Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
(Глава 25. Налог на доходы организаций)"
Глава 25 "Налог на доходы организаций" предусматривает введение вместо действующего в настоящее время налога на прибыль предприятий и организаций налога на доходы организаций.
Предлагается принципиально изменить сам подход к определению налоговой базы по этому налогу, предполагающий ее определение как доход реально полученной в налоговом периоде. При этом должны приниматься к вычету все необходимые, обоснованные и документально подтвержденные расходы, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров (работ, услуг).
Порядок формирования доходов и расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы, предлагается, по возможности, приблизить к порядку учета доходов и расходов, установленному правилами бухгалтерского учета.
Предлагается снять действующие в настоящее время ограничения при отнесении на затраты при исчислении налоговой базы тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли. В частности, по расходам на рекламу, добровольное страхование, уплату процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций.
Разрешено принимать к вычету расходы, связанные с приобретением ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок. Убытки от указанных сделок разрешается принимать в уменьшение налогооблагаемой базы в пределах доходов полученных от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.
Срок, на который налогоплательщик может перенести убытки на будущее увеличен до 10 лет.
В целях увеличения инвестиций в производство предлагается в целях налогообложения ввести новый механизм амортизации имущества.
Вместо дифференцированной системы амортизационных норм, действующей в настоящее время, предлагается использование укрупненных амортизационных групп. Всего предполагается вести учет по семи амортизационным группам. При этом значительно сокращены сроки амортизации, предусматривается введение нелинейной амортизации, предоставляющей предприятиям возможность в первые годы эксплуатации имущества относить на расходы значительную часть его стоимости.
Предусматривается распределение всех основных средств и нематериальных объектов по 7 группам. Будет амортизироваться суммарный баланс каждой такой группы. Учет амортизируемого имущества предприятий (организаций), принятого на баланс до вступления Кодекса в действие осуществляется отдельно от другого амортизируемого имущества. За счет сокращения сроков амортизации и использования нелинейной амортизации предприятия получат возможность эффективно и в течение первых месяцев (лет) списывать большую часть затрат, связанных с приобретением основных средств и нематериальных объектов. Допускается использование пониженных норм амортизации (с начала налогового периода и в течении всего налогового периода). При использовании пониженных норм амортизации зачет недоначисленных сумм амортизации в целях налогообложения не производится.
В целях ускорения процесса обновления материально-технической базы те расходы, которые не могут быть единовременно отнесены на затраты организации в соответствующем налоговом периоде (НИОКР, опытно-конструкторские работы, расходы на разведку, подготовку и освоение природных месторождений и т.п.), предусматривается вычитать через использование механизма капитализации расходов с последующей их амортизацией.
Организациям предоставляется право создания резервов по сомнительным и безнадежным долгам, а банкам - резервов на погашение возможных потерь по сомнительной задолженности (на возможные потери по ссудам) с отнесением сумм отчислений в резервы на свои расходы до налогообложения.
Вводится норма, в соответствии с которой переоценку ценных бумаг могут осуществлять все участники рынка ценных бумаг по своему желанию. Разрешен также перенос убытков полученных по операциям с ценными бумагами на последующие 10 лет, что в настоящее время законодательство не предусматривает.
Профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность, и инвестиционным фондам впервые разрешено направлять на погашение убытков, полученных от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, доход, полученный от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Впервые в налоговом законодательстве дано определение понятия финансовых инструментов срочных сделок и разрешена их переоценка. В настоящее время законодательством переоценка финансовых инструментов срочных сделок не предусмотрена, как не предусмотрен перенос убытков на будущее по операциям с финансовыми инструментами срочных.
Предусматривается, что если от переоценки, или исполнения, или передачи обращающихся на организованном рынке финансовых инструментов срочных сделок с различными базовыми активами (предметами) сделок в каком-либо налоговом периоде возникнут убытки, то они могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы, образующейся от переоценки (исполнения, передачи) обращающихся на организованном рынке финансовых инструментов в последующие налоговые периоды.
Максимальную общую ставку налога на доходы организаций предлагается установить единой для всех сфер деятельности в размере не более 30 процентов. При этом, впредь до введения в действие главы "Муниципальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о введении в действие главы 25 максимальная ставка налога на доходы организаций устанавливается в размере 35 процентов, из которых по ставке 11 процентов налог зачисляется в федеральный бюджет, по ставке 19 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации и по ставке 5 процентов - в местные бюджеты.
В связи с введением порядка определения налоговой базы по налогу на доходы по методу начисления (возникновения налоговых обязательств в момент перехода права собственности на реализуемый товар) предлагается поручить Правительству Российской Федерации до введения в действие главы 25 определить порядок перехода организаций, определявших до введения в действие указанной главы выручку по оплате, на метод начисления и предоставления отсрочек в отношении дополнительно возникших у налогоплательщиков налоговых обязательств в момент перехода на указанный порядок.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнения
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
(Глава 25. Налог на доходы организаций)"
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 25. Налог на доходы организаций)" не потребует дополнительных финансовых средств из бюджета в 2001 году.
Введение в действие с 1 января 2002 года главы 25 в значительной степени снизит налоговое бремя на налогоплательщиков, в частности, за счет:
принятия к вычету всех необходимых, обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществляемых для производства, продвижения на рынок и реализации товаров (работ, услуг);
снятия действующих в настоящее время ограничений при отнесении на затраты при исчислении налоговой базы тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли (на рекламу, добровольное имущественное страхование, уплату процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций);
принятия к вычету расходов, связанных с приобретением ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок и переноса убытка от указанных сделок на будущее;
увеличения до 10 лет срока, на который налогоплательщик может перенести убытки на будущее;
введения нового механизма амортизации имущества.
В целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджета предлагается отменить ряд налоговых льгот, в том числе на капитальные вложения, для малых предприятий, средств массовой информации, кинематографии и ряда других льгот.
Перечень
законодательных актов, которые необходимо отменить
в связи с принятием федерального закона
"О внесении дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации
(Глава 25. Налог на доходы организаций)"
С принятием Федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 25. Налог на доходы организаций" требуется отменить:
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.525);
пункт 10 статьи 1 Закона Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992 г., N 34, ст.1976);
пункт 9 статьи 1 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 4, ст.118);
пункт 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 6 марта 1993 года N 4618-1 "О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 14, ст.486);
Закон Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 5672-1 "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Российская газета", 3 ноября 1993 г. N 205);
пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 октября 1994 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 г., N 27, ст.2823);
пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 11 ноября 1994 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 г., N 29, ст.3010);
Федеральный закон от 3 декабря 1994 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1994, N 32, ст.3304);
Федеральный закон от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, N 18, ст.1592);
пункты 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 1995 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией социально-экономических программ жилищного строительства для российских военнослужащих" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, N 26, ст.2402);
пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 1995 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законы Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства " Российской Федерации", 1995, N 26, ст.2403);
статья 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, N 49, ст.4695);
пункты 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1996 г., N 1, ст.4);
Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1996, N 1, ст.20);
Федеральный закон от 14 декабря 1996 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1996, N 51, ст.5682);
Федеральный закон от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1997, N 3, ст.357);
Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 92-ФЗ "О внесении дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1997, N 265, ст.2953);
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1998, N 31, ст.3819);
Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3820);
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1998, N 31, ст.3821);
Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3826);
Статью 14 Федерального закона от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1999, N 1, ст.1);
Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 10-ФЗ "О внесении дополнений в отдельные законы о налогах" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1999, N 2, ст.237);
статью 10 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1999, N 7, ст.879);
Федеральный закон от 3 марта 1999 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1999, N 10, ст.1162);
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1999, N 14, ст.1660);
пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1990, N 14, ст.1662);
пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1999, N 18, ст.2221).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.