г. Казань |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А12-23635/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гилязовой Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Каменева Р.А., доверенность от 15.04.2016,
ответчика - Добряковой О.В., доверенность от 28.12.2018, Онищенко Н.О., доверенность от 01.04.2019,
третьего лица (Комитет финансов по Волгоградской области) - Деревянко Д.С., доверенность от 17.01.2019, Сорокина В.В., доверенность от 14.04.2016,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2018 (судья Лазаренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Самохвалова А.Ю.)
по делу N А12-23635/2018
по заявлению Комитета социальной защиты населения Волгоградской области о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области от 26.06.2018 N 29-11-53/24-12888,
УСТАНОВИЛ:
Комитет социальной защиты населения Волгоградской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - Управление, УФК по Волгоградской области) от 26.06.2018 N 29-11-53/24-12888.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на кассационную жалобу заявитель и Комитет финансов по Волгоградской области просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
В ходе внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации Управлением выявлено нарушение Комитетом пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и их распределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 (далее - Правила N 1297), пункта 1.1 Соглашения от 30.06.2016 N 16-С-13-ГП-46, пункта 1 приложения N 1 "Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия" к указанному Соглашению, выразившееся в несоблюдении Комитетом условия предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, а именно: не обеспечен уровень софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Волгоградской области, что привело к перерасходу средств федерального бюджета на общую сумму 1 250 001,75 руб.
В адрес заявителя вынесено представление от 26.06.2018 N 29-11-53/24-12888, согласно которому Комитету предложено рассмотреть информацию о выявленном нарушении в течение 3-х месяцев и разработать план мероприятий по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения.
Не согласившись с данным представлением, Комитет обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Изучив условия представленного в материалах дела Соглашения, фактически произведенные Комитетом расходы, руководствуясь пунктом 3 статьи 132, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, Правилами N 1297, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Правила N 713), постановлением Правительства Волгоградской области от 30.12.2013 N 805-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области" на 2014-2016 годы", Законом Волгоградской области от 07.12.2015 N 2065-ОД "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", Правилами формирования предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила N 999), пунктами 68, 74 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", а также, установив, что заявитель не является стороной Соглашения, суды пришли к выводу о том, что у УФК по Волгоградской области отсутствовали основания для внесения оспариваемого представления в адрес Комитета. Как указали суды, контролирующим органом не представлено доказательств нарушения заявителем в 2016 году условий предоставления субсидии из федерального бюджета, нарушения бюджетного законодательства при использовании полученных из федерального бюджета субсидий при отсутствии средств софинансирования, наличия у заявителя обязанности не использовать полученные из федерального бюджета денежные средства для выполнения условий софинансирования.
Суд кассационной инстанции не находит основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на своей позиции, считая, что оспариваемое представление Управления соответствует требованиям БК РФ, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на заявителя какие-либо незаконные обязанности, а также не создает иные препятствия, которые могут повлиять на осуществление экономической деятельности заявителя.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает данный довод заявителя жалобы несостоятельным, поскольку анализ положений статьи 270.2 БК РФ, а также положений статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", позволяет сделать вывод о том, что и представление, и предписание являются властными актами, содержащими в себе требования к определенному лицу совершить указанные в них действия.
Вышеуказанное свидетельствует, что неисполнение или ненадлежащее исполнение как предписания, так и представления влечет за собой привлечение лица, не исполнившего (не надлежащим образом исполнившего) предписание или представление к предусмотренной законом ответственности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое представление отвечает всем признакам ненормативного правового акта, который оспаривается по правилам главы 24 АПК РФ.
Заявитель кассационной жалобы также не согласен с выводами судов об отсутствии нарушений положений пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 3 Правил N 1297, пункта 1.1 Соглашения.
Данный довод был предметом рассмотрения как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка с правильным применением норм БК РФ.
Суд кассационной инстанции не находит основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно статье 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования таких субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации согласно пункту 3 указанной статьи устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Правила N 713).
Правилами N 713 предусмотрено предоставление бюджетам субъектов субсидий в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации программ поддержки, в части оказания финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим мероприятия по приоритетным направлениям, указанным в Правилах. Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет в рамках Правил предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Условия предоставления субсидии установлены в пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
В соответствии с данным нормативным актом Правительства Российской Федерации, а также постановлением Правительства Волгоградской области от 30.12.2013 N 805-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области" на 2014-2016 годы" на территории Волгоградской области утверждена Программа "Доступная среда".
В соответствии с Законом Волгоградской области от 07.12.2015 N 2065-ОД "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" (далее - Закон об областном бюджете) общий объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы в 2016 году составил 116 396 400 руб., в том числе средства, источником финансового обеспечения которых, является, в том числе, субсидия из федерального бюджета в размере 43 238 800 руб.
На реализацию программы утверждено бюджетных ассигнований на 2016 год на сумму 12 559 300 руб.
Между администрацией Волгоградской области и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 30.06.2016 заключено соглашение N 16-С-13-ГП-46 (далее - Соглашение).
Проанализировав положения указанного Соглашения, суды установили, что к условиям предоставления субсидии из федерального бюджета отнесены наличие программы субъекта и наличие в бюджетах субъектах и муниципальных образований бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется субсидия, в объёме, предусмотренном Соглашением.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Волгоградской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется субсидия, в соответствии с пунктом 2.1 Соглашения составляет в 2016 году 116 396 400 руб., в том числе 43 238 800 руб. выделяются за счёт средств федерального бюджета, 73 157 600 руб. подлежали предоставлению за счёт средств областного бюджета.
Как установили суды, общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах Волгоградской области на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований Волгоградской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2016 году 12 559 300 руб.
Согласно пункту 3.2 Соглашения условием предоставления субсидии является выполнение мероприятий, предусмотренных государственной программой.
Анализ правовых норм, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, позволил судам сделать вывод о том, что данные нормы не содержат такое условие предоставления субсидии из федерального бюджета, как обеспечение уровня софинансирования за счет средств бюджета Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидия предоставляется при соблюдении субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий, предусмотренных Программой.
В пункте 9 Правил N 1297 (в редакции, действовавшей на момент подписания Соглашения) определено, что объем средств федерального бюджета на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии составляет не более 70% расходного обязательства субъекта Российской Федерации, при этом данное требование применяется по субсидии в целом и не относится к реализации отдельных мероприятий программы.
Исследовав представленные Комитетом доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, изучив условия Соглашения, заключенного между администрацией Волгоградской области и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, суды установили, что Комитет обеспечил использование поступивших в его распоряжение средств из федерального бюджета по целевому назначению.
Судами также принято во внимание, что отчеты Комитета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и о достижении значений показателей результативности использования субсидии в 2016 году, предоставленные Минэкономразвития России в силу требований пункту 15 Правил формирования предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, были приняты без замечаний.
Установив, что Управлением не представлено доказательств нарушения Комитетом в 2016 году условий предоставления субсидии из федерального бюджета, нарушения бюджетного законодательства при использовании полученных из федерального бюджета субсидий при отсутствии средств софинансирования, а также наличия у заявителя обязанности не использовать полученные из федерального бюджета денежные средства до выполнения условий софинансирования, суды признали, что основания для внесения оспариваемого представления у Управления отсутствовали, в связи с чем обоснованно признали представление не отвечающим требованиям действующего законодательства Российской Федерации и незаконно возлагающим на Комитет обязанности по принятию мер по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
В соответствии с положениями части 2 статьи 287 АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, а нормы процессуального права не нарушены, судебные акты законны и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 по делу N А12-23635/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 БК РФ).
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Правила N 713).
...
Условия предоставления субсидии установлены в пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 апреля 2019 г. N Ф06-45469/19 по делу N А12-23635/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 106-ПЭК20
15.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45469/19
26.12.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14313/18
20.09.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-23635/18