Пояснительная записка к проекту Федерального Закона
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и в федеральный закон "О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах"
Частью второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен новый порядок взимания акцизов с алкогольной продукции. 50% ставки акциза с алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, уплачивается производителем алкогольной продукции, и 50% ставки акциза - организацией, имеющей статус акцизного склада. Для импортной алкогольной продукции в соответствии со статьей 185 части второй Налогового кодекса определен иной порядок взимания акцизов - 100% акциза уплачивается импортером при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2001 года сложатся два различных порядка реализации алкогольной продукции на территории Российской Федерации: один порядок - для продукции, произведенной на территории Российской Федерации, другой порядок - для продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации.
Указанное обстоятельство неминуемо создаст серьезные проблемы для контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции, возникнет теневой рынок алкогольной продукции, выдаваемой за импортную алкогольную продукцию. Вследствие этого увеличится число отравлений фальсифицированной продукцией, а государственный бюджет понесет большие потери.
Поскольку в бюджеты субъектов Российской Федерации с импортной алкогольной продукции, в отличие от продукции отечественного производства, не будет направляться 50% акциза, субъекты Российской Федерации не будут заинтересованы в реализации на их территории импортной продукции.
Из текста части второй Налогового Кодекса не ясно, где и какими видами марок должна маркироваться алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.
Статьей 7 Налогового Кодекса Российской Федерации определено:
"Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации".
В п.2 статьи 11 Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской Федерацией, подписанного 24.06.94 на о.Корфу, определено, что импортируемым товарам предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам отечественного происхождения, в том, что касается всех законов, правил и требований, затрагивающих их продажу на внутреннем рынке, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование.
Проектом федерального закона предлагается устранить указанные выше противоречия, разделив уплату акциза с алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, по аналогии с порядком уплаты акциза с отечественной алкогольной продукции. 50% ставки акциза с алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, должно уплачиваться импортером, и 50% ставки акциза - организацией, имеющей статус акцизного склада.
Законопроект также уточняет вид марок, которыми маркируется алкогольная продукция, порядок уплаты акциза налогоплательщиками:
производителями, импортерами и акцизными складами.
В п. 6 статьи 200 устраняется неточная формулировка.
15 статья закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" N 118-ФЗ от 5.08.2000 исключается как несоответствующая концепции данного закона.
Финансово-экономическое обоснование проекта
федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и в федеральный закон "О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"
В соответствии с действующим федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" в федеральный бюджет поступают:
- акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
- акцизы на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов;
В бюджеты субъектов Российской Федерации поступают:
- акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
- акцизы на остальные виды алкогольной продукции - в размере 100 процентов доходов.
В соответствии с частью 2 Налогового кодекса акцизы на все виды алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, делятся пополам между производителями алкогольной продукции и акцизными складами. При этом предлагаются два варианта распределения акцизов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации:
- акциз (50% ставки), уплачиваемый производителями направляется в федеральный бюджет, а акциз (50% от ставки), уплачиваемый акцизными складами - в бюджет субъекта Российской Федерации;
- акцизы с производства и с акцизных складов поровну распределяются между федеральным и региональными бюджетами.
В первом случае федеральный бюджет дополнительно получает (а бюджеты субъектов Российской Федерации теряют) более 1 млрд. рублей акцизов от производства вин, винных напитков, коньяка, игристых вин и шампанского, и др. Во втором случае федеральный бюджет получает дополнительно более 500 млн. рублей (соответственно 500 млн. теряют бюджеты субъектов Российской Федерации).
По расчетам за 1999 год сумма акциза с алкогольной продукции, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации, составила около 600 млн. рублей. Предлагаемое в соответствии с проектом закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" разделение акциза между импортерами и акцизными складами позволит частично компенсировать потерИ субъектов Российской Федерации (около 300 млн. рублей) за счет половины акциза с импортной алкогольной продукции.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и в федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законов и нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.