Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 27
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных"
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"
Статья 76 Конституции Российской Федерации устанавливает верховенство федеральных законов, принятых по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов над законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится обеспечение соответствия конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Неуклонное соблюдение федерального законодательства в сферах исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения, обеспечение реализации указанного положения статьи 76 Конституции Российской Федерации - обязательное условие соблюдения прав и свобод человека и гражданина, сохранения целостности Российской Федерации на основе принципа федерализма.
Однако практика показывает, что субъекты Российской Федерации при издании собственных нормативных правовых актов далеко не всегда придерживаются принципа верховенства федерального законодательства, в связи с чем особое значение приобретает организация механизма соответствующего правового контроля за соответствием указанных актов Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В настоящее время юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам проводит Министерство юстиции Российской Федерации.
В случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному законодательству представляется мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший данный акт. Какими-либо другими полномочиями в отношении указанных актов Минюст России и его территориальные органы не наделены.
Учитывая, что данные экспертные заключения носят рекомендательный характер, то в большинстве случаев какая-либо реакция на данные заключения со стороны государственных органов власти субъектов Российской Федерации отсутствует, и незаконные акты продолжают действовать.
Поэтому, не имея права на обращение в суд за отменой незаконных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы вынуждены в целях приведения актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством обращаться в органы прокуратуры.
Вместе с тем, такая практика является мало эффективной и длительной по времени, поскольку порождает включение в этот процесс ряд дополнительных органов и процедуру рассмотрения ими заключений, опротестовывания и т.д.
В целях повышения эффективности и оперативности деятельности органов юстиции по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным, исключения продолжительного периода действия их незаконных актов, необходимо предоставить органам юстиции право обращаться в суды общей юрисдикции с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, противоречащих федеральному законодательству.
Тем более, что на имеющиеся противоречия федеральному законодательству принимаемых субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов территориальными органами Минюста России будет указываться соответствующим органам государственной власти субъектов Российской Федерации еще на стадии их разработки и принятия.
Ввиду этого предлагается наделить органы юстиции полномочиями по обжалованию в суд незаконных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, учитывая, что Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (статья 42) определяет, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления могут обращаться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законов интересов других лиц.
Наиболее оптимальным вариантом закрепления данных полномочий Минюста России является внесение соответствующего дополнения в часть первую статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Это позволит максимально оптимизировать деятельность по обеспечению законности на всей территории страны, своевременно прекращать действие незаконных правовых актов субъектов Российской Федерации, послужит укреплению российской государственности и национальной безопасности, станет дополнительной существенной гарантией соблюдения прав человека и гражданина.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 27
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих отмене, изменению и дополнению в случае
принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 27
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребуется внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, а также признания их утратившими силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.