г. Казань |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А57-27617/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Богатовой А.С.
при участии присутствующего в Арбитражном суде Саратовской области представителя:
ответчика (администрация муниципального образования "Город Саратов") - Абушаевой Г.А., доверенность от 13.11.2018 N 01-18/229,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.09.2018 (судья Лузина О.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2018 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-27617/2017
по иску жилищно-строительного кооператива "Вестник", г. Саратов (ИНН 6452032440, ОГРН 1036405203922), к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1026402204950, ИНН 6452032440), администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003) об обязании провести реконструкцию и разработать проектную схему подачи горячего водоснабжения, третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, публичное акционерное общество "Т Плюс", г. Саратов; Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Вестник" (далее - ЖСК "Вестник", истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице администрации МО "Город Саратов" для обеспечения помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Луговая г. Саратова бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила N 354) и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 об обязании:
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта 30 с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствие с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта 30;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта 30 до жилого дома N 37 по ул. Луговая г. Саратова с целью восстановления подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с представленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта 30 до жилого дома N 37 по ул. Луговая в г. Саратове, в том числе, выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.09.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2018, исковые требования удовлетворены. В отношении Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО "Город Саратов" в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация МО "Город Саратов" обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований к администрации МО "Город Саратов" отказать, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя администрации муниципального образования "Город Саратов", судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ЖСК "Вестник" действует в настоящее время в соответствии с редакцией Устава, утвержденной протоколом общего собрания от 27.02.2017 и управляет многоквартирным домом N 37 по ул. Луговая г. Саратова.
В силу пункта 1.10 Устава ЖСК "Вестник" представляет законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме в договорных отношения с обслуживающими организациями, поставщиками коммунальных и прочих услуг, в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также в суде.
В соответствии с договором горячего водоснабжения от 01.08.2014 N 50420г, заключенным между ЖСК "Вестник" и ОАО "Волжская ТГК", организацией, осуществляющей горячее водоснабжение в многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, ул. Луговая, дом N 37, является ОАО "Волжская ТГК", в настоящее время после реорганизации - ПАО "Т Плюс".
В ходе проведенной проверки было установлено, что свойства коммунальной услуги "горячее водоснабжение" не соответствует Правилам N 354, так как температура нагрева подаваемой воды в точках разбора - квартирах на момент проверки была ниже допустимой.
Нарушение температурного режима подачи ГВС является результатом того, что подача воды осуществляется по однотрубной (тупиковой) схеме, циркуляция воды не предусмотрена, низкая температура горячей воды в точках разбора обусловлена технологической схемой ГВС, остыванием воды в магистральном трубопроводе, часовой неравномерностью разбора горячей воды.
Согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 N 154, заключенному между КУИ города Саратова и ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время - ПАО "Т Плюс"), собственником спорного имущества является муниципальное образование.
По мнению истца, для восстановления нормативной подачи горячего водоснабжения в многоквартирный дом необходима реконструкция центрального теплового пункта 30, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. 50 лет Октября, дом 20/32, а также модернизация и тепловая изоляция внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта 30 до жилого дома N 37 по ул. Луговая в г. Саратове, в том числе, выполнение прокладки циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками; путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также путем утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
ЖСК "Вестник", как управляющая организация, поддерживая исковые требования, защищает не только законные интересы собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных жилых домах на право получения горячего водоснабжения надлежащего качества, но и представляет фактически интересы граждан-жильцов, которые получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
Пунктом 150 Правил N 354 установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Кроме того, 30.03.1999 был принят Федеральный Закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно преамбуле которого он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 3, 19, 39 указанного Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, которым утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09, зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2009 под регистрационным N 13891 и его текст опубликован в "Российской газете" от 22.05.2009 N 92.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Таким образом, из приведенных норм права следует право "потребителя" на получение услуги "горячее водоснабжение" надлежащего качества.
ЖСК "Вестник" обращалось к администрации МО "Город Саратов", ПАО "Т Плюс" с требованием о восстановлении проектной схемы горячего водоснабжения с центрального теплового узла, однако требования не были удовлетворены.
По мнению истца, указанное бездействие нарушает права и законные интересы как исполнителя, отвечающего перед собственниками помещений за качество оказываемых коммунальных услуг, так и граждан на получение коммунальных услуг в необходимых объемах и надлежащего качества. Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, определением суда от 21.02.2018 назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Эксперт Консалтинг" эксперту Шипитько И.А., г. Саратов.
В заключении эксперта от 26.03.2018 N 33 сделаны следующие выводы: Существующая схема теплоснабжения от центрального теплового пункта - 30 (ЦТП - 30), до ввода в жилой многоквартирный дом N 37 по ул. Луговая, г. Саратова, не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), требованиям Правил предоставления коммунальных услуг и требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, не обеспечивает круглогодичную подачу жителям указанного дома услуги "горячее водоснабжение" соответствующей температуры.
Несоответствие температуры горячей воды нормативно-технической документации, указанной ранее, обусловлено несколькими основными причинами:
1) недостатками существующей тупиковой схемы внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, при которой происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствия водоразбора.
2) Отсутствует необходимое оборудование в ЦТП, а также не полностью выполнены работы по монтажу оборудования, позволяющего приготовить горячую воду по циркуляционной закрытой схеме, а именно: теплообменники не подключены к сети; отсутствуют циркуляционные насосы; не полностью выполнена обвязка теплообменников трубопроводами; не выполнены теплотехнические работы; отсутствует система автоматики; отсутствует запорная арматура; отсутствуют приборы учета на системе ГВС; частичное отсутствие изоляции на наружном трубопроводе ГВС.
Для обеспечения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Луговая, д. 37, бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими нормативным требованиям, необходимо: выполнить подключение водоводяных теплообменников в ЦТП к системе теплоснабжения; установить циркуляционные (повысительные) насосы ГВС (необходимость установки будет определяться проектным решением, после получения технических условий от ресурсоснабжающей организации); установить в ЦТП узел учета тепловой энергии на нужды ГВС; восстановить работоспособное состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения; выполнить тепловую изоляцию на наружных трубопроводах горячего водоснабжения.
До выполнения вышеуказанных работ необходимо разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ЦТП до жилого дома.
Также необходимо разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП для подачи горячего водоснабжения по закрытой циркуляционной схеме. Реконструкцию циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения, расположенного между ЦТП и жилым домом, а также ЦТП, следует производить в соответствии с техническими условиями ресурсоснабжающей организации, нормативными документами, разработанной и согласованной проектной документацией. Точные объемы и стоимость материалов, а также работ по реконструкции ЦТП и циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от ЦТП до жилого дома могут быть определены только после составления проектно-сметной документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от решений, принятых в проекте.
Сторонами по делу не представлено соответствующих доказательств недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, горячее водоснабжение многоквартирного дома N 37 по ул. Луговая в г. Саратове осуществляется от ЦТП, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. 50 лет Октября, дом 20/32. Оборудование данного ЦТП находятся в собственности МО "Город Саратов".
Снабжение тепловой энергией и теплоносителем многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Луговая, 37, осуществляется от ЦТП-30, далее по трубопроводу до тепловой камеры ТК-324/3, далее трубопроводом от ТК-324/3 до многоквартирного жилого дома N 37.
Согласно ответу заместителя председателя Комитета по вопросам управления муниципальным имуществом г. Саратова от 02.02.2018 N 09-08/2354 ЦТП-30 находится в реестре муниципальной казны и передан в 2006 году филиалу "Саратовский" ПАО "Т Плюс" по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 N 154. Приложение N 1; теплотрасса от ЦТП-30 до ж/д пр. 50 лет Октября 34/56 также находится в реестре муниципальной казны и передана в 2006 году филиалу "Саратовский" ПАО "Т Плюс" по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 N 154 Приложение N 1 (поз. N 62).
Согласно техническому паспорту объекта теплоснабжения (Теплотрасса отопления от ЦТП-30 до ж/д по ул. Луговая, 35/37) теплотрасса от ЦТП-30 до ж/д пр. 50 лет Октября 34/56 проходит через Тепловую камеру ТК-324/3. Теплотрасса от тепловой камеры до ж/д Луговая, 37 является бесхозной и не передавалась по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора от 01.01.2006 N 154 ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества.
Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора от 01.01.2006 N 154 работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Из данного договора от 01.01.2006 N 154 и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" не передавались.
В силу пункта 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по достройке, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического назначения оборудования, сооружения или иного объекта повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его техникоэкономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от спорных ЦТП, а также самих центральных тепловых пунктов не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО "Волжская ТГК" - ссудополучатель обращалось в Комитет по управлению имуществом с приложением планов мероприятий по реконструкции ЦТП и тепловых трасс от данного ЦТП до многоквартирных домов.
Однако обращения ссудополучателя были оставлены без удовлетворения, в связи с чем требуемые работы не проводились.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 08.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно статье 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18.12.2005.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что собственник ЦТП обязан проложить циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения с центрального теплового пункта, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. 50 лет Октября, 20/32, к спорным жилым домам; выполнить реконструкцию ЦТП, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. 50 лет Октября, 20/32, в соответствии с принятыми проектными решениями и действующими строительными нормами и правилами.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу указанной статьи администрация МО "Город Саратов" представляет интересы муниципального образования, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления является публично-правовое образование, а не его органы.
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований и возложении обязанностей на МО "Город Саратов" в лице администрации МО "Город Саратов".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.09.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2018 по делу N А57-27617/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
...
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления является публично-правовое образование, а не его органы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2019 г. N Ф06-43714/19 по делу N А57-27617/2017
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9514/2021
10.08.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6100/2021
04.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-57191/19
19.11.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9437/19
20.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-43714/19
02.11.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13424/18
04.09.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-27617/17