г. Казань |
|
28 февраля 2019 г. |
Дело N А55-21201/2018 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Плотникова Д.О., Сабирова М.М.,
при участии представителя:
ответчика - Рудомакиной О.П., доверенность от 25.12.2018 N 28-07/163,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2018 (судья Лукин А.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-21201/2018
по исковому заявлению Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о взыскании 4 414 682,08 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное предприятие Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании задолженности по государственному контракту от 27.12.2016 N 108-40/16 в размере 4 414 682,08 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2018, с учетом определения суда от 10.10.2018 об исправлении опечатки, исковые требования удовлетворены. С Самарской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" взысканы основной долг в размере 4 414 682,08 руб., а также расходы по оплате госпошлины 45 073,00 руб.
Министерство, не согласившись с решением суда первой инстанции в части взыскания задолженности за счет казны Самарской области, обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2017 в обжалуемой части оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить. В частности, заявитель кассационной жалобы не оспаривает сумму задолженности, взысканную судом, а ссылается на неверное указание судами в судебных актах о взыскании суммы задолженности с Самарской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области за счет казны Самарской области. Считает, что исполнение судебного акта должно осуществляться с ответчика за счет средств денежных средств, доведенных до Министерства.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Поскольку заявителем кассационной жалобы принятые по делу судебные акты обжалуются только в части, суд кассационной инстанции проверяет законность обжалованных судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность судебных актов в обжалуемой части по правилам главы 35 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.12.2016 между Министерством (заказчик) и Предприятием (подрядчик) заключен государственный контракт N 108-3/40/16 на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Самарской области (далее - контракт), предметом которого являлись обязательства подрядчика по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Самарской области и обязательства заказчика по приемке и оплате результата работ.
В Приложении N 2 к контракту (пункт 9) предусмотрена обязанность заказчика по возмещению затрат за электроэнергию, потребленную устройствами, размещенными на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения.
Однако, как указал истец, Министерством нарушено обязательство по возмещению затрат за потребленную электроэнергию за декабрь 2017 года, в связи с чем возникла задолженность в размере 4 414 682,08 руб., в том числе НДС 18%.
В связи с неисполнением ответчиком в досудебном порядке обязательств по оплате затрат на электроэнергию, подрядчик обратился в арбитражный суд настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из обоснованности и доказанности заявленных требований.
Не оспаривая правомерности взысканной судом первой инстанции суммы задолженности, ответчик выражает несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части указания на взыскание указанной задолженности с Самарской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области за счет казны Самарской области.
Указанный довод был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонен в силу следующего.
Как указывает ответчик, оплата работ по контракту осуществлялась за счет средств дорожного фонда Самарской области, которые в состав казны Самарской области не входят.
В пункте 3.2. контракта установлено, что оплата осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных Министерству на соответствующие цели согласно Закону Самарской области "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 179.4 БК РФ установлено, что дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 179 БК РФ дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема установленных законом субъекта Российской Федерации, указанным в абзаце первом настоящего пункта, формируется из доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от транспортного налога; доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от иных поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации; межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 34.2. Закона Самарской области от 28.12.2005 N 235-ГД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" (далее - Закон Самарской области от 28.12.2005 N 235-ГД) в составе областного бюджета формируется дорожный фонд Самарской области.
Органы государственной власти Самарской области, учреждения, финансируемые из областного бюджета, осуществляют расходы за счет средств областного бюджета и иных средств, подлежащих учету в доходах областного бюджета, через систему казначейского исполнения областного бюджета, обеспечиваемую финансовым органом Самарской области (статья 62 Закона Самарской области от 28.12.2005 N 235-ГД).
Статьей 1 Закона Самарской области от 14.11.2011 N 113-ГД "О дорожном фонде Самарской области" (далее - Закон о дорожном фонде Самарской области) установлено, что дорожный фонд Самарской области - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, а также автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области, в том числе деятельности по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, расположенных на территории Самарской области, в порядке, определяемом Правительством Самарской области.
Положением о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2017 N 89, установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства Самарской области и ответственным за координацию основных направлений реализации государственной политики в области развития транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства, проводимой с целью повышения уровня жизни населения Самарской области; финансирует в пределах предоставленных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальные и текущие расходы по направлениям, относящимся к предметам ведения министерства; заключает в пределах своей компетенции договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, осуществляет иные полномочия государственного заказчика, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 179.4 БК РФ, статьей 5 Закона О дорожном фонде Самарской области Правительство Самарской области приняло постановление от 03.02.2012 N 41 "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Самарской области".
Статьей 44 Устава Самарской области от 18.12.2006 N 179-ГД установлено, что средства бюджета Самарской области и иное имущество, находящееся в собственности Самарской области и не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями Самарской области, составляют казну Самарской области.
Таким образом, в силу названных норм права дорожный фонд Самарской области - это часть средств областного бюджета, составляющего казну Самарской области.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что суды обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании задолженности с Самарской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области за счет средств казны Самарской области.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебную практику по другим делам подлежит отклонению, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом предоставленных доказательств.
Техническая ошибка, допущенная судом первой инстанции в резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2018 при указании наименования истца, а именно: вместо слов "Заявленные исковые требования Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" удовлетворить в полном объеме" написано "Заявленные исковые требования Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационная служба" удовлетворить в полном объеме" не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Тем более, в порядке статьи 179 АПК РФ Арбитражный суд Самарской области устранил указанную ошибку посредством вынесения определения от 10.10.2018 об исправлении опечатки в судебном акте.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В этой связи основания для отмены или изменения решения и постановления в обжалуемой части по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 по делу N А55-21201/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
Д.О. Плотников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 179.4 БК РФ установлено, что дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 179 БК РФ дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 179.4 БК РФ, статьей 5 Закона О дорожном фонде Самарской области Правительство Самарской области приняло постановление от 03.02.2012 N 41 "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Самарской области"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2019 г. N Ф06-43092/19 по делу N А55-21201/2018