к тому, что гражданину с удостоверением ликвидатора катастрофы на ЧАЭС практически при любом обычном заболевании (гипертонии, язве желудка и т.п.) стали оформлять чернобыльскую инвалидность. Как следствие, число таких "инвалидов" выросло с 9 тысяч в 1992 году до почти 50 тысяч человек в 1998 г. В 1997-1998 годах число "инвалидов" росло на тысячу в месяц. А ведь по прогнозу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и МАГАТе число заболевших от катастрофы на ЧАЭС на территории Украины, Белоруссии и России не должно превысить за обозримое после аварии время (70 лет) нескольких тысяч человек, в основном, детей с диагнозом "рак щитовидной железы". На сегодня с таким диагнозом в России имеется около 200 детей. Все это говорит о том, что цифра 50 тысяч инвалидов не выдерживает никакой критики.
В 1995 году в Чернобыльский закон было введено положение об обязательном наличии перечня заболеваний, при наличии которых устанавливается связь заболеваний (инвалидности) с радиационным воздействием.
В связи с оспариванием в Конституционном Суде Российской Федерации введения в закон необходимости такого перечня заболеваний, вопрос был рассмотрен в судебном заседании под председательством М.Баглая. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 1997 года подтвердило соответствующим Конституции Российской Федерации наличие в Чернобыльском законе такого перечня.
В связи с тем, что указанными дополнениями в закон 1995 года не было определено, кто ответственен за создание перечня, его ввели подзаконными актами, что негативно повлияло на ситуацию.
Так, в появившемся 6 августа 1996 года приказе Минздрава N 311 были обозначены два перечня заболеваний. Один - для населения проживающего (проживавшего) на загрязненных территориях, эвакуированных, детей ликвидаторов, участников ликвидации ядерных аварий (кроме Чернобыльской), пострадавших от аварии на комбинате "Маяк" в 1957 году, сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. В нем обозначено семь групп заболеваний (от лучевой болезни до онкологических), которые могут быть вызваны радиационным воздействием на человека. Причем, эти заболевания содержатся и в законах США, Японии. То есть они признаны мировой наукой и практикой.
Второй - для участников ликвидации Чернобыльской катастрофы. В нем обозначены 11 групп заболеваний, семь из которых не связаны с радиационным воздействием, но по мнению авторов приказа могут быть вызваны выполнением работ на ЧАЭС. Здесь и гипертония, и язва желудка, и ишемическая болезнь сердца, и заболевания органов дыхания, и даже "неврозоподобные и депрессивные состояния"... Таких заболеваний нет не только в законодательстве постиндустриальных стран, но и Белоруссии, и Украины.
Этот второй перечень сыграл свою негативную роль и в том, что обычные болезни стали связываться с Чернобыльским фактором, создавая у граждан иллюзию обязательности заболевания.
Для того, чтобы исключить своеволие чиновников, предлагается (по опыту США, Японии, Белоруссии и Украины) поручить Правительству Российской Федерации определять перечень заболеваний, связанных с радиационным воздействием. Следует отметить, что норма об установлении Правительством Российской Федерации перечня заболеваний прописана во вступившем в силу 2 декабря 1998 года Федеральном законе "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", который корреспондируется с Чернобыльским законом.
В Чернобыльский закон вводится норма об обязательном принятии во внимание при установлении причинной связи возможности появления даже онкологического заболевания как следствия профессиональной деятельности (рак легких у шахтера) или от злоупотребления алкоголем, курением и т.п. Такие нормы уже много лет действуют в законодательстве других стран (США, Японии, ФРГ) и являются социально оправданными.
Дополнительных затрат из бюджета изменения в закон не потребуют.
Депутат
Государственной Думы |
О.Шенкарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.