г. Казань |
|
22 февраля 2019 г. |
Дело N А12-22491/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Сторожевой М.С., доверенность от 17.01.2019; Спиридоновой Н.В., доверенность от 17.01.2019
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтея"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2018 (судья Бритвин Д.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Степура С.М.)
по делу N А12-22491/2018
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области (г.Волгоград) к обществу с ограниченной ответственностью "Алтея" (ИНН 5257118934, ОГРН 1105257005336) о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области (далее - Территориальный орган Росздравнадзора, административный орган) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Алтея" (далее - ООО "Алтея", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 требования административного органа удовлетворены, ООО "Алтея" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Алтея" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представители Территориального органа Росздравнадзора, явившиеся в судебное заседание, с доводами, изложенными в кассационной жалобе не согласились, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, на основании приказа от 13.06.2018 N 394 Территориальным органом Росздравнадзора в период с 25.06.2018 по 27.06.2018 в отношении ООО "Алтея" проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктам "г", "л" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N 1081).
Основанием для проведения указанных мероприятий явились материалы, представленные ОП N 1 УМВД России по городу Волгограду, согласно которым, 04.05.2018 работник ООО "Алтея" Васелидченкова М.А., находясь на своём рабочем месте, осуществила отпуск лекарственного препарата "Баклосан" без рецепта врача. Указанный работник допущен к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности в соответствующей должности на 5 лет с 01.06.2018.
По результатам проверки, 27.06.2018 административным органом в отношении ООО "Алтея" составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Алтея" извещено надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Территориальный орган Росздравнадзора обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61 ФЗ), Положением N1081, статьями 1.6, 2.9, частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, и, не усмотрев оснований для признания его малозначительным, привлек к административной ответственности, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Арбитражный суд Поволжского округа соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 3 Федерального закона N 99-ФЗ).
В силу пункта 6 Положения N 1081 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 указанного Положения.
ООО "Алтея" вменено нарушение подпунктов "г", "л" пункта 5 Положения N 1081.
Так, в соответствии с подпунктами "г", "л" пункта 5 указанного Положения, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включённых в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту, в специальных журналах учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (подпункт "г");
наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста (подпункт "л").
В рамках настоящего дела, Васеличенкова М.А., работая в аптеке без фармацевтического образования и сертификата специалиста, имея допуск к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности только с 01.06.2018, осуществила отпуск рецептурного лекарственного препарата "Баклосан" без рецепта врача. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями самой Васелидченковой М.А., кассовым чеком от 04.05.2018 N 7712 и другими материалами дела.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, ООО "Алтея" не представлено.
Таким образом, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, вывод судебных инстанций о доказанности административным органом осуществления ООО "Алтея" предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), факта совершения правонарушения и вины общества, основан на материалах дела и представленных доказательствах.
Доводы ООО "Алтея", изложенные в кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения судом первой и апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие общества с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 по делу N А12-22491/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 февраля 2019 г. N Ф06-43326/19 по делу N А12-22491/2018