г. Казань |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А65-9390/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя - Мингуловой С.М., доверенность от 06.02.2019,
ответчика - Архипова В.Д., доверенность от 26.04.2018
третьего лица - Рахматуллиной Д.З., доверенность от 20.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Анастасовой Марии Михайловны и Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.10.2018 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Юдкин А.А., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-9390/2018
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554) к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1616014806, ОГРН 1061683000280),
с участием третьих лиц: Анастасовой Марии Михайловны, деревня Чубарово Высокогорского района Республики Татарстан, Государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре", город Казань Республики Татарстан,
о признании недействительным разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполком МО г.Казани, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Высокогорского муниципального района РТ, ответчик), с привлечением третьих лиц Анастасовой Марии Михайловны (далее - Анастасова М.М.), Государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре", о признании недействительным разрешения на строительство от 29.12.2008 N RU16516311-796/с, выданного Исполкомом Высокогорского муниципального района РТ на реконструкцию здания цеха по изготовлению окон и дверей общей площадью 940 кв.м., кадастровый номер земельного участка 16:16:120135:156, расположенного по адресу: Россия, РТ, Высокогорский район, с.Константиновка, ул.Интернациональная.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.10.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Анастасова М.М. обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит, вынесенные по делу судебные акты отменить, в удовлетворении требований Исполкома МО г.Казани отказать, поскольку считает, что у Исполкома Высокогорского муниципального района РТ были соответствующие полномочия на выдачу разрешения, кроме того, оспариваемое разрешение не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Исполком Высокогорского муниципального района РТ, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, также обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные по делу судебные акты отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Исполком Высокогорского муниципального района РТ, считает, что Исполкомом МО г.Казани в обоснования своих требований не предоставлены достаточные и достоверные доказательства, подтверждающие несоответствие разрешения на строительство от 29.11.2018 закону или иному правовому акту и факт нарушения оспариваемым разрешением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отзывом Исполком МО г.Казани отклонил доводы изложенные в кассационных жалобах, просил оставить судебные акты без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационные жалобы не подлежащие удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Анастасовой М.М. на основании договора дарения земельного участка и нежилых помещений от 28.11.2008 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:16:120135:156, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Константиновка, ул.Интернациональная, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.12.2008.
На указанном земельном участке расположено здание цеха по изготовлению окон и дверей площадью 265,5 кв.м., которое также на основании договора дарения земельного участка и нежилых помещений от 28.11.2008 с 24.12.2008 принадлежит на праве собственности Анастасовой М.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.12.2008.
Исполкомом Высокогорского муниципального района РТ, 29.12.2008 Анастасовой М.М. выдано разрешение N RU16516311-796/с на реконструкцию здания цеха по изготовлению окон и дверей общей площадью 940 кв.м., расположенном на земельном участке с кадастровым номером 16:16:120135:156 по адресу: РТ, Высокогорский район, с.Константиновка, ул. Интернациональная.
Исполком МО г.Казани, считая указанное разрешение не соответствующим Градостроительному Кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Закону Республики Татарстан от 28.12.2007 N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан", а также нарушающим его права и законные интересы в экономической деятельности, обратился в суд с заявлением о признании разрешения недействительным.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ, строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, представляющего собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (части 2, 4 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ.
Законом Республики Татарстан от 28.12.2007 N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" (далее - Закон N 69-ЗРТ) установлено - преобразовать муниципальные образования города Казани и "Константиновское сельское поселение" путем объединения муниципального образования "Константиновское сельское поселение" с муниципальным образованием г. Казани (часть 1 статьи 1 Закона N 69- ЗРТ).
Как следует из пункта 2 и 3 статьи 1 Закона N 69-ЗРТ, преобразование муниципальных образований, указанных в п. 1 настоящей статьи, осуществляется одновременно с включением деревни Белянкино, села Константиновка, деревни Самосырово, села Чебакса в состав города Казани. Муниципальное образование города Казани и муниципальное образование "Константиновское сельское поселение" считаются преобразованными со дня вступления в силу настоящего закона
Статьей 8 Закона N 69-ЗРТ установлено, что настоящий Закон вступает в силу с 01.01.2008, но не ранее дня официального опубликования настоящего Закона.
Судами установлено, что текст указанного Закона опубликован 29.12.2007 в газете "Республика Татарстан" N 260, а также в газете "Ватаным Татарстан" от 01.01.2008 N 1, Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 12 (II часть), декабрь 2007.
Следовательно, на момент выдачи разрешения на реконструкцию здания цеха по изготовлению окон и дверей от 29.12.2008 N RU16516311-796/с, соответствующие полномочия у Исполкома Высокогорского муниципального района РТ отсутствовали, поскольку Законом N 69-ЗРТ (вступивший в силу с 01.01.2008), указанные земли Высокогорского района, в том числе спорный земельный участок, принадлежащий Анастасовой М.М., вошли в состав территории Советского района г. Казани.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
В силу положений статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 20 части 1 статьи 14 Федеральный закон N 131-ФЗ, пунктов 15, 16 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани, утв. решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17.12.2005 N 3-5 к полномочиям местного самоуправления отнесется осуществлении подготовки документов территориального планирования (генерального плана) г.Казани; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Казани; осуществляет работу по пресечению фактов самовольного строительства, реконструкции, капитального ремонта на территории г.Казани; принятие мер к нарушениям в соответствии с действующим законодательством; осуществление муниципального земельного контроля в границах г.Казани.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Оспаривая судебные акты Исполком Высокогорского муниципального района РТ не доказал, что в отношении спорного земельного участка имел право осуществлять действия по выдаче разрешения на строительство от 29.12.2008 N RU16516311-796/с, на реконструкцию здания цеха по изготовлению окон и дверей общей площадью 940 кв.м., расположенного по адресу: Россия, РТ, Высокогорский район, с.Константиновка, ул.Интернациональная.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах о том, что оспариваемое разрешение на строительство не нарушает права и законные интересы Исполкома г.Казани и не затрагивает его экономические интересы, а также о том, что по делу пропущен трехмесячный срок для подачи заявления о признании ненормативного правового акта недействительным судом кассационной инстанции отклоняются.
Так в силу пункта 20 стать 14 Федеральный закон N 131-ФЗ к вопросы местного значения городского, сельского поселения относятся в том числе вопрос выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Поскольку, как установлено судами, заявитель о наличии оспариваемого разрешения узнал и ознакомился с его текстом только в ходе рассмотрения дела N 2-1462/2018, решение, по результатам рассмотрения которого принято 22.02.2018, пришли к правильному выводу о том, что заявителем процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, не пропущен.
Иные доводы кассационных жалоб подлежат отклонению, так как тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
На основании изложенного, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 по делу N А65-9390/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы, изложенные в кассационных жалобах о том, что оспариваемое разрешение на строительство не нарушает права и законные интересы Исполкома г.Казани и не затрагивает его экономические интересы, а также о том, что по делу пропущен трехмесячный срок для подачи заявления о признании ненормативного правового акта недействительным судом кассационной инстанции отклоняются.
Так в силу пункта 20 стать 14 Федеральный закон N 131-ФЗ к вопросы местного значения городского, сельского поселения относятся в том числе вопрос выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2019 г. N Ф06-42627/18 по делу N А65-9390/2018