г. Казань |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А55-18063/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Бубновой Е.Н.,
при участии представителей:
истца - Абрамцевой Н.В. по доверенности от 16.04.2019 N 59,
ответчика - Мякотиной Е.В. по доверенности от 25.03.2019 N 39,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авиакор-авиационный завод"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2018 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-18063/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ОГРН 1116312008340, ИНН 6312110828), г. Самара к открытому акционерному обществу "Авиакор-авиационный завод" (ОГРН 1026300767899, ИНН 6312040056), г. Самара о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Авиакор-авиационный завод" (далее ОАО "Авиакор-авиационный завод", ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 1 748 397 руб. 86 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ) за март 2018 года, 176 520 руб. 94 коп. неустойки в связи с просрочкой оплаты за период с 11.04.2018 по 02.10.2018.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018, с ответчика в пользу истца взыскано 740 846 руб. 55 коп. платы за негативное воздействие на ЦСВ, 740 846 руб. 55 коп. штрафа за отсутствие декларации, а также 30 545 руб. расходов по государственной пошлине В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Авиакор-авиационный завод" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, указывая на неправомерное предъявление платы за негативное воздействие на ЦСВ за март 2018 года, ввиду наличия подпора и врезок в контрольном канализационном колодце. Считает размер неустойки несоразмерным последствиям нарушения обязательства.
Представителем ответчика в суде кассационной инстанции заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью представления дополнительных документов.
Рассмотрев ходатайство, судебная коллегия не нашла оснований для его удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между муниципальным предприятием города Самары "Самараводоканал" (далее - МП "Самараводоканал") и ОАО "Авиакор-авиационный завод" (абонент) заключен договор от 09.04.2008 N 621/08 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения).
Пунктом 1 соглашения от 01.07.2012 о замене стороны в договоре установлено, что ООО "СКС" (предприятие ВКХ) становится стороной по договору, принимает все права и обязанности МП "Самараводоканал" по договору за исключением прав (требований) по оплате обязательств, возникших на основании договора до 01.07.2012.
Пунктом 1.4 договора установлено, что при исполнении, изменении, расторжении договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражения в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующими Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации; в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), действующим законодательством.
Согласно пункту 2.10 договора качество отводимых стоков от абонента в систему канализации предприятия ВКХ, порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями - абонентами города Самары, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными актами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден "Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения" (далее - Правила N 644).
Пункт 1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), устанавливает порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в ЦСВ, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.
Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод был произведен истцом и ответчиком за февраль 2018 года в соответствии с IV разделом Правил N 525 в присутствии представителя абонента.
Истец и ответчик 07.02.2018 произвели отбор проб, о чем свидетельствует акт N 264 отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации г.о. Самары.
По результатам протоколов от 09.02.2018 N 264, от 12.02.2018 N 008/18/002-В анализов отбора проб сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации, зафиксировано превышение загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в ЦСВ.
Пунктом 123 Правил 644 установлено, что в случае сброса, в том числе, в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций, в соответствии с формулой пункта 123 Правил N 644. При этом в формуле применяется общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3-х календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (куб. метров).
Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ за март 2018 года рассчитана на объем сточных вод, отведенных за март 2018 года (не более 3-х календарных месяцев), на концентрацию загрязняющих веществ, выявленных в феврале 2018 года.
Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ за март 2018 года составила 1 748 397 руб. 86 коп.
Пунктом 119 Правил N 644 установлено, что расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Счет-фактуру от 31.03.2018 N 25/2431 ответчик получил у истца, однако оплату не произвел, задолженность по плате за негативное воздействие на работу ЦСВ за март 2018 года составила с учетом уточнений 1 748 397 руб. 86 коп.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Закон N 416-ФЗ) абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенную на соответствующую дату (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У). С 17.09.2018 размер ключевой ставки - 7,50%.
Задолженность по плате за негативное воздействие на работу ЦСВ за март 2018 года составляет 1 748 397 руб. 86 коп., период просрочки с 11.04.2018 по 02.10.2018 (175 дней), сумма неустойки составляет: 176 520 руб. 94 коп.
Возражая на иск, ответчик указал на неправомерное предъявление платы за негативное воздействие на ЦСВ за март 2018 года, поскольку отбор проб происходил в феврале, за февраль оплата произведена, кроме того, указал на наличие подпора на сетях канализации в спорном периоде, а также наличие несанкционированных врезок иных лиц в систему канализации.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением N 3 (пункт 114 Правил N 644).
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в ЦСВ.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В силу пункта 119 Правил N 644 абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5.
Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и декларации о составе и свойствах сточных вод, расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Оценив в порядке статей 9, 65, 71 АПК РФ доводы ответчика о неправомерном предъявлении платы за негативное воздействие на ЦСВ за март 2018 года., поскольку отбор проб происходил в феврале, о наличии подпора на сетях канализации в спорном периоде, а также несанкционированных врезок иных лиц в систему канализации, судами правомерно отмечено следующее.
Доводы ответчика о неправомерном предъявлении платы за негативное воздействие на ЦСВ за март 2018 года, поскольку отбор проб происходил в феврале, основаны на неверном толковании ответчиком положений пункта 123 Правил N 644.
В пункте 123 Правил N 644 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) приведена формула, по которой производится расчет. При этом в определении условного обозначения "Q" указано, что объем сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3-х календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (куб. метров).
Таким образом, расчет произведен истцом в строгом соответствии с пунктом 123 Правил N 644, который предусматривает расчет платы за негативное воздействие на ЦСВ в пределах 3-х месяцев с даты отбора проб до даты следующего отбора.
При этом указанное судом толкование правовой нормы согласуется с разъяснениями данными в пункте 9 Письма Минстроя России от 24.05.2017 N 18063-АЧ/04 "О разъяснении применения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644".
Также судами обоснованно отмечено, что абонент не лишен права самостоятельно инициировать в течение 3-х последующих месяцев процедуру отбора проб.
Доводы ответчика о наличии подпора на сетях канализации в спорном периоде правомерно не приняты судами во внимание, поскольку представленные ответчиком письма от 06.04.2018 N 92/42 и от 11.04.2018 N 1598 не являются однозначным свидетельством наличия подпора в спорном периоде март 2018 года. Иных доказательств в нарушение статей 9, 65 АПК РФ в суд не представлено.
Кроме того, как правильно отмечено судами, сам по себе факт подпора с учетом изложенного правового регулирования не влияет на расчет размера платы за негативное воздействие на ЦСВ.
В силу пункта 23 Правил N 525 отбор проб сточных вод при наличии такой возможности осуществляется вне зон действия подпора со стороны ЦСВ из лотка канализационного колодца или падающей струи.
Таким образом, факт наличия подпора может служить основанием для признания состоявшегося отбора проб недействительным.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих наличие подпора на момент проведения отбора проб в феврале, в материалы дела не представлено.
Рассматривая доводы ответчика о наличии несанкционированных врезок в канализационные сети судами отмечено, сведений о том, что сброс сточных вод с превышением такой концентрации загрязняющих веществ был допущен иным лицом, ответчик в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представил.
Таким образом, суды пришли к выводу об обоснованности требований истца о взыскании задолженности за негативное воздействие на ЦСВ в заявленном размере.
Суды не усмотрели также оснований для снижения размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ (явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств).
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства гражданское законодательство предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Вместе с тем решение суда о снижении неустойки не может быть произвольным.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ), неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Между тем документально обоснованных возражений в отношении расчета, размера неустойки, применений положений статьи 333 ГК РФ ответчиком не заявлено и не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал размер неустойки соразмерным последствиям нарушения обязательства.
Вместе с тем суд правомерно пришел к выводу, что расчет неустойки произведен истцом неправомерно на всю сумму 1 748 397 руб. 86 коп., тогда как фактически согласно расчету истца 740 846 руб. 55 коп. - плата за негативное воздействие на ЦСВ (с НДС 18% - 874198,93 руб.), 740 846 руб. 55 коп. - плата за отсутствие декларации по составу сточных вод (с НДС 18% - 874 198 руб. 93 коп.) согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 123 (2) Правил, исчисляемая в том же размере, что плата за негативное воздействие на ЦСВ, т.е. по своей правовой природе штрафная санкция (законная неустойка) за неисполнение законодательно установленной обязанности абонента по ее составлению.
Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 123 (2) Правил N 644, в случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2.
Указанный пункт введен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения" и вступил в силу с 01.04.2017.
При этом суд первой инстанции верно указал, что поскольку привлечение лица к двойной ответственности за одно и тоже нарушение не допустимо, противоречит общим нормам гражданского законодательства, начисление истцом неустойки на указанную сумму неправомерно и в этой части в иске отказал обоснованно.
Таким образом, по расчету суда за указанный истцом период просрочки с 11.04.2018 по 02.10.2018 (175 дней), исходя из суммы платы за негативное воздействие на ЦСВ с НДС 18% - 874 198 руб. 93 коп., пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,5% годовых) составят 88 260 руб. 55 коп.
С учетом того, что доказательств наличия действующей декларации о составе сточных вод ответчиком в материалы дела не представлено, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности требования и в этой части.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 по делу N А55-18063/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ), неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Между тем документально обоснованных возражений в отношении расчета, размера неустойки, применений положений статьи 333 ГК РФ ответчиком не заявлено и не представлено.
...
Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 123 (2) Правил N 644, в случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2.
Указанный пункт введен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения" и вступил в силу с 01.04.2017."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 мая 2019 г. N Ф06-45822/19 по делу N А55-18063/2018