Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99028967-2 "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 321.1"
Досье на проект федерального закона
Статья 198.2 Уголовного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.60) устанавливала уголовную ответственность за злостное нарушение правил, установленных Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Законом РФ от 29 апреля 1993 г. N 4901-1 статья 198.2 была исключена и ответственность за нарушение указанных правил сохранилась лишь в статье 167 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
В результате данных изменений в правовом регулировании административный надзор существенно утратил свою эффективность. Поскольку ответственностью за нарушение правил административного надзора является только административный штраф, органы внутренних дел утратили серьезные инструменты воздействия на нарушителей, каковыми являются, в том числе, и лица неоднократно судимые за тяжкие преступления и лидеры преступных группировок. Лидеры преступных формирований, освободившись из мест лишения свободы, становятся неподконтрольны органам внутренних дел и продолжают заниматься организацией преступной деятельности. В силу низкого размера штрафных санкций (от 10 до 50% минимального размера месячной оплаты труда) резко участились случаи нарушения правил административного надзора. Любой "авторитет" преступного мира может заплатить штраф на 20-30 лет вперед. Административный надзор перестал реализовывать возложенную на него функцию предупреждения новых преступлений.
Проект федерального закона "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 321.1" вносится на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации повторно.
Первое рассмотрение данного законопроекта было осуществлено Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по законодательству и судебно-правовой реформе. По его результатам (исх. N 3.1-705 от 01.06.99 г.) Комитет счел невозможным принятие в первом чтении внесенного Государственной Думой Томской области проекта федерального закона "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 321.1" и рекомендовал его отклонить.
Однако Государственная Дума Томской области не согласна с доводами, приводимыми в заключении Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе по следующим основаниям.
В заключении указывается на недопустимость принятия предложенного законопроекта "до тех пор, пока законодательно не будет урегулирован собственно институт административно надзора". Следует отметить, что данное утверждение не соответствует действующему федеральному законодательству. Так, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) устанавливает, что контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами (ст.183 УИК РФ). Установление административного надзора по-прежнему предусматривается законодательством Российской Федерации. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 года N 5364-VI "Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Указ Президиума ВС СССР) в соответствии с п.2 раздела 2 Конституции Российской Федерации в настоящее время действует и подлежит применению в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, тем самым являясь, по сути, функциональным дополнением положений УИК РФ. Поэтому, утверждения об отсутствии легального определения института "административный надзор" неправомерны, а о несогласованности Указа президиума ВС СССР и УИК РФ безосновательны.
Что касается довода о допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом, то следует отметить, что УИК РФ является федеральным законом, который как раз и содержит норму отсылочного характера на определяющий порядок осуществления административного надзора в Российской Федерации Указа Президиума ВС СССР.
Относительно того, что Указ Президиума ВС СССР "не корреспондируется с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации", следует отметить, что, во-первых, Указ Президиума ВС СССР должен рассматриваться в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, а следовательно некоторые его положения, противоречащие нормам федерального законодательства, не действуют, во-вторых, данная инициатива как раз и направлена на внесение соответствующих положений в Уголовный кодекс (что поможет устранить данное замечание).
Внесение предлагаемого дополнения позволит органам внутренних дел эффективнее реализовывать возложенные на них функции по административному надзору и эффективно бороться с организованной преступностью и ее лидерами, а предусмотренная мера наказания создаст более реальные условия для исправления нарушителей и предупреждения совершения подобных правонарушений в будущем, что в полной мере соответствует установленным Уголовным кодексом Российской Федерации задачам уголовного наказания (ст.43 УК РФ).
Принятие данного Закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие настоящего Закона не потребует внесения дополнительных изменений в действующее федеральное законодательство.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 321.1"
Принятие данного закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
нормативных актов Российской Федерации отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие федерального закона "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 321.1"
Принятие федерального закона "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 321.1" не потребует внесения дополнительных изменений в действующее федеральное законодательство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.