Проект федерального закона N 11807-3
"Об общественном контроле за обеспечением прав лиц, находящихся
в местах изоляции, и о содействии общественных объединений
в работе учреждений и органов, исполняющих наказания,
и мест содержания под стражей"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст.1-5)
Глава II. Порядок наделения общественного инспектора (ст.ст.6-8)
полномочиями, их приостановление и прекращение
Глава III. Порядок наделения общественного инспектора (ст.ст.9-13)
полномочиями, их приостановление и прекращение
Глава IV. Содействие общественных объединений в работе (ст.ст.14-15)
учреждений и органов, исполняющих наказания,
и мест содержания под стражей
Глава V. Гарантии осуществления общественного контроля (ст.ст.16-18)
за обеспечением прав лиц, находящихся в местах
изоляции
Глава VI. Заключительные положения (ст.19)
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля за обеспечением неотъемлемых прав лиц, находящихся в местах изоляции, на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, равенство перед законом, защиту от пыток, насилия, другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, ограждение от злоупотреблений властью, и определяет порядок оказания общественными объединениями содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
доставленный - лицо, находящееся в учреждении или органе внутренних дел либо в другом учреждении или органе исполнительной власти по принуждению до определения его правового статуса;
места изоляции - учреждения и органы внутренних дел, другие учреждения и органы исполнительной власти, используемые для содержания доставленных, задержанных, подвергнутых административному или дисциплинарному аресту, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, подсудимых, учреждения уголовно-исполнительной системы, дисциплинарные воинские части;
лица, находящиеся в местах изоляции, - доставленные, задержанные, подвергнутые административному аресту, подозреваемые и обвиняемые, подсудимые, осужденные.
Статья 2. Цели общественного контроля за обеспечением прав лиц, находящихся в местах изоляции, и содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей
1. Общественный контроль за обеспечением прав лиц, находящихся в местах изоляции (далее - общественный контроль), осуществляется в целях обеспечения предусмотренных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами прав лиц, находящихся в местах изоляции.
2. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей оказывается в целях создания условий для соблюдения прав и законных интересов лиц, содержащихся в местах изоляции.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области общественного контроля и содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей
Законодательство Российской Федерации в области общественного контроля и содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей основывается на Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Принципы общественного контроля и содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей
1. Общественный контроль и содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей осуществляются на принципах законности, гласности и приоритета прав человека.
2. При осуществлении общественного контроля и содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей не допускается вмешательство в деятельность указанных учреждений и органов, а также в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
Статья 5. Субъекты осуществления общественного контроля и содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей
1. Общественный контроль осуществляют общественные инспектора, общественные наблюдательные комиссии.
2. Общественным инспектором может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет. Общественным инспектором, членом общественной наблюдательной комиссии не может быть лицо, признанное по решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным либо имеющее неснятую или непогашенную судимость.
3. Кандидатура общественного инспектора выдвигается общественным объединением, осуществляющим свою деятельность не менее пяти лет с момента государственной регистрации, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина, и утверждается Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный).
4. Судьи, лица, находящиеся на службе в правоохранительных органах или на действительной военной службе, адвокаты не вправе быть общественными инспекторами, членами общественных наблюдательных комиссий.
5. Общественные наблюдательные комиссии образуются в форме региональных наблюдательных комиссий и наблюдательных комиссий при учреждении или органе, исполняющем наказания, месте содержания под стражей. Порядок формирования и деятельности, состав общественных наблюдательных комиссий определяются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.
6. В состав общественных наблюдательных комиссий входят представители общественных объединений, благотворительных и иных некоммерческих организаций, профсоюзов и трудовых коллективов. Представители органов территориального общественного самоуправления вправе входить в состав наблюдательных комиссий при учреждении или органе, исполняющем наказания, месте содержания под стражей, расположенных в пределах соответствующей территории.
7. Общественные инспектора осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации. Региональные наблюдательные комиссии осуществляют свою деятельность в пределах субъекта Российской Федерации, в котором они образованы.
8. Субъектом содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей является общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, согласовавшее мероприятия по общественному содействию с администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей либо с вышестоящими органами. Общественные наблюдательные комиссии вправе принимать участие в осуществлении содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей.
Глава II. Порядок наделения общественного инспектора
полномочиями, их приостановление и прекращение
Статья 6. Порядок наделения общественного инспектора полномочиями
1. Кандидатура общественного инспектора выдвигается съездом (конференцией) или общим собранием общественного объединения.
2. Общественное объединение, выдвинувшее кандидатуру общественного инспектора, направляет Уполномоченному предложение об утверждении кандидатуры общественного инспектора и представляет Уполномоченному для утверждения личный лист общественного инспектора, форма которого утверждается Уполномоченным.
3. Уполномоченный в срок, не превышающий трех месяцев, рассматривает предложение общественного объединения и принимает решение об утверждении кандидатуры общественного инспектора либо об отклонении предложенной кандидатуры.
4. Общественный инспектор наделяется полномочиями при получении удостоверения установленного образца, подписанного Уполномоченным. Образец указанного удостоверения устанавливается Уполномоченным.
5. Уполномоченным ведется реестр общественных инспекторов, открытый для всеобщего ознакомления.
6. Уполномоченный может утвердить не более пяти кандидатур общественных инспекторов, выдвинутых одним общероссийским либо межрегиональным общественным объединением, не более одной кандидатуры общественного инспектора, выдвинутой региональным либо местным общественным объединением, и не более четырех кандидатур общественных инспекторов, выдвинутых региональными либо местными общественными объединениями, имеющими государственную регистрацию в одном субъекте Российской Федерации.
Статья 7. Приостановление полномочий общественного инспектора
1. Полномочия общественного инспектора приостанавливаются при наличии одного из следующих обстоятельств:
а) вступление в законную силу решения суда о применении к общественному инспектору административного ареста;
б) избрание общественному инспектору в качестве меры пресечения заключения под стражу;
в) признание общественного инспектора безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
г) решение Уполномоченного о ненадлежащем исполнении общественным инспектором своих обязанностей.
2. В случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в" пункта 1 настоящей статьи суд или прокурор незамедлительно направляют Уполномоченному информацию об обстоятельствах, послуживших основанием для приостановления полномочий общественного инспектора.
Статья 8. Прекращение полномочий общественного инспектора
1. Полномочия общественного инспектора прекращаются Уполномоченным по следующим основаниям:
а) обращение общественного инспектора к Уполномоченному с письменным заявлением о сложении своих полномочий;
б) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении общественного инспектора либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
в) вступление в законную силу решения суда о признании общественного инспектора недееспособным или ограниченно дееспособным;
г) прекращение гражданства Российской Федерации;
д) смерть общественного инспектора или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
е) решение общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру общественного инспектора, принятое по согласованию с Уполномоченным, о ненадлежащем исполнении общественным инспектором своих обязанностей;
ж) решение Уполномоченного, принятое по согласованию с общественным объединением, выдвинувшим кандидатуру общественного инспектора, о ненадлежащем исполнении общественным инспектором своих обязанностей;
з) ликвидация общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру общественного инспектора;
и) прекращение полномочий Уполномоченного, утвердившего кандидатуру общественного инспектора. При вступлении в должность вновь избранного Уполномоченного полномочия общественного инспектора могут быть возобновлены.
2. Уполномоченный незамедлительно информируется об обстоятельствах, послуживших основанием для прекращения полномочий общественного инспектора;
в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в", "д" (в части вступления в законную силу решения суда об объявлении общественного инспектора умершим), "з" (в части ликвидации общественного объединения решением суда) пункта 1 настоящей статьи - судом;
в случаях, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 настоящей статьи - государственным органом Российской Федерации, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации;
в случаях, предусмотренных подпунктом "з" пункта 1 настоящей статьи (при ликвидации общественного объединения решением съезда (конференции) или общего собрания общественного объединения) органом юстиции, зарегистрировавшим общественное объединение.
Глава III. Порядок наделения общественного инспектора
полномочиями, их приостановление и прекращение
Статья 9. Полномочия общественного инспектора
1. Общественный инспектор вправе:
а) беспрепятственно посещать в любое время учреждения и органы внутренних дел и другие учреждения и органы исполнительной власти, используемые для содержания доставленных и задержанных;
б) беспрепятственно посещать учреждения и органы внутренних дел, используемые для содержания подвергнутых административному и дисциплинарному аресту при соблюдении правил внутреннего распорядка указанных учреждений и органов;
в) посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, подсудимых, учреждения уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном законом, и при соблюдении правил внутреннего распорядка указанных учреждений, органов, мест содержания под стражей. При этом общественный инспектор вправе по собственной инициативе посещать камеры, карцеры, стационарные отделения, прогулочные дворики, библиотеки, столовые и иные помещения мест содержания под стражей, штрафные и дисциплинарные изоляторы, одиночные камеры, помещения для обеспечения безопасности осужденных и иные помещения учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением охранных объектов и сооружений, на посещение которых необходимо согласие начальников соответствующих мест содержания под стражей и учреждений уголовно-исполнительной системы;
г) беседовать наедине с доставленными, задержанными, подвергнутыми административному аресту и осужденными с их согласия в местах, специально предоставленных администрацией учреждений и органов внутренних дел и других учреждений и органов исполнительной власти, используемых для содержания доставленных, задержанных, подвергнутых административному аресту, учреждений уголовно-исполнительной системы;
д) беседовать с подозреваемыми, обвиняемыми и подсудимыми в присутствии лица, производящего дознание, следователя, прокурора либо, при наличии согласия указанных должностных лиц, в присутствии представителя администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, или места содержания под стражей по вопросам содержания подозреваемых и обвиняемых, подсудимых, оказания им медицинской помощи, обеспечения администрацией указанного учреждения или органа, места содержания под стражей прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, подсудимых. При этом общественный инспектор не вправе беседовать с подозреваемыми и обвиняемыми по существу возбужденного в отношении их уголовного дела и предъявленного им обвинения;
е) принимать обращения и жалобы от доставленных, задержанных и подвергнутых административному аресту по вопросам нарушения их прав и законных интересов;
ж) непосредственно обращаться к начальнику учреждения или органа, исполняющего наказание, места содержания под стражей либо его заместителю, а также к должностным лицам органов внутренних дел, органов юстиции, органов прокуратуры, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, органов налоговой полиции, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов лиц, находящихся в местах изоляции;
з) обращаться с заявлениями к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, судье, начальнику учреждения или органа, исполняющего наказание, места содержания под стражей по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов лиц, находящихся в местах изоляции;
и) по согласованию с администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы принимать участие в обсуждении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, а также об изменении режима его содержания.
2. В случае введения режима особых условий в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и в местах содержания под стражей полномочия общественного инспектора посещать указанные учреждения и органы, места содержания под стражей, беседовать с подозреваемыми и обвиняемыми, осужденными могут быть приостановлены, о чем начальниками соответствующих учреждения или органа, места содержания под стражей либо вышестоящим должностным лицом выносится постановление с указанием срока, на который данные полномочия общественного инспектора приостановлены. Указанное постановление может быть обжаловано Уполномоченным, общественным объединением, выдвинувшим кандидатуру общественного инспектора, или общественным инспектором в вышестоящий орган либо в суд.
3. При исполнении своих полномочий общественный инспектор обязан соблюдать положения правовых актов, обеспечивающие работу учреждений и органов, исполняющих наказания, мест содержания под стражей, а также подчиняться законным требованиям администрации указанных учреждений и органов, мест содержания под стражей.
4. Уполномоченный вправе осуществлять контроль за деятельностью общественных инспекторов в части соблюдения ими настоящего Федерального закона. Вмешательство Уполномоченного в деятельность общественных инспекторов (участие в мероприятиях общественного контроля, определение направлений деятельности общественных инспекторов) не допускается.
Статья 10. Ограничения деятельности общественного инспектора
1. Общественный инспектор не вправе осуществлять мероприятие общественного контроля в отношении лица, находящегося в месте изоляции, если он является близким родственником указанного лица, а также потерпевшим, свидетелем, защитником или другим лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в месте изоляции.
2. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, общественный инспектор может быть отстранен от осуществления мероприятия общественного контроля постановлением или приказом начальника места изоляции. Указанные постановление или приказ могут быть обжалованы общественным объединением, выдвинувшим кандидатуру общественного инспектора, в вышестоящий орган либо в суд.
Статья 11. Полномочия общественных наблюдательных комиссий
1. Региональная наблюдательная комиссия осуществляет общественный контроль на основании положения, утверждаемого законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом региональная наблюдательная комиссия вправе:
а) по согласованию с администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, мест содержания под стражей посещать указанные учреждения и органы, места содержания под стражей;
б) по согласованию с администрацией учреждений и органов внутренних дел и других учреждений и органов исполнительной власти, используемых для содержания доставленных, задержанных, подвергнутых административному или дисциплинарному аресту, беседовать с доставленными, задержанными, подвергнутыми административному или дисциплинарному аресту, принимать от них обращения и жалобы по вопросам нарушения их прав и законных интересов;
в) по согласованию с администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, вести прием осужденных, принимать от них предложения, обращения и жалобы.
2. Наблюдательная комиссия при учреждении или органе, исполняющем наказания, месте содержания под стражей осуществляет общественный контроль на основании положения, утверждаемого законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и соглашения между указанными комиссией и администрацией учреждения или органа, места содержания под стражей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Наблюдательные комиссии при учреждениях или органах, исполняющих наказания, принимают участие в решении вопросов о применении к осужденным мер поощрения и взыскания, условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождении от наказания по болезни, изменении режима содержания, а также по обращению осужденного вправе ходатайствовать о его помиловании.
4. Полномочия, указанные в пункте 3 настоящей статьи, осуществляет региональная наблюдательная комиссия в случае, если наблюдательная комиссия при органе или учреждении, исполняющем наказания, не образована или исполнение ею указанных полномочий невозможно.
Статья 12. Порядок принятия мер по результатам мероприятия общественного контроля
1. По результатам мероприятия общественного контроля общественный инспектор либо общественная наблюдательная комиссия составляет итоговый документ (акт), который направляется соответственно общественным объединением, выдвинувшим кандидатуру общественного инспектора, либо общественной наблюдательной комиссией администрации места изоляции либо в вышестоящий орган. В случае необходимости незамедлительного направления итогового документа (акта) он может быть направлен администрации места изоляции либо в вышестоящий орган общественным инспектором с последующим информированием им общественного объединения, выдвинувшего его кандидатуру, о результатах мероприятия общественного контроля. Копию итогового документа (акта) общественный инспектор направляет Уполномоченному.
2. Администрация места изоляции либо вышестоящий орган обязаны принимать меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, и в срок, не превышающий 30 дней, в письменной форме информировать общественное объединение либо общественную наблюдательную комиссию о результатах рассмотрения итогового документа (акта).
Статья 13. Финансирование деятельности общественного инспектора и общественных наблюдательных комиссий
1. Общественные инспектора, члены общественных наблюдательных комиссий не могут получать материальное вознаграждение за свою деятельность по осуществлению общественного контроля от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и отдельных граждан. Общественные инспектора не могут получать материальное вознаграждение за свою деятельность от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и отдельных граждан.
2. Общественное объединение, выдвинувшее кандидатуру общественного инспектора, вправе возмещать общественному инспектору расходы, связанные с осуществлением его деятельности.
3. Расходы физических и юридических лиц на развитие общественного контроля приравниваются к благотворительным расходам.
Глава IV. Содействие общественных объединений в работе учреждений
и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей
Статья 14. Основные направления содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей
Основными направлениями содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей являются:
а) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения подвергнутых административному аресту, подозреваемых и обвиняемых, подсудимых, осужденных;
б) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных;
в) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных;
г) обеспечение права подвергнутых административному и дисциплинарному аресту, подозреваемых и обвиняемых, подсудимых, осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания;
д) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации;
е) укрепление материально-технической базы учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей
Статья 15. Организация содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей
1. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей осуществляется по согласованию с администрацией указанных учреждений и органов, мест содержания под стражей в следующих организационных формах:
а) передача учреждениям и органам, исполняющим наказания, и в места содержания под стражей безвозмездной материальной помощи;
б) финансирование программ содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей;
в иных формах, не запрещенных законом.
2. Общественные объединения оказывают материальную и иную помощь лицам, находящимся в местах изоляции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава V. Гарантии осуществления общественного контроля
за обеспечением прав лиц, находящихся в местах изоляции
Статья 16. Гарантии деятельности общественных инспекторов и общественных наблюдательных комиссий
1. Деятельность общественных инспекторов и общественных наблюдательных комиссий охраняется законом.
2. Воспрепятствование осуществлению общественного контроля влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Оказание содействия общественному контролю
Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей обязана оказывать содействие общественным инспекторам, общественным наблюдательным комиссиям в осуществлении общественного контроля.
Статья 18. Надзор за деятельностью субъектов осуществления общественного контроля и содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей
Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации субъектами осуществления общественного контроля и содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей осуществляет прокуратура Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Глава VI. Заключительные положения
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.