г. Казань |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А06-6065/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Миннебаевой Л.М.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
заявителя - Наврузбекова М.У. (доверенность от 09.01.2019 N 01/19),
ответчика - Будко И.С. (доверенность от 24.01.2019 N 07-25/047), Вахромовой Л.Б. (доверенность от 28.01.2019 N 07-25/01279), Трофимова Ю.Ю. (доверенность от 28.01.2019 N 07-25/01263),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.07.2018 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2018 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-6065/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монолит-строй" (ИНН 9102016574) к Астраханской таможне о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации N 10311010/080618/0017731,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Монолит-строй" (далее - ООО "Монолит-строй", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне (далее - таможня) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации N 10311010/080618/0017731, об обязании выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар (портландцемент) по таможенной декларации N 10311010/080618/0017731.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.07.2018 действие таможни, выразившееся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации N 10311010/080618/0017731, признано незаконным.
Суд обязал таможню выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар - портландцемент по таможенной декларации N 10311010/080618/0017731.
С таможни в пользу ООО "Монолит-строй" взысканы судебные издержки по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2018 решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.07.2018 оставлено без изменения.
Таможня, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель заявителя отклонил кассационную жалобу таможни.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между обществом и компанией "Mazandaran Cement Сотраnу" заключен внешнеторговый контракта от 04.10.2017 N 2738 (далее - Контракт).
Во исполнение Контракта на территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в Российскую Федерацию из Исламской Республики Иран на условиях поставки FOB - Амирабад, ввезен товар "портландцемент ЦЕМ I 42, 5Н (СЕМ I 42,5Н), ПО EN 197-1:2011, расфасован в 2000 биг-бегов в среднем по 1500 кг - нетто, 1503 кг - брутто, общий вес партии от 3 000 000 кг - нетто, 3 006 000 кг - брутто, серого цвета, применяется для строительства", изготовитель - компания "Mazandaran Cement Сотрапу СО." (далее - товар). Товар задекларирован в ДТ N 10311010/080618/0017731.
В целях подтверждения заявленных декларации сведений обществом представлены контракт от 04.10.2017 N 2738, инвойс от 05.04.2018 N 97/11; коносамент от 07.04.2018 N 44332; акт отбора образцов от 18.04.2018 N 1; акт отбора образцов у изготовителя от 02.04.2018 N 0204181; протокол испытаний от 25.09.2017 N 4-08-2-346/31-17; протокол испытаний от 03.10.2017 N 73-ИЛ; паспорт качества без даты N 9, сертификат соответствия N РОСС IR.AB51.B00163 со сроком с 05.10.2017 по 04.10.2018; копия ДТ N 10311010/080618/0017731 на товар "россыпной портландцемент".
Таможенным органом выявлены признаки неисполнения обществом требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 7, пунктом 2 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В связи с чем, на основании пункта 2 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом 08.06.2018 у ООО "Монолит-Строй" были запрошены документы и сведения, подтверждающие проведение дополнительного инспекционного контроля ввезенной партии товара по ДТ N 10311010/080618/0017731.
В ответ на запрос документов были предоставлены пояснения о том, что в соответствии с пунктом 8.2 ГОСТа Р N 56836-2016 предоставление результатов инспекционного контроля не предусмотрено. Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и осуществлена ли должным образом маркировка продукции.
Письмом от 08.06.2018 (исх. 43/06) декларант представил в таможню копию сертификата соответствия N РОСС IR.AB51.D00163.
В соответствии со статьей 125 ТК ЕАЭС таможней было принято решение от 09.06.2018 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10311010/080618/0017731.
Заявитель, не согласившись с указанным решением таможни, обжаловал его в судебном порядке.
Суды, принимая обжалуемые судебные акты, правомерно исходили из следующего.
По правилам пункта 1 статьи 444 ТК ЕАЭС, вступившего в законную силу с 01.01.2018 и являющегося приложением N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 444 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
Условия, при соблюдении которых таможенный орган производит выпуск товаров, установлены пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС.
При этом статьей 125 ТК ЕАЭС установлен закрытый перечень оснований, по которым таможенный орган отказывает в выпуске товаров.
Согласно пункту 3 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) документы и (или) сведения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, лишь в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 статьи 325 ТК ЕАЭС, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Согласно единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, (далее - Постановление N 982), портландцемент подлежит обязательной сертификации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 N 930 "О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации", с 07.03.2016 цемент различных видов, классифицируемый в товарной позиции 2523 ТН ВЭД ЕАЭС, включен в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением N 982.
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N184-ФЗ), для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляется декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В соответствии со статьей 25 Закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Для разъяснения содержания процедур и порядка проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ N 982, в рамках его реализации разработан "ГОСТ Р N 56836-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" (далее - ГОСТ Р N 56836-2016).
Указанный стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 8.1. ГОСТ Р 56836-2016 инспекционный контроль сертифицированной продукции (далее - инспекционный контроль) является неотъемлемой частью процедуры сертификации цементов. Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и осуществлена ли должным образом маркировка продукции.
В отношении цементной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации из третьих стран согласно пункту 8.2 ГОСТа Р N 56836-2016 осуществляется дополнительный инспекционный контроль каждой поставляемой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных национальным стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТа Р N 56836-2016 объектами обязательной сертификации являются цементы, включенные в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением N 982, и выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4.12 ГОСТа Р N 56836-2016 сертификат соответствия является действительным в отношении продукции, изготовленной (выпускаемой в обращение) во время действия сертификата соответствия, в течение гарантийного срока, установленного в национальных (межгосударственных) стандартах на конкретную продукцию.
При этом стандарт имеет рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом (Решение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N АКПИ16-560, апелляционное определение Верховного суда РФ от 10.11.2016 N АПЛ16- 470).
Отказ в выпуске товара на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС мотивирован не представлением в таможенный орган акта инспекционного (дополнительного) контроля на данную партию товара. Должностным лицом таможенного органа рекомендовано получить вышеназванный документ и предъявить его одновременно с подачей новой ДТ.
Акт промежуточного (дополнительного) инспекционного контроля сертифицированной продукции от 04.07.2018, решение о подтверждении действия сертификата по результатам дополнительного инспекционного контроля за сертифицированной продукцией от 04.07.2018 N 00163/ГОСТР/РИ/4 были представлены в Астраханскую таможню 04.07.2018 вместе с новой ДТ N 10311010/050718/0020713.
Однако таможня вновь отказала в выпуске товара по причине непредставления акта промежуточного инспекционного контроля по декларируемой партии товара, представление которого таможня рекомендовала при отказе в выпуске товара по ДТ N 10311010/080618/0017731.
Судами установлено и подтверждено материалами дел, что общество представило в таможенный орган пакет документов, в том числе сертификат соответствия N РОСС IR.AB51.B00163 со сроком с 05.10.2017 по 04.10.2018, протоколы испытаний цемента, на которые имеется ссылка в названном сертификате соответствия: от 03.10.2017 N 73-ИЛ. Представленным при декларировании товара сертификатом соответствия подтверждается, что портландцемент типа ЦЕМI класса 42,5Н, выпускаемый изготовителем "Mazandaran Cement Coтрапу CO", серийный выпуск, соответствует ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 31108-2016.
Как правильно указано судами предыдущих инстанций, ГОСТ Р 56836-2016, в том числе пункт 8.2, на который ссылается таможенный орган, не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации, таможенному органу. Согласно пунктам 8.2 и 8.19 ГОСТа, соответствующий инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию, в целях принятия решения о подтверждении либо о приостановке и прекращении действия сертификата соответствия.
Кроме того, пункт 8.2 ГОСТа предусматривает дополнительный инспекционный контроль сертифицированной продукции, поступившей на территорию Российской Федерации из третьих стран, при помещении продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Как правильно указали суд, дополнительный инспекционный контроль органом по сертификации сертифицированной продукции проводится при выпуске товара таможенным органом. Поскольку заявителем обжалуется отказ таможенного органа в выпуске товара, то по делу рассматриваются правоотношения между сторонами спора, возникшие до выпуска товара.
Кроме того, ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов" имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1-ст "Об утверждении национального стандарта", согласно которому стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом (решение Верховного Суда РФ по делу N АКПИ16-560 от 11.08.2016).
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у общества обязанности представлять таможенному органу акт дополнительного инспекционного контроля товара и решение органа по сертификации, подтверждающие действие сертификата соответствия, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, выводов судов предыдущих инстанций они не опровергают и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им, переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.07.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2018 по делу N А06-6065/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указано судами предыдущих инстанций, ГОСТ Р 56836-2016, в том числе пункт 8.2, на который ссылается таможенный орган, не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации, таможенному органу. Согласно пунктам 8.2 и 8.19 ГОСТа, соответствующий инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию, в целях принятия решения о подтверждении либо о приостановке и прекращении действия сертификата соответствия.
...
Как правильно указали суд, дополнительный инспекционный контроль органом по сертификации сертифицированной продукции проводится при выпуске товара таможенным органом. Поскольку заявителем обжалуется отказ таможенного органа в выпуске товара, то по делу рассматриваются правоотношения между сторонами спора, возникшие до выпуска товара.
Кроме того, ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов" имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1-ст "Об утверждении национального стандарта", согласно которому стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом (решение Верховного Суда РФ по делу N АКПИ16-560 от 11.08.2016)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 февраля 2019 г. N Ф06-42501/18 по делу N А06-6065/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69451/20
05.11.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8280/20
04.02.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6065/18
01.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-42501/18
05.10.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11361/18
26.07.2018 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6065/18