г. Казань |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А55-5224/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Полипластик" - Барановой А.В., доверенность от 10.05.2018 N 29/1, Овчинниковой М.А., доверенность от 05.07.2018 N 38/2,
закрытого акционерного общества "ЛАДА-ФЛЕКТ" - Амитова Р.Т., доверенность от 24.04.2018 N 13, Воронина Д.А., доверенность от 24.04.2018 N 14,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Полипластик"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2018 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018
по делу N А55-5224/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Полипластик" (ИНН 7729729355, ОГРН 1127747295301) к администрации городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), закрытому акционерному обществу "ЛАДА-ФЛЕКТ" (ИНН 6320007045, ОГРН 103630991066) о признании договора аренды земельного участка недействительным и применении последствий недействительности сделки, о прекращении записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Полипластик" (далее - общество "Полипластик") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации городского округа Тольятти (далее - администрация) и закрытому акционерному обществу "ЛАДА-ФЛЕКТ" (далее - общество "ЛАДА-ФЛЕКТ") о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:867 общей площадью 8752 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Вокзальная, земельный участок N 110/4, прекращении в ЕГРН записи N 63:09:0102156:867-63/009/2017-2 от 03.10.2017 о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:867; обязании общества "ЛАДА-ФЛЕКТ" в порядке применения последствий недействительности сделки возвратить по акту приема-передачи администрации городского округа Тольятти земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102156:867 общей площадью 8752 кв.м. расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Вокзальная, земельный участок N 110/4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Судом первой инстанции отказано в ходатайстве об истребовании документов и назначении судебной экспертизы.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество "Полипластик" просит отменить судебные акты, удовлетворить исковые требования, полагая, что судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованным доказательствам, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители общества "Полипластик" доводы кассационной жалобы поддержали, решение суда считают незаконным и необоснованным, просили его отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, поддержали ходатайство о проведении судебной экспертизы.
В судебном заседании представители администрации и общества "ЛАДА-ФЛЕКТ" возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считают решение суда первой инстанции и постановление законным и обоснованным, просили оставить их без изменения, возражали против назначения судебной экспертизы.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав в судебном заседании представителей сторон, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 16.06.2017 N 2020-п/1 обществу "ЛАДА-ФЛЕКТ" предварительно согласовано предоставление земельного участка общей площадью 8752 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Вокзальная, земельный участок N 110/4, в территориальной зоне ПК-1 Зона промышленных объектов I-II классов опасности, установленной Картой градостроительного зонирования городского округа Тольятти (Приложение 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059), с разрешенным использованием: железнодорожный транспорт (7.1), утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:09:0102156, входящего в состав земель населенных пунктов, площадью 8752 кв.м., формируемого в границах территориальной зоны ПК-1 Зона промышленных объектов I-II классов опасности, присвоен адрес земельному участку: Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Вокзальная, земельный участок N 110/4, предписано обеспечить выполнение кадастровых работ и провести государственный кадастровый учет земельного участка.
На основании названного постановления, 12.09.2017 администрация (арендодатель) и общество "ЛАДА-ФЛЕКТ" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 3651 площадью 8752 кв.м., с кадастровым номером 63:09:0102156:867, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Вокзальная, земельный участок N 110/4, с разрешенным использованием - железнодорожный транспорт (7.1), сроком на 49 лет.
В пункте 1.1 договора аренды указано, что земельный участок предоставлен в аренду без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления с разрешенным использованием: железнодорожный транспорт (7.1).
В силу пункта 1.2.7 договора аренды в отношении земельного участка установлены ограничения прав на него в виде: выполнения обязательств по соблюдению установленных норм и правил в санитарно-защитной зоне и в охранных зонах и коридорах инженерных коммуникаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в пользу правообладателей инженерных сетей и коммуникаций.
Земельный участок передан обществу "ЛАДА-ФЛЕКТ" по акту приема-передачи 12.09.2017.
Договор зарегистрирован в ЕГРП 03.10.2017.
Общество "Полипластик" полагая, что договор аренды земельного участка от 12.09.2017 N 3651 заключен с нарушением действующего законодательства, является недействительным (ничтожным), нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку в результате формирования земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:867 с нарушением действующего законодательства и передаче его в аренду обществу "ЛАДА-ФЛЕКТ" единственная дорога общего пользования, указанная в межевом деле истца при формировании в 2009 году его земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:0001 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Вокзальная, д. 108, в качестве обеспечения доступа к земельному участку, оказалась расположенной в границах вновь сформированного земельного участка, что исключает возможность беспрепятственного доступа к перемещению по ней всех лиц без ограничения в силу прямого указания закона, руководствуясь статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
В обоснование исковых требований истец указывает, что является собственником цеха производства композиционных сырьевых пластмасс, расположенного на земельном участке общей площадью 19 471 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0102156:0001 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Вокзальная, д. 108.
20 октября и 17 ноября 2017 года в его адрес поступили письма общества "ЛАДА-ФЛЕКТ" о том, что дорога, проходящая с северной стороны производственного корпуса общества "ЛАДА-ФЛЕКТ" до проходной Предприятия, будет перекрыта в связи со строительством газопровода.
В результате истребования информации из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) истцом установлено, что 03.10.2017 общество "ЛАДА-ФЛЕКТ" зарегистрировано право долгосрочной аренды земельного участка общей площадью 8 752 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0102156:867 с разрешенным использованием "для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта". При этом как указывает истец, часть указанного земельного участка относится к землям общего пользования и является действующим проездом согласно документам межевания от 20.05.2009.
Данная часть земельного участка является смежной с границами земельного участка, принадлежащего на праве собственности Предприятию, со стороны проходной общества "Полипластик", в связи с чем считает, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:867 общей площадью 8752 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Вокзальная, земельный участок N 110/4, является недействительным.
Суды отказали в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что администрацией соблюдена процедура предоставления спорного земельного участка, договор аренды от 12.09.2017 N 3651 соответствует требованиям закона, истец не доказал, что оспариваемым договором аренды нарушены его права.
Данный вывод суда первой и апелляционной инстанции является преждевременным, поскольку сделан без надлежащего исследования обстоятельств (оценки доказательств), связанных с законностью формирования земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:867.
Формирование земельного участка под объектом включает подготовку и утверждение проектов планировки территории и межевания территории; выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) закреплено, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки данных территорий.
Предельные размеры участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (часть 3 статьи 33 Земельного кодекса).
В силу приведенных норм земельный участок, необходимый для эксплуатации сооружения, формируется с учетом его естественных границ, площадь такого участка определяется применительно к местоположению границ смежных земельных участков, а также красных линий. Размер участка определяется в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, действовавшими в период застройки, и может быть меньше нормативного, если фактически сложившееся землепользование не позволяет применить действовавшие ранее нормативные показатели.
По утверждению истца, ранее по территории земельного участка, сформированного под сооружением "железнодорожный путь", которому присвоен кадастровый номер 63:09:0102156:867, проходила автомобильная дорога общего пользования, посредством которой обеспечивался проезд и проход общества "Полипластик" к земельному участку с кадастровым номером 63:09:0102156:0001, на котором расположено его производство. Факт использования части земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:867 в целях проезда и прохода к участку истца не отрицается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в пределах арендуемого обществом "ЛАДА-ФЛЕКТ" земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:867 располагается дорога (проезд), которая является единственной дорогой, по которой возможно перемещение к земельному участку общества "Полипластик".
В силу пунктов 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок должен использоваться согласно виду разрешенного использования.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором.
Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 257-ФЗ), дано определение понятия "автомобильная дорога", согласно которому автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Закона N 257-ФЗ).
Статьей 5 Закона N 257-ФЗ установлена классификация автомобильных дорог в зависимости от их назначения:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (пункты 2, 3 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (пункт 11 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
Согласно статье 6 данного Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Пунктом 6 статьи 3 Закона N 257-ФЗ дано понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 6 и 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 34 названного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
При этом в силу положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений пункта 1 статьи 28 Закона N 257-ФЗ следует, что пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с названным Законом.
Таким образом, включение земельного участка, занятого автомобильной дорогой, являющейся территорией общего пользования, противоречит нормам статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации и влечет ничтожность договора аренды в соответствующей части (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом доводы администрации и общества "ЛАДА-ФЛЕКТ" о возможности установления сервитута с арендатором земельного участка - с обществом "ЛАДА-ФЛЕКТ" с целью проезда и прохода истца к своему земельному участку являются несостоятельными, поскольку установление сервитута допустимо лишь в отношении земельного участка, находящегося в законном владении обязанного лица. В ином случае требуется применение других способов защиты нарушенных прав.
Между тем, без получения и исследования в установленном порядке документов территориального планирования, проекта планировки и проекта межевания территории, генерального плана, суды пришли к выводу, что спорный земельный участок не относится к местам общего пользования и отказали в иске, ссылаясь на то, что в сведениях о межевании от 20.05.2009 отсутствуют конкретные координаты земель общего пользования, а из письма администрации от 28.02.2018 N 1585/1 следует, что автомобильная дорога на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102156:867 в реестре муниципальной собственности не значится.
Судами не установлено, какой вид разрешенного использования имел спорный земельный участок на момент его передачи под сооружение "железнодорожный путь" ответчика, изменялся ли ранее вид разрешенного использования указанного участка, и на каком основании, если был изменен, относился ли он к местам общего пользования с учетом доводов истца о том, что согласно документам межевания от 20.05.2009, указанный земельный участок является действующим проездом.
Судами не дана оценка схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:867, утвержденного постановлением администрации городского округа Тольятти от 16.06.2017 N 2020-п/1, согласно которой в пределах названного земельного участка имеются красные линии.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями. Следовательно, именно наличие красных линий выделяет территории общего пользования от других территорий.
Земельные участки, в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1963-О).
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 N 181, которым красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 "РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (абзац четвертый подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что на момент рассмотрения дела в суде красные линии могли обозначаться на документах генерального плана городского округа. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.02.2016 N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Действующий с 9 июня 2017 г. порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (далее - Порядок), утвержденный приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, суду надлежало получить и исследовать Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (далее также - Правила застройки и землепользования); Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 с целью установления наличия на указанном участке мест общего пользования.
Следовательно, в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчики не представили в материалы дела неопровержимые доказательства, свидетельствующие о том, что используемый истцом земельный участок в качестве дороги, проезда не входит в состав земельного участка, сформированного под железнодорожный путь, в качестве мест общего пользования. Суду не представлены документы, отражающие наличие или отсутствие данной дороги на Генеральном плане, в Правилах застройки и землепользования в городе Самаре, подтверждающие либо исключающие ее учет в установленном законом порядке, ходатайство о назначении экспертизы с целью разрешения спорных вопросов судом отклонено.
При этом наличие на указанном земельном участке красных линий подтверждается схемой расположения земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:867, утвержденного постановлением администрации городского округа Тольятти от 16.06.2017 N 2020-п/1.
Кроме этого, из указанной схемы также следует, что помимо сооружения "железнодорожный путь" с кадастровым номером 63:09:0102156:779, на сформированном земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102156:867, имеется иное сооружение с кадастровым номером 63:09:0102156:686. Однако что представляет собой указанное сооружение и кому оно принадлежит, каким образом оно учтено при формировании земельного участка, судами не установлено, представители лиц, участвующих в деле, дать пояснения относительно данного обстоятельства не смогли.
С учетом указанного судам необходимо было исследовать и устранить противоречия между сведениями, приведенными в документах межевания от 20.05.2009, в письме администрации и схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:867, утвержденной постановлением администрации городского округа Тольятти от 16.06.2017 N 2020-п/1, с учетом условных обозначений, имеющихся на ней, свидетельствующих о том, что через земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102156:867 проходят красные линии.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 3 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду надлежит дать надлежащую оценку всем имеющимся в деле доказательствам в совокупности, установить значимые для данного дела фактические обстоятельства, при необходимости рассмотреть вопрос о назначении экспертизы, и разрешить спор в соответствии с нормами права, регулирующими правоотношения сторон.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 по делу N А55-5224/2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действующий с 9 июня 2017 г. порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (далее - Порядок), утвержденный приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, суду надлежало получить и исследовать Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (далее также - Правила застройки и землепользования); Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 с целью установления наличия на указанном участке мест общего пользования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2019 г. N Ф06-43322/19 по делу N А55-5224/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20691/2022
20.05.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5741/2022
01.03.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1301/2022
08.07.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4537/2021
09.03.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-649/2021
26.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-58878/20
15.11.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16458/19
15.08.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5224/18
21.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-43322/19
20.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16756/18
11.10.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16440/18
14.09.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5224/18
06.07.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7775/18
16.04.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-5224/18