Проект федерального закона N 10090-3
"Об основах государственной системы предупреждения преступлений"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения
Глава II. Общее предупреждение преступлений
Глава III.Индивидуальное предупреждение преступлений
Глава IV. Организационное и ресурсное обеспечение предупреждения
преступлений
Глава V. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью государственной системы предупреждения преступлений.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для определения целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
государственная система предупреждения преступлений - совокупность субъектов предупреждения преступлений, экономических, правовых, организационных и материально-ресурсных мер обеспечения их деятельности по предупреждению преступлений;
предупреждение преступлений - выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению (далее - общее предупреждение преступлений); профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением с целью недопущения с их стороны совершения преступных деяний и оказание позитивного воздействия на ближайшее окружение таких лиц (далее - индивидуальное предупреждение преступлений);
меры предупреждения преступлений - комплекс взаимосвязанных средств, направленных на выявление, устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению, недопущение преступлений лицами с противоправным поведением;
криминологическая экспертиза - специальное исследование проектов законов, иных нормативных правовых актов, проводимое для оценки их возможного влияния на состояние преступности;
криминологический мониторинг - система постоянного наблюдения, комплексного анализа, оценки преступности и других связанных с ней явлений, а также эффективности деятельности субъектов предупреждения преступлений.
Статья 2. Основные цели предупреждения преступлений
Предупреждение преступлений имеет следующие основные цели:
противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания преступности и нейтрализации ее негативных последствий;
устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;
индивидуальное профилактическое воздействие в отношении конкретных лиц.
Статья 3. Правовая основа предупреждения преступлений
Правовую основу предупреждения преступлений составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере предупреждения преступлений, законы субъектов Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам предупреждения преступлений и ее организации.
Статья 4. Принципы предупреждения преступлений
Предупреждение преступлений основывается на принципах законности, демократизма, гласности, социальной справедливости, комплексности, а также своевременности и достаточности мер предупреждения преступлений.
Статья 5. Законность предупреждения преступлений
Деятельность субъектов предупреждения преступлений реализуется в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Меры предупреждения преступлений применяются при наличии установленных законодательством Российской Федерации оснований при неуклонном соблюдении прав и законных интересов лиц, в отношении которых они применяются.
Статья 6. Демократизм предупреждения преступлений
Демократизм предупреждения преступлений означает его осуществление широкой системой государственных органов, с участием в этой деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан.
Статья 7. Социальная справедливость предупреждения преступлений
Предупреждение преступлений осуществляется в интересах защиты законных интересов лиц и восстановления их нарушенных прав и свобод. Применение мер предупреждения преступлений должно соответствовать характеру и степени общественной опасности противоправного деяния лица.
Статья 8. Комплексный подход в предупреждении преступлений
Комплексный подход в предупреждении преступлений означает применение взаимосвязанных мер экономического, социально-политического, правового, психолого-педагогического, организационного, технического и иного характера, направленных на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; сочетание общего и индивидуального предупреждения преступлений; скоординированное взаимодействие субъектов предупреждения преступлений.
Статья 9. Своевременность и достаточность мер предупреждения преступлений
Меры предупреждения преступлений применяются при возникновении угрозы совершения преступлений конкретными лицами в таком объеме и с такой интенсивностью, которые позволяют не допустить их совершения.
Статья 10. Субъекты предупреждения преступлений
Предупреждение преступлений осуществляют федеральные органы государственной власти, их территориальные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, в компетенцию которых входит защита прав и свобод человека и гражданина.
В предупреждении преступлений также участвуют органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане в пределах и формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Предметы ведения Российской Федерации в сфере предупреждения преступлений
К предметам ведения Российской Федерации в сфере предупреждения преступлений относятся:
принятие и изменение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на предупреждение преступлений;
установление основ федеральной политики предупреждения преступлений;
реализация федеральных программ, направленных на предупреждение преступлений;
координация и методическое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предупреждению преступлений;
установление единой государственной системы статистической отчетности в области предупреждения преступлений.
Статья 12. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в сфере предупреждения преступлений
К предметам ведения субъектов Российской Федерации в сфере предупреждения преступлений относятся:
принятие и изменение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на предупреждение преступлений;
реализация региональных программ, направленных на предупреждение преступлений;
координация и методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предупреждению преступлений;
наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации в области предупреждения преступлений, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий.
Глава II. Общее предупреждение преступлений
Статья 13. Меры общего предупреждения преступлений
Мерами общего предупреждения преступлений являются:
выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению;
правовое воспитание;
криминологическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.
Статья 14. Выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению
Каждый государственный орган в пределах своей компетенции обязан выявлять обстоятельства и ситуации социального, психологического, управленческого, экономического и иного характера, непосредственно обусловливающие или облегчающие возможность совершения преступлений и принимать меры к их устранению.
О выявленных причинах преступлений и условиях, способствующим их совершению, государственные органы информируют соответствующие компетентные государственные органы, организации, полномочные принимать меры к их устранению.
Статья 15. Правовое воспитание
Правовое воспитание представляет собой целенаправленную систематическую деятельность субъектов предупреждения преступлений по формированию правового сознания, правовой культуры и правомерного поведения.
Правовое воспитание осуществляется в рамках системы общего среднего, высшего и послевузовского профессионального образования деятельности средств массовой информации и правового просвещения населения.
Формами правового воспитания являются правовая пропаганда, правовое обучение, оказание юридической помощи гражданам, пропаганда законопослушного поведения в средствах массовой информации.
Правоохранительные органы, государственные образовательные и научно-исследовательские учреждения в пределах своей компетенции оказывают методическую и информационную помощь другим субъектам предупреждения преступлений при ведении ими работы по правовому воспитанию.
Статья 16. Криминологическая экспертиза
Решение о необходимости проведения криминологической экспертизы принимается законодательными и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Криминологическая экспертиза проводится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, обладающими необходимыми познаниями в соответствующей сфере деятельности.
Порядок реализации результатов криминологической экспертизы определяется органами, принявшими решение о ее назначении.
Глава III. Индивидуальное предупреждение преступлений
Статья 17. Основания применения мер индивидуального предупреждения преступлений
Основаниями применения мер индивидуального предупреждения преступлений являются следующие юридически установленные факты:
- неоднократного совершения лицом административных правонарушений с нарастанием степени их общественной опасности, свидетельствующие о возможности совершения им преступления;
- наличия в деянии лица признаков состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела; освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;
- невыполнения лицом, осужденным без назначения наказания либо с освобождением от наказания, условно или с отсрочкой исполнения приговора, обязанностей, возложенных на него приговором суда, если отсутствуют основания для отмены уголовного осуждения или отсрочки исполнения приговора;
- антиобщественного поведения лиц, ранее судимых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Данные факты устанавливаются в результате:
предварительного следствия, дознания и судебного разбирательства;
проведения прокурорских проверок;
осуществления оперативно-розыскной деятельности;
осуществления иной служебной деятельности правоохранительными или контролирующими органами;
рассмотрения сообщений организаций, общественных объединений заявлений и жалоб граждан, публикаций в средствах массовой информации.
Статья 18. Лица, в отношении которых осуществляется индивидуальное предупреждение преступлений
Индивидуальное предупреждение преступлений осуществляется в отношении следующих лиц:
освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
осужденных, которым отсрочено отбывание наказания;
осужденных условно;
освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания;
освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;
совершивших административные правонарушения при обстоятельствах, отягчающих ответственность;
больных алкоголизмом и наркоманией, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения и совершающих административные правонарушения;
родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
несовершеннолетних, перечисленных в пунктах 1-14 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Статья 19. Меры индивидуального предупреждения преступлений
Мерами индивидуального предупреждения преступлений являются:
профилактическая беседа;
направление информации о причинах и условиях антиобщественного поведения;
постановка на профилактический учет;
установление наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
оказание социальной помощи профилактируемым лицам.
Указанные меры применяются субъектами предупреждения преступлений с учетом индивидуальных особенностей профилактируемых лиц, характера и степени общественной опасности совершенных ими противоправных деяний. Порядок их применения регламентируется в соответствующих нормативных правовых актах правоохранительных органов с учетом специфики их предупредительной деятельности.
Статья 20. Профилактическая беседа
Профилактическая беседа состоит в разъяснении лицу его ответственности перед обществом, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения, убеждении в необходимости следовать установленным нормам поведения.
В ходе беседы профилактируемое лицо предупреждается о необходимости прекращения антиобщественного поведения.
В профилактической беседе могут участвовать представители соответствующих организаций, общественных объединений и другие заинтересованные лица.
Статья 21. Направление информации о причинах и условиях антиобщественного поведения
Информация о причинах и условиях антиобщественного поведения лица направляется руководителям организаций, общественных объединений для применения мер профилактического воздействия, а также устранения причин и условий, способствующих такому поведению.
О принятых мерах сообщается инициатору направления информации в месячный срок.
Статья 22. Профилактический учет
На профилактический учет в соответствующих правоохранительных органах ставятся лица, поведение которых указывает на возможность совершения ими преступлений. Он направлен на наблюдение и контроль за их поведением, оказание профилактического воздействия на таких лиц и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.
Правила постановки и снятия с профилактического учета указанных лиц определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Установление наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений
После освобождения из мест лишения свободы лиц, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, может быть установлено наблюдение за ходом их социальной реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Оказание социальной помощи
Профилактируемым лицам субъектами предупреждения преступлений оказывается содействие в бытовом и трудовом устройстве, в предоставлении им психолого-педагогической, медицинской, консультативно-правовой и иной помощи, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуального предупреждения преступлений
Лица, в отношении которых применяются меры индивидуального предупреждения преступлений, вправе:
знать основания постановки на профилактический учет;
знать основания и характер применяемых к ним мер индивидуального предупреждения преступлений;
заявлять ходатайства и обжаловать действия, осуществляемые в связи с применением мер индивидуального предупреждения преступлений, вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.
Глава IV. Организационное и ресурсное
обеспечение предупреждения преступлений
Статья 26. Планирование предупреждения преступлений
Планирование предупреждения преступлений осуществляется субъектами государственной системы предупреждения преступлений путем разработки соответствующих планов и программ.
Программы предупреждения преступлений, определяющие задачи, средства, этапы и механизм реализации профилактических мер, а также показатели ожидаемых результатов разрабатываются и осуществляются на уровнях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе материалов государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности субъектов государственной системы предупреждения преступлений.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принимающие программы предупреждения преступлений, обеспечивают их финансирование и осуществляют контроль за их реализацией.
Статья 27. Использование отечественного и зарубежного опыта предупреждения преступлений
Субъекты предупреждения преступлений используют отечественный и зарубежный опыт этой деятельности с учетом социально-экономических условий, демократизации общественной жизни.
Статья 28. Контроль и надзор в сфере деятельности по предупреждению преступлений
Контроль за деятельностью субъектов предупреждения преступлений, соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина при применении мер профилактического воздействия осуществляют в установленном порядке органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ведомственный контроль за деятельностью субъектов предупреждения преступлений осуществляется их вышестоящими органами и должностными лицами в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами.
Надзор за исполнением законов, регулирующих деятельность по предупреждению преступлений, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Статья 29. Ответственность должностных лиц за нарушения в сфере предупреждения преступлений
Должностные лица, не принявшие меры по предупреждению преступлений или превысившие свои полномочия при осуществлении этой деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 30. Финансовое и материальное обеспечение предупреждения преступлений
Финансовое обеспечение предупреждения преступлений осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Дополнительными источниками финансирования могут быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 31. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.