г. Казань |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А12-9735/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР ЭКО" - Колескиной Т.А., Ерохина С.В. доверенность от 02.04.2018,
Государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области - Почепцовой Е.В. доверенность от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР ЭКО"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2018 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 (председательствующий Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-9735/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР ЭКО" (ОГРН 1133443031963, ИНН 3443925480) к Государственному учреждению Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Волгоградской области (ОГРН 102343856123, ИНН 3445916210) о признании незаконным в части действий, по встречному заявлению Государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР ЭКО" о взыскании средств целевого назначения и санкций,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр ЭКО" (далее - ООО "Центр ЭКО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственному учреждению "Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Волгоградской области" (далее - фонд, орган контроля) о признании незаконными действий фонда в части выводов, изложенных в акте проверки от 22.02.2018 N 6 использования средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.07.2016 по 31.12.2017 о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 4 306 333 руб. 16 коп. на приобретение лекарственных препаратов, не включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, а также требования в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 4 306 333 руб. 16 коп. и штрафа в сумме 430 633 руб. 32 коп.
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с встречным исковым заявлением к ООО "Центр ЭКО" о взыскании денежных средств в сумме 4 736 966 руб. 48 коп., из которых 4 306 333 руб. 16 коп. использованные не по целевому назначению и 430 633 руб. 32 коп. финансовые санкции.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 заявленные требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия Государственного учреждения "Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области" в части выводов, изложенных в акте проверки от 22.02.2018 N 6 использования средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период с 01.07.2016 по 31.12.2017 о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 125 125 руб. на приобретение лекарственных препаратов, не включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, а также требования в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 125 125 руб. и штрафа в сумме 12 512 руб. 50 коп.
В остальной части заявленные требования ООО "Центр ЭКО" оставлены без удовлетворения.
Встречное исковое заявление Государственного учреждения "Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области" удовлетворено частично.
С ООО "Центр ЭКО" в пользу Государственного учреждения "Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области" взысканы денежные средства в сумме 4 559 328 руб. 98 коп., из которых 4 181 208 руб. 16 коп. использованные не по целевому назначению и 418 120 руб. 82 коп. финансовые санкции.
В остальной части встречное исковое заявление Государственного учреждения "Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области" оставлено без удовлетворения.
ООО "Центр ЭКО", полагая принятые по делу судебные акты незаконными, в части отказа в удовлетворении требований ООО "Центр ЭКО" о признании незаконными действий фонда в части выводов, изложенных в акте проверки N 6 от 22.02.2018 использования средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период с 01.07.2016 по 31.12.2017 в сумме 4 559 328 руб. 98 коп., из которых 4 181 208 руб. 16 коп. использованные не по целевому назначению и 418 120 руб. 82 коп. финансовые санкции; в части взыскания с ООО "Центр ЭКО" в пользу Государственного учреждения "Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области" денежных средств в сумме 4 559 328 руб. 98 коп., из которых 4 181 208 руб. 16 коп. использованные не по целевому назначению и 418 120 руб. 82 коп. финансовые санкции, обратилось Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в данной части отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ООО "Центр ЭКО" в полном объеме.
Проверив законность обжалованных судебных актов в обжалуемой части, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, явившиеся в судебное заседание, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" проведена проверка использования ООО "Центр ЭКО" средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период 01.07.2016 по 31.12.2017.
В ходе проверки фондом установлено нецелевое использование средств ОМС, направленных организацией на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения в сумме 4 306 333,16 руб., что нашло отражение в акте от 22.02.2018 N 6.
По результатам проверки Фондом в акте изложены требования к ООО "Центр ЭКО" об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования: средства, полученные организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 4 306 333,16 руб. возвратить в бюджет фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего требования; штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 430 633, 32 руб. также перечислить на счет фонда.
Не согласившись с выводами и требованиями Фонда в вышеназванной части, ООО "Центр ЭКО" обратилось за защитой своих прав в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными действия государственного учреждения "Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области" в части выводов, изложенных в акте проверки от 22.02.2018 N 6 использования средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период с 01.07.2016 по 31.12.2017 о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 125 125 руб. на приобретение лекарственных препаратов, не включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, а также требования в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 125 125 руб. и штрафа в сумме 12 512 руб. 50 коп., суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности ООО "Центр ЭКО" протоколами заседаний врачебной комиссии обоснованного расходования средств ОМС на использование лекарственных препаратов, не включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов для медицинского применения (далее - ЖНВЛП), учитывая, что подтверждения применения данных препаратов указанным в протоколах пациентам соответствуют представленным в судебное заседание медицинским картам пациентов.
В данной части судебные акты не обжалуются.
Предметом кассационного обжалования являются выводы судов первой и апелляционной инстанции об удовлетворении требования Фонда в части взыскания с ООО "Центр ЭКО" денежных средств в сумме 4 559 328 руб. 98 коп., из которых 4 181 208 руб. 16 коп. использованные не по целевому назначению и 418 120 руб. 82 коп. финансовые санкции, со ссылкой на использование обществом лекарственных препаратов, не включенных в Перечень ЖНВЛП, при отсутствии подтверждения применения данных препаратов протоколами заседаний врачебной комиссии и медицинскими картами пациентов.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
Согласно подпункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Разделом 5 Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2016 год, утвержденной Законом Волгоградской области от 16.12.2015 N 220-ОД и разделом 4 Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Законом Волгоградской области от 06.12.2016 N ИО-ОД установлено, что направления расходования средств обязательного медицинского страхования, определяются тарифными соглашениями в сфере обязательного медицинского страхования Волгоградской области на соответствующий год.
Тарифными соглашениями сфере ОМС Волгоградской области от 27.01.2016, от 30.12.2016 установлены тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС и статьи расходов, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, действующих в системе ОМС. Так структура тарифа в 2016-2017 включала следующие экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы медицинских организаций для выполнения территориальной программы ОМС на приобретение:
- лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов в соответствии с перечнем ЖНВЛП при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, стоматологической медицинской помощи;
- лекарственных препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП, в случаях нетипичного течения болезни, наличия осложнений основного заболевания и (или) сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных препаратов, а также при непереносимости лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, лекарственных препаратов, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации и разрешенных к медицинскому применению, но не входящих в стандарты медицинской помощи и перечень ЖНВЛП, по заключению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах больного и журнале врачебной комиссии.
Обязанность по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, предусмотрена также условиями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных ООО "Центр ЭКО" с ЗАО "Капитал Медицинское страхование" от 01.01.2015 N 215-12/15 (прекратил действовать с 01.08.2016 в связи с реорганизацией в форме присоединения ЗАО "Капитал Медицинское страхование" к ООО "РГС-Медицина"), ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" от 01.01.2015 N ГМф-05/ОМ/229/2015, ООО "РГС-Медицина" от 11.01.2016 N 160-12/16, осуществляющими деятельность в системе ОМС на территории Волгоградской области в 2016-2017 (пункт 5.10 договоров).
В ходе проверки целевого использования средств обязательного медицинского страхования установлено приобретение ООО "Центр ЭКО" лекарственных препаратов, не включенных в Перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р и от 28.12.2016 N 2885-р, а именно, в период с 01.07.2016 по 31.12.2017 приобретены препараты, имеющие следующие международные непатентованные названия: фоллитропин бета, хориогонадотропин альфа, менотропины, эстрадиол в лекарственной форме "драже". Данные препараты приобретены ответчиком под торговыми наименованиями: Мерионал (менотропины), Овитрель (хориогонадотропин альфа), Пурегон (фоллитропин бета), Менопур (менотропины) и Прогинова (эстрадиол в лекарственной форме "драже").
Согласно части 2 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В силу части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ допускается назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Пунктом 27 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н, предусмотрено, что по решению врачебной комиссии пациентам при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях назначаются лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. Решение врачебной комиссии фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Таким образом, медицинская организация при лекарственном обеспечении за счет средств ОМС равным образом должна соблюдать требования по включению лекарственных препаратов в соответствующий стандарт медицинской помощи в целях обеспечения качества оказываемой медицинской услуги, а также требования по включению лекарственных препаратов в перечень ЖНВЛП в целях соблюдения обоснованности использования средств ОМС по целевому назначению.
Следовательно, при проведении проверки в рамках контроля использования полученных медицинской организацией средств ОМС, фондом правомерно исследовались первичные документы - медицинская документация на предмет наличия оправдательных документов, на основании которых в последующем составляются бухгалтерские документы и подтверждается расходование средств ОМС в соответствии с установленной структурой тарифа на затраты, относящиеся к оказанию помощи по ОМС.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что при проведении проверки для подтверждения законности произведенных расходов по лекарственным препаратам Фондом неоднократно запрашивались у ООО "Центр ЭКО": медицинские карты стационарных больных, в которых отражено количество использованных лекарственных препаратов, не входящих в Перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, приобретенных за проверяемый период; журнал врачебной комиссии за проверяемый период; протоколы решения врачебной комиссии о необходимости назначения данных препаратов конкретным пациентам.
ООО "Центр ЭКО" было отказано в предоставлении вышеуказанных документов и допуске специалистов фонда для проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, приобретенных за счет целевых средств ОМС.
В связи с непредставлением документов, подтверждающих законность произведенных расходов по закупкам лекарственных препаратов, не входящих в Перстень ЖНВЛП, расходы ООО "Центр ЭКО" на закупку лекарственных препаратов были отнесены фондом к нецелевому использованию.
Данные документы не были представлены ООО "Центр ЭКО" и при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой и апелляционной инстанции, что лекарственное обеспечение за счет средств ОМС осуществляется медицинскими организациями исключительно лекарственными препаратами в соответствии с перечнем ЖНВЛП, либо иными препаратами, включенными в стандарт медицинской помощи, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям, но при условии обоснования этой необходимости в первичной медицинской документации.
Учитывая изложенное, судом первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы общества о том, что при оказании медицинской помощи за счет средств ОМС допускается лекарственное обеспечение пациентов без учета требований действующего законодательства, а именно возможность приобретения и назначение застрахованным по ОМС лицам лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи, но не предусмотренные перечнем ЖНВЛП, без подтверждения обоснованности таких затрат.
Исходя из правовой позиции отражённой в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-0 в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, в зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Исследовав и оценив, в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, представленные по делу доказательства, руководствуясь частью 1 статьи 6, подпунктом 1 части 1 статьи 20, подпунктом 5 части 2 статьи 20, пунктом 12 части 7 статьи 34, подпунктом 12 части 7 статьи 34, частью 9 статьи 39, частью 14 статьи 50, частью 2 статьи 80 Федеральный закон N 326-ФЗ, частями 2, 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ, статьи 162, частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказом от 1604.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о взыскании с ООО "Центр ЭКО" денежных средств в сумме 4 559 328 руб. 98 коп., из которых 4 181 208 руб. 16 коп. использованные не по целевому назначению и без подтверждения обоснованности таких затрат, 418 120 руб. 82 коп. финансовые санкции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии не законного судебного решения.
Доводы приведенные заявителем кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции признает выводы судов нижестоящих инстанций в обжалуемой части об удовлетворении заявленных требований соответствующими обстоятельствам спора, основанными на правильном применении норм права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 по делу N А12-9735/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив, в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, представленные по делу доказательства, руководствуясь частью 1 статьи 6, подпунктом 1 части 1 статьи 20, подпунктом 5 части 2 статьи 20, пунктом 12 части 7 статьи 34, подпунктом 12 части 7 статьи 34, частью 9 статьи 39, частью 14 статьи 50, частью 2 статьи 80 Федеральный закон N 326-ФЗ, частями 2, 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ, статьи 162, частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказом от 1604.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о взыскании с ООО "Центр ЭКО" денежных средств в сумме 4 559 328 руб. 98 коп., из которых 4 181 208 руб. 16 коп. использованные не по целевому назначению и без подтверждения обоснованности таких затрат, 418 120 руб. 82 коп. финансовые санкции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 января 2019 г. N Ф06-42417/18 по делу N А12-9735/2018