г. Казань |
|
12 марта 2019 г. |
Дело N А55-6027/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Королёвой Н.Н., Нафиковой Р.А.,
при участии представителя:
истца - Хисматуллина Р.Р. (доверенность от 05.09.2018 N ГОРЬК-180/Д),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Первая грузовая компания" в лице Самарского филиала
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2018 (судья Каленникова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи: Кузнецов С.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-6027/2018
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "Первая грузовая компания", г. Москва (ОГРН 1137746982856, ИНН 7725806898) о взыскании 73 154 руб. 10 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Первая грузовая компания" (далее - АО "ПГК") о взыскании 73 154 руб. 10 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе АО "ПГК" просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывается, что вывод судов о надлежащем уведомлении перевозчиком ответчика о готовности вагонов к подаче на пути ППС не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Судами сделан противоречащий представленным доказательствам вывод о необоснованности довода ответчика о неготовности к подаче вагонов, простаивающих на путях станции Сызрань-1.
Необоснованно не принят судами довод ответчика о том, что исключается плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи в случае прибытия вагонов до истечения сроков доставки грузов.
Кроме того, все акты общей формы подписаны ответчиком с разногласиями, не представлены доказательства занятости путей вагонами ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Поволжского округа для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Судами установлено и следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "ПГК" (владелец) в редакции протокола разногласий и протокола согласования разногласий был заключен договор от 21.05.2015 N 6/124 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 Куйбышевской железной дороги филиала ОАО "РЖД", примыкающего стрелочным переводом N 428 к четной горловине и стрелочным переводом N 543 к нечетной горловине парка приема станции Сызрань-1 и обслуживаемого локомотивом перевозчика.
В соответствии с условиями договора вагоны, прибывающие на станцию Сызрань-1 в адрес АО "ПГК", подаются на путь необщего пользования для обработки.
В период с 09.08.2017 по 15.08.2017 в адрес АО "ПГК" на железнодорожную станцию Сызрань-1 прибывали порожние вагоны.
В связи с тем, что прибывшие вагоны не могли быть своевременно поданы на пути необщего пользования ввиду их занятости другими вагонами, они были размещены на путях общего пользования станции Сызрань-1.
По факту нахождения вагонов на путях общего пользования были составлены акты общей формы для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
По расчету истца плата за время нахождения вагонов на путях станции Сызрань-1 составила 73 154 руб. 10 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию от 12.10.2017 N 11570/КБШТЦФТО с требованием оплаты начисленной платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, которая последним была оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Пунктом 18.3.2 договора предусмотрено, что в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, с владельца, являющегося грузополучателем, взимается плата за нахождение таких вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Согласно пункту 18.3.2 договора размеры платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава определяются в Тарифном руководстве.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Суд установил, что истцом была исполнена обязанность по извещению о задержке спорных вагонов. Факт задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования на промежуточной станции из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем, подтвержден надлежащими доказательствами - актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов.
Довод ответчика о том, что его не уведомляли о готовности вагонов к подаче, суд признал необоснованным.
В соответствии с пунктом 6 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования осуществляется по уведомлению.
Уведомление о времени подачи передается не позднее чем за 2,0 часа до подачи вагонов приемосдатчиком станции Сызрань-1 уполномоченному представителю владельца по электронной почте (operatorPPSSZR(g),pgk.org.rzd) с записью в книге уведомлений ГУ-2ВЦ (пункт 7 договора в редакции протокола согласования разногласий к договору).
Истцом представлены электронные уведомления, подтверждающие факт направления уведомлений о готовности вагонов к подаче на путь необщего пользования в соответствии с условиями договора.
Довод ответчика о том, что вагоны, простаивающие на сортировочных путях станции Сызрань-1, не были готовы к подаче, судами проверен и признан также несостоятельным, так как ответчиком не доказан тот факт, что вагоны не были подготовлены. Кроме того, истцом переданы ответчику уведомления о готовности вагонов к подаче, ответчик не смог их принять ввиду занятости путей необщего пользования.
Суд признал, что утверждение ответчика о том, что на вагоны, прибывшие в пределах нормативного срока доставки, плата не начисляется, основано на неверном толковании нормы права.
Согласно статье 36 Устава, Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО "РЖД", тариф на перевозку груза действительно включает в себя плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в тот период, когда перевозчик осуществляет доставку вагона. Указанный тариф рассчитывается за доставку груза от станции отправления до станции назначения за кратчайшее расстояние между ними. После того, как вагон прибыл на станцию назначения, договор перевозки окончен. Грузополучатель (ответчик) был уведомлен о готовности к подаче вагонов на путь необщего пользования, что подтверждается имеющимися в материалах дела книгами формы ГУ-2.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств спора не подтверждает существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка установленных судами обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А55-6027/2018 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 марта 2019 г. N Ф06-44161/19 по делу N А55-6027/2018