Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
(Глава 26. Государственная пошлина)"
В главе 26 "Государственная пошлина" в основном сохранен действующий порядок уплаты и зачисления государственной пошлины, регулируемый Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" с последующими изменениями и дополнениями.
Однако учитывая, что в 2001 году минимальной размер оплаты труда принят в размере 200 руб. в месяц, ставки государственной пошлины, исчисляемые ранее в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, предлагается установить в твердой сумме (руб.) исходя из указанного минимального размера.
Предлагаемым проектом дополнен перечень юридически значимыми действиями, за совершение которых будет взиматься государственная пошлина:
1) за государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, а также изменений, вносимых в учредительные документы, - в размере от 200 до 2000 рублей, за регистрацию средств массовой информации, общественных объединений -в размере от 2000 до 4000 рублей.
В настоящее время размер сбора за регистрацию предприятий независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм определяется в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 марта 1991 г. N 764-1 "О государственной пошлине за регистрацию предприятий в Российской Федерации" и составляет 2 рубля с учетом деноминации. При этом данное постановление применяется только для коммерческих организаций.
Размер сбора за регистрацию некоммерческих организаций установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 2057-1 "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе" только в отношении общественных объединений и составляет в зависимости от вида объединения от 30 копеек до 5 рублей с учетом деноминации. Размер сбора за регистрацию других видов некоммерческих организаций (потребительские кооперативы, религиозные организации, учреждения) действующим законодательством вообще не установлен;
2) за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним;.
3) за государственную регистрацию лекарственных средств - в размере 1000 рублей;
4) за выдачу проездного документа беженца - в размере 100 руб. за документ, поскольку фактически проездной документ беженца является аналогом основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (заграничного паспорта);
5) за право вывоза культурных ценностей - в размере 1 процента от стоимости вывозимых культурных ценностей;
6) на основании Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предлагается взимать государственную пошлину за рассмотрение дел конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации уполномоченными на то органами или должностными лицами, что сделает процедуру обращения в вышеназванные суды, в части уплаты государственной пошлины аналогичной процедуре обращения в иные суды Российской Федерации и будет способствовать пополнению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
7) за услуги, оказываемые Госавтоинспекцией, имеющие юридическое значение (за выдачу государственных номерных знаков, технического паспорта, талона, за внесение изменений в технический паспорт, технический талон и др.), - в размере от 20 до 100 рублей;
8) за регистрацию переводных и простых векселей на основании Конвенции о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей;
9) в целях обеспечения развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, стимулирования инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиционных кредитов, полученных под ипотеку (залог) недвижимого имущества выделены в отдельную- категорию сделки по ипотеке жилых помещений, имущества, предусмотренного условиями договора об инвестиционном кредите, и снижены размеры государственной пошлины за нотариальное удостоверение таких договоров с 1,5 процента от стоимости договора до 200 руб. - 0,5 процента от стоимости закладываемого имущества;
10) с отменой налога на операции с ценными бумагами предлагается взимать государственную пошлину за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг в размере 0,8 процента от номинальной суммы эмиссии. При этом за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, выпускаемых в обращение федеральным, органом власти субъекта Российской Федерации или местным органом власти, а также Центральным банком Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается;
11) на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предлагается освободить от уплаты государственной пошлины как граждан, представляющих законные интересы ребенка, так и самого ребенка при достижении им возраста 14-ти лет при обращении в суд за защитой нарушенных прав;
12) предлагается освободить лицензирующие органы от уплаты государственной пошлины при подаче в арбитражные суды исков об аннулировании лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, а также при обращении за совершением нотариальных действий в связи с аннулированием лицензий.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнение в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
(Глава 26. Государственная пошлина)"
Принятие главы 26 "Государственная пошлина" федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из бюджета. Вместе с тем позволит привлечь дополнительные поступления в бюджеты всех уровней.
В проекте Кодекса предусматривается фиксированный размер государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, который увеличен в два раза по сравнению с действующим в настоящее время минимальным размером оплаты труда. Предполагается, что дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в 2002 году от увеличения размера государственной пошлины составят 2,0 млрд.руб.
Кроме этого, доходы консолидированного бюджета в 2002 году будут увеличены в среднем на 20 процентов от суммы государственной пошлины, поступившей в бюджет в 2001 году (400 млн.руб.), за счет дополнения перечня юридически значимых действий, за совершение которых будет взиматься государственная пошлина, а именно за государственную регистрацию организаций, средств массовой информации, общественных объединений, за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, за рассмотрение дел конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, за регистрацию переводных и простых векселей и другие юридически значимые действия.
Перечень
законодательных актов, которые необходимо отменить в связи
с принятием федерального закона "О внесении дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
(Глава 26. Государственная пошлина)".
В связи с принятием федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 26. Государственная пошлина)" требуется отменить:
Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992, N 11, ст.521; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.19; N 35, ст.4128; 1997. N 29. ст.3506; 1998, N30.CT.3613, 1999, N 16, ст.1934);
Закон РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и о порядке их регистрации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст.360);
Закон РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2018-1 "О курортном сборе с физических лиц" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст.364);
Закон Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.523; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 43, ст.4011; 1998, N 12, ст.1349).
Пункт 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 6 марта .1993 года N 4618-1 "О внесении изменений и дополнений в Законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", Законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 14, ст.486);
Федеральный закон от 18 октября 1995 года N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 43, ст.4011);
Федеральный закон от 20 августа 1996 года N 118-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4128);
Федеральный закон от 19 июля 1997 года N 105-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст.3506);
Федеральный закон от 23 марта 1998 года N 36-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 12, ст.1349);
Статью 11 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации с связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3613);
Федеральный закон от 13 апреля 1999 года N 76-ФЗ "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 16, ст.1934).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.