г. Казань |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А65-15881/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Баширова Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Шарафутдиновой А.Л., доверенность от 10.01.2019 N 06/47, Мироновой В.А., доверенность от 18.09.2018,
ответчика - Зариповой М.Г., доверенность от 09.01.2019,
третьего лица - Исмагилова Р.К., доверенность от 11.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан (Татарстан)"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2018 (судья Бредихина Н.Ю) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Кувшинов В.Е., Лихоманенко О.А.)
по делу N А65-15881/2018
по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан (Татарстан)" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального отдела инспекции в Чувашской Республике, Республиках Марий Эл и Татарстан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.05.2018 N ВУ-ПС-024-2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб., к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - заявитель, учреждение, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по РТ") о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального отдела инспекции в Чувашской Республике, Республиках Марий Эл и Татарстан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - контролирующий орган, Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора) от 11.05.2018 N ВУ-ПС-024-2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Судом первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требований относительно предмета спора, привлечено Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
По делу оспаривается постановление Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора от 11.05.2018 N ВУ-ПС-024-2018 о привлечении ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по РТ" к административной ответственности по части 1 статьи 9.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.
Основанием для привлечения явилась эксплуатация аппарата "Хроматограф "Хроматэк-Кристал 5000", содержащего в своем составе радионуклидный источник пятой категории радиационной опасности Ni-63 (активность радионуклида Ni-63 в источники - 9.99*108 Бк), не зарегистрированного в ВМТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора, чем нарушены положения статьи 36.1 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии).
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по РТ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение норм и правил в области использования атомной энергии.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных частью 1 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих безопасность в области использования атомной энергии, в том числе осуществление такой деятельности без разрешения (лицензии), выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо с нарушением предусмотренных разрешением условий.
Признавая постановление контролрирующего органа законным и обоснованным, суды нижестоящих инстанций сослались на положения статьи 36.1 Закон об использовании атомной энергии, а также на постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 N 1184, утвердившего Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - Правила).
Как указали суды, согласно статье 36.1 Закон об использовании атомной энергии деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, не подлежит лицензированию. Организации, осуществляющие указанную деятельность, не признаются эксплуатирующими организациями и подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 3 Правил предусматривает направление уведомления об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.
Установив факт отсутствия регистрации у организации, осуществляющей использование источника излучения с активностью, превышающей минимально установленные значения, регистрации в силу требований статьи 36.1 Закон об использовании атомной энергии, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы судов ошибочными, сделанными без учета фактических обстоятельств данного конкретного дела.
Правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, определяет Закон об использовании атомной энергии.
Согласно статье 6 указанного Закона федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии. Нормы и правила в области использования атомной энергии разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" утверждены санитарные правила СанПиН 2.6.1.3287-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с радиоизотопными приборами и их устройству" (далее - СанПиН 2.6.1.3287-15)
Согласно пункту 1.1. СанПиН 2.6.1.3287-15 настоящие санитарные правила устанавливают требования по обеспечению радиационной безопасности населения и персонала при всех видах обращения с радиоизотопными приборами (далее - РИП). Данные правила распространяются в том числе на эксплуатацию, техническое обслуживание РИП.
Согласно РИП по степени радиационной опасности в зависимости от вида и активности используемых в их составе источников подразделяются на 4 группы согласно приложению к настоящим Правилам (пункт 2.3 СанПиН 2.6.1.3287-15).
В соответствии с данными Правилами Хроматограф "Хроматэк-Кристал 5000", эксплуатируемый заявителем, относится к РИП второй группы (содержащие закрытые радионуклидные источники альфа-, бета-излучения или нейтронов с активностью более МЗА, но не более 0,01 минимально лицензируемой активности).
В пункте 2.8 СанПиН 2.6.1.3287-15 РИП определены условия освобождения от контроля РИП 2 группы в соответствии с пунктом 1.7.2 ОСПОРБ-99/2010 при одновременном выполнении следующих условий: мощность амбиентного эквивалента дозы в любой доступной точке на расстоянии 10 см от поверхности РИП при любом возможном режиме работы и хранения не превышает 1 мкЗв/ч; обеспечена герметизация радиоактивного содержимого используемого в РИП источника при всех допустимых режимах его работы и хранения; замена источника в РИП пользователем не допускается, блок источника опломбирован и доступ к источнику невозможен без нарушения пломбы изготовителя.
Заявитель является организацией, которая эксплуатирует радиационные источники, содержащие в своем составе только закрытые радионуклидные источники пятой категории опасности, что не превышает значения амбиентного эквивалента 1,0 мкЗв/ч, что подтверждается также протоколом исследований (измерений) от 15.01.2018 N 02-05.4.9, согласно которому мощность амбиенного эквивалента дозы (испускает ионизирующее излучение с интенсивностью) хроматографа "Хроматограф "Хроматэк-Кристал 5000" составляет до 0.13 мкЗв/ч, что не превышает установленный пунктом 2.8 СанПиН 2.6.1.3287-15 мощности ( 1 мкЗв/ч).
Судами не приняты во внимание ограничения по применению норм, установленных статьей 3 Закона об использовании атомной энергии, согласно которым действие настоящего Федерального закона не распространяется об использовании атомной энергии на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности (далее - органы государственного регулирования безопасности) при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 36.1 указанного Закона деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, не подлежит лицензированию. Организации, осуществляющие указанную деятельность, не признаются эксплуатирующими организациями и подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что заявитель осуществляет деятельность по использованию закрытых радионуклидных источников, относящихся к пятой категории радиационной опасности при проведении работ на газовых хроматографах, что также не отрицается и административным органом.
Поскольку учреждение осуществляет деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только закрытые радионуклидные источники пятой категории опасности, что не превышает значения амбиентного эквивалента 1,0 мкЗв/ч, оно не обязано получать разрешения на право проведения работ в области использования атомной энергии, в том числе по руководству безопасной эксплуатации объекта использования атомной энергии, по ведению технологического процесса, по физической защите объекта использования атомной энергии.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив материалы дела, кассационная инстанция приходит к выводу, что контролирующий орган не доказал нарушение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидимиологии в РТ" положений Закона об использовании атомной энергии
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в деянии заявителя события вмененного административного правонарушения, что является основанием для отмены постановления контролирующего органа.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами нижестоящих инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 по делу N А65-15881/2018 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Постановление Межрегионального отдела инспекции в Чувашской Республике, Республиках Марий Эл и Татарстан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.05.2018 N ВУ-ПС-024-2018 о привлечении Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан (Татарстан)" к административной ответственности по части 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб. отменить. Производство по административному делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая постановление контролрирующего органа законным и обоснованным, суды нижестоящих инстанций сослались на положения статьи 36.1 Закон об использовании атомной энергии, а также на постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 N 1184, утвердившего Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - Правила).
...
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" утверждены санитарные правила СанПиН 2.6.1.3287-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с радиоизотопными приборами и их устройству" (далее - СанПиН 2.6.1.3287-15)
...
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2019 г. N Ф06-42649/18 по делу N А65-15881/2018