Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О бюджетной классификации Российской Федерации"
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Перечень целевых статей и видов расходов функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов Российской Федерации
Классификация видов государственных внутренних долгов Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального
долга
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской
Федерации
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации".
В процессе формирования бюджета на 2001 год произошли существенные изменения, потребовавшие внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации". К числу наиболее значимых из них относятся следующие:
1. В 2000 году - принятие части второй Налогового кодекса, не получившее отражение в бюджетной классификации по доходам.
2. Изменение функциональной структуры расходов проекта федерального бюджета на 2001 год.
3. Изменение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" претерпела структура федеральных органов исполнительной власти.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации
Внесение предлагаемых уточнений в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации для учета доходов бюджетов в 2001 году обусловлено в первую очередь рядом изменений, внесенных в налоговую систему Российской Федерации, а также необходимостью уточнения отдельных видов доходов и приведения их в соответствие с налоговым законодательством.
1. В целях обеспечения полноты контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства, в части распределения доходов по уровням бюджетной системы предлагается внести изменения в классификацию доходов, полученных от уплаты налога на прибыль, налога на игорный бизнес, единого налога, взимаемого в связи с применением упрошенной системы налогообложения, учета и отчетности.
В связи с этим в подгруппе "Налоги на прибыль (доход), прирост капитала" (1010000) предлагается уточнить редакцию некоторых видов доходов, изложив их соответственно:
1010101 "Налог на прибыль предприятий и организаций (резидентов), подлежащий уплате в федеральный бюджет", 1010102 "Налог на прибыль предприятий и организаций (резидентов), подлежащий уплате в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации", 1010103 "Налог на прибыль (доход) иностранных юридических лиц, подлежащий уплате в федеральный бюджет", 1010104 "Налог на прибыль (доход) иностранных юридических лиц, подлежащий уплате в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации", 1010105 "Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок, подлежащий уплате в федеральный бюджет", 1010106 "Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок, подлежащий уплате в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации".
В статье 1010400 "Налог на игорный бизнес" выделены две подстатьи 1010401 "Налог на игорный бизнес, подлежащий уплате в федеральный бюджет", 1010402 "Налог на игорный бизнес, подлежащий уплате в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации".
Кроме того, предлагается введение подстатей, предусматривающих раздельный учет доходов поступающих в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в статье 1030100 "Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности": 1030101 "Единый налог для юридических лиц, подлежащий уплате в федеральный бюджет", 1030102 "Единый налог для юридических лиц, подлежащий уплате в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации", 1030103 "Единый налог для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежащий уплате в федеральный бюджет", 1030104 "Единый налог для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежащий уплате в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации".
Для распределения платежей за пользование недрами по нормативам (процентам) отчислений в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьями 10 и 32 Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" возникла необходимость дополнительного введения в статью "Платежи за пользование недрами" (1050100) следующих подстатей: "Платежи за проведение поисковых и разведочных работ" (1050110), "Платежи за добычу полезных ископаемых" (1050120), "Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых" (1050121), "Платежи за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных" (1050122), "Платежи за добычу углеводородного сырья" (1050123), "Платежи за добычу подземных вод" (1050124), "Платежи за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения" (1050125), "Платежи за добычу других полезных ископаемых" (1050126), "Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых" (1050130), "Платежи за пользование недрами территориального моря Российской Федерации" (1050140), "Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации" (1050150).
2. В связи с принятием, начиная с 1 января 2001 года, отдельных глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации предлагается внести следующие изменения.
Введение единого социального налога (взноса) (статья 12 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" повлекло дополнительное введение статьи "Единый социальный налог (взнос)" (1010500) и подстатей "Взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации" (1010510), "Взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации" (1010520), "Взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (1010530), "Взносы в территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (1010540).
В связи с признанием утратившими силу Федерального закона от 8 июля 1999 года N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств" (ст.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации) и абзаца четвертого пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", из статьи 1400300 "Прочие федеральные налоги" исключается подстатья 1400301 "Налог на отдельные виды транспортных средств", а из статьи 4010200 "Территориальные дорожные фонды" исключается подстатья 4010203 "Налог на приобретение автотранспортных средств".
В соответствии со статьей 76 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" предлагается ввести дополнительный вид доходов 1400305 "Недоимка и пени по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями)".
Кроме того, в связи с изменениями, вносимыми частью второй Налогового кодекса в названии подоходного налога с физических лиц, предлагается уточнить редакцию статьи 1010200:
1010200 "Налог на доходы физических лиц", 1010201 "Налог на доходы физических лиц, удерживаемый предприятиями, учреждениями, организациями", 1010202 "Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми органами".
3. В соответствии со стратегией в области бюджетной политики на 2001 год, определенной Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу", предложено упразднить целевой статус ряда целевых бюджетных фондов, в связи с чем ранее зачисляемые в эти фонды налоговые и неналоговые платежи предусмотрены в доходах федерального бюджета по соответствующим статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Так, в связи с упразднением целевого статуса Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, в налоговых доходах предусмотрена статья "Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (1050900). Ликвидация целевого статуса Федерального дорожного фонда Российской Федерации повлекла за собой введение новых подстатей в налоговые платежи 1400303 "Налог на пользователей автомобильных дорог" и 1400304 "Налог на реализацию горюче-смазочных материалов" в части недоимки, пени и штрафов соответственно по налогу на пользователей автомобильных дорог и по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, уплачиваемых ранее в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до введения в действие Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и введение новой статьи в неналоговые платежи 2018000 "Средства от эксплуатации и использования имущества федеральных автомобильных дорог". С упразднением целевого статуса Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов была введена новая статья в неналоговых доходах 2017000 "Плата за пользование водными биологическими ресурсами".
Одновременно внесены изменения в группу 4000000 "Доходы целевых бюджетных фондов".
В расчетах прогнозируемого объема доходов федерального бюджета учтены предложения о ликвидации целевого статуса некоторых бюджетных фондов, в связи с этим из указанной группы исключены следующие подгруппы:
"Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации"(4030000);
"Государственный фонд по борьбе с преступностью" (4050000);
"Фонд содействия военной реформе" (4090000);
"Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов" (4100000);
"Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов" (4110000);
"Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации" (4120000);
"Целевой бюджетный фонд по охране озера Байкал" (4130000);
и следующие статьи доходов:
"Федеральный дорожный фонд Российской Федерации" (4010100), в том числе "Налог на пользователей автомобильных дорог" (4010101), "Налог на реализацию горюче-смазочных материалов" (4010102), "Прочие поступления"(4010140);
"Федеральный экологический фонд Российской Федерации" (4020100);
"Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы (4060100).
Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" изменена редакция статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в неналоговых доходах бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации уточнена редакция статьи 2012000 "Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей".
Функциональная классификация расходов
бюджетов Российской Федерации
Проектировки основных расходов федерального бюджета на 2001 год предполагают изменения в функциональной структуре расходов бюджетов Российской Федерации, которые связаны со следующими факторами:
ликвидацией целевого статуса практически всех бюджетных фондов за исключением Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии и отражением соответствующих расходов по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
изменением структуры функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на уровне разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов с целью максимальной концентрации в соответствующих разделах расходов, связанных с функциональной деятельностью отдельных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации железнодорожные войска предназначаются для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог, в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, поэтому расходы, связанные с содержанием железнодорожных войск, из раздела 0700 "Промышленность, энергетика и строительство", подраздела 0707 "Строительство, архитектура", перенесены в раздел 0400 "Национальная оборона", подраздел 0403 "Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки".
В связи с тем, что Государственная фельдъегерская служба является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим специальные функции в рамках обеспечения безопасности государства и в составе указанного ведомства проходят службу сотрудники органов внутренних дел расходы, связанные с содержанием органов фельдъегерской службы, из раздела 1000 "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика", подраздела 1007 "Связь", перенесены в раздел 0500 "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", вновь введенный подраздел 0511 "Государственная фельдъегерская служба".
Расходы, связанные с содержанием органов специального строительства, из подраздела 0707 "Строительство, архитектура", выделены в самостоятельный подраздел 0710 "Содержание органов специального строительства".
Все виды социальных выплат из раздела 1300 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", подраздела 1302 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций", перенесены в раздел 1800 "Социальная политика", подраздел 1802 "Социальная помощь".
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 115-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", в раздел 1900 "Обслуживание государственного долга" введен новый подраздел 1903 "Обслуживание муниципального внутреннего долга".
В связи с упразднением с 1 января 2001 года Государственного фонда занятости населения Российской Федерации расходы планируется предусмотреть в разделе 1800 "Социальная политика" подразделах 1801 и 1806, при этом подраздел 1801 предлагается изложить в следующей редакции:
"Учреждения социального обеспечения и службы занятости".
Финансирование расходов неторгового характера в иностранной валюте, начиная с 2001 года, предполагается осуществлять по нескольким разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В связи с этим финансирование части расходов неторгового характера, осуществляемое в 2000 году по разделу 0300 "Международная деятельность", подразделу 0301 "Международное сотрудничество", целевой статье 134 "Операции неторгового характера", виду расходов 059 "Расходы по обеспечению внешней безопасности", предполагается осуществлять по разделу 0400 "Национальная оборона", подразделу 0401 "Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации", разделу 0500 "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", подразделам 0501 "Органы внутренних дел", 0505 "Органы государственной безопасности" и 0506 "Органы пограничной службы", разделу 1800 "Социальная политика", подразделу 1804 "Пенсии военнослужащим" с сохранением кода целевой статьи и вида расходов.
Другая часть расходов неторгового характера, финансируемая в 2000 году по разделу 0300 "Международная деятельность", подразделу 0301 "Международное сотрудничество", целевой статье 135 "Участие в миротворческой деятельности", виду расходов 058 "Расходы на подготовку и участие военного и гражданского персонала в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", начиная с 2001 года предполагается осуществлять по разделу 0400 "Национальная оборона", вновь вводимому подразделу 0404 "Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности" с сохранением целевой статьи и вида расходов. В связи с этим предлагается исключить из раздела 0300 "Международная деятельность" подраздел 0302 "Участие в миротворческой деятельности".
Кроме того, в раздел "Национальная оборона" вводится подраздел 0407 "Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны" в состав которого включены расходы ранее финансировавшиеся по разделам 0704 "Конверсия оборонной промышленности" и 0705 "Другие отрасли промышленности".
В связи с ликвидацией целевых бюджетных фондов предлагается из раздела 3100 "Целевые бюджетные фонды" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации исключить соответствующие подразделы: 3101 "Федеральный дорожный фонд", 3102 "Федеральный экологический фонд Российской Федерации", 3103 "Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской федерации", 3106 "Государственный фонд борьбы с преступностью", 3107 "Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы", 3110 "Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе", 3113 "Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов", 3114 "Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов", 3118 "Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации".
Перечень целевых статей и видов расходов функциональной
классификации расходов бюджетов Российской Федерации
Основные изменения, которые вносятся в перечень целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации связаны, в первую очередь, с изменениями, внесенными в функциональную структуру бюджетной классификации на уровне раздел-подраздел.
В целях совершенствования творческо-производственного комплекса отечественного циркового искусства Российская государственная цирковая компания передана в ведение Министерства культуры Российской Федерации, в связи с чем, вводится целевая статья:
"414 Государственная поддержка деятельности цирковых организаций".
В связи с выделением самостоятельной целевой статьи для цирковых организаций предлагается целевую статью 411 изложить в следующей редакции: "Государственная поддержка театров, концертных организаций и других организаций исполнительских искусств".
Кроме того, перечень целевых статей расходов бюджетов Российской Федерации предлагается дополнить новыми статьями:
"007 Содержание полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
008 Обеспечение деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
457 Выплаты пособий по безработице и прочие выплаты безработным гражданам;
462 Процентные платежи по муниципальному внутреннему долгу;
475 Финансирование геолого-разведочных работ;
610 Государственная поддержка отраслей для национальной обороны";
611 Расходы на проведение военной реформы".
Ликвидация целевого статуса Федерального дорожного фонда повлекла за собой введение новой целевой статьи 479 "Государственная поддержка дорожного хозяйства".
Начиная с 2001 года предполагается начать новый этап реформы межбюджетных отношений, направленный на повышение ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за эффективное использование бюджетных ресурсов, обеспечение равного доступа граждан к бюджетным услугам и социальным гарантиям, повышение прозрачности финансовых потоков и снижение конфликтов вокруг распределения и использования бюджетных средств. С этой целью, начиная с 2001 года предлагается ввести дополнительно в перечень целевых статей расходов бюджетов Российской Федерации статью 489 "Фонд компенсаций".
В связи с введением новой целевой статьи 489 "Фонд компенсаций" для четкого определения сферы финансовой ответственности субъектов Российской Федерации за реализацию федеральных законов социального характера предлагается дополнить следующими видами расходов:
"336 Субсидии и средства, передаваемые в бюджеты субъектов
Российской Федерации по взаимным расчетам на реализацию
Федерального закона "О ветеранах";
337 Субсидии и средства, передаваемые в бюджеты субъектов Российской
Федерации по взаимным расчетам на реализацию Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
338 Содержание граждан Российской Федерации, временно покинувших
территорию Чеченской Республики";
Одновременно исключить следующие виды расходов:
"329 Расходы на санаторно-курортное лечение участников войны и
инвалидов;
333 Расходы на оплату проезда ветеранов;
334 Расходы на оплату установки и пользования телефоном ветеранам и
инвалидам".
Кроме того, перечень видов расходов бюджетов Российской Федерации предлагается дополнить следующими позициями:
"288 Расходы цирковых организаций;
331 Выплаты процентов по муниципальному долгу;
335 Медицинские учреждения, находящиеся в ведении министерств и
ведомств, в составе которых предусмотрена военная и иная
приравненная к ней служба;
463 Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам;
539 Субвенции на премирование победителей Всероссийского конкурса на
звание "Самый благоустроенный город России";
540 Финансирование федеральной целевой программы по восстановлению
экономики и социальной сферы Чеченской Республики".
642 Оплата отдельных льгот, установленных законодательством".
Внесены уточнения в наименования ряда видов расходов, которые предлагается изложить соответственно в следующей редакции:
"281 Театры, концертные организации и другие организации
исполнительских искусств;
465 Финансирование мероприятий, направленных на сохранение озера
Байкал;
470 Субвенции на реализацию Федерального закона "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей";
531 Прочие расходы на нужды дорожного хозяйства;
538 Субсидии на реализацию программ развития городов, как
наукоградов Российской Федерации.
В связи с введением новой целевой статьи 479 "Государственная поддержка дорожного хозяйства" существенно изменены виды расходов на эти цели.
Классификация источников внутреннего финансирования
дефицитов бюджетов Российской Федерации
В целях проведения экономического анализа средств, поступающих в бюджет от приватизации государственного и муниципального имущества предлагается дополнить и изложить в новой редакции следующие позиции:
"0610 Поступления от продажи имущества, находящегося в
государственной собственности;
0611 Поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной
собственности;
0612 Поступления от продажи имущества, находящегося в
собственности субъектов Российской Федерации;
0620 Поступления от продажи акций, находящихся в государственной
собственности;
0621 Поступления от продажи акций, находящихся в федеральной
собственности;
0622 Поступления от продажи акций, находящихся в собственности
субъектов Российской Федерации;
0630 Поступления от продажи имущества, находящегося в
муниципальной собственности;
0631 Поступления от продажи акций, находящихся в муниципальной
собственности.
Классификация видов государственных внутренних долгов
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
видов муниципального долга
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 115-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" предлагается дополнить и изложить в новой редакции следующие наименования источников:
"031 Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской
Федерации;
035 Муниципальные гарантии".
Экономическая классификация расходов
бюджетов Российской Федерации
В целях контроля за расходованием средств, предназначенных на финансирование непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, связанных с внешнеэкономической деятельностью было принято решение об отражении указанных расходов по отдельной подстатье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В связи с этим предлагается экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации дополнить следующими расходами:
"111060 Прочие непредвиденные расходы федерального значения;
380500 Реализация финансовых активов".
Отдельные наименования статей и подстатей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации предлагается изложить в следующей редакции:
"110100 Оплата труда;
110200 Начисления на оплату труда (единый социальный налог (взнос),
включая тарифы на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
240100 Приобретение и модернизация оборудования и предметов
длительного пользования;
240110 Приобретение и модернизация производственного оборудования и
предметов длительного пользования для государственных
предприятий;
240120 Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования
и предметов длительного пользования для государственных
предприятий;
380120 Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды) нефинансовым
организациям".
Кроме того, ряд субъектов Российской Федерации (Нижегородская область, Москва, Санкт-Петербург) имеют обязательства по евро-облигационным займам, в том числе подлежащим к выплате процентов, в связи с чем изменяется наименование подстатьи 120510 "Платежи в погашение процентов по займам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от иностранных коммерческих банков и фирм".
"Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, вводимая с 2001 года", приложение 12 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" представлена в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2001 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.