г. Казань |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А72-13482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - Наговицына А.М. (доверенность от 06.05.2019),
публичного акционерного общества "Т Плюс" - Уваровой Т.П. (доверенность от 24.10.2017 N 1533),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ульяновский проспект N 2"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.11.2018 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-13482/2018
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ульяновский проспект N 2" (ИНН 7328093792, ОГРН 1177325009476, г. Ульяновск) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ИНН 7325002331, г. Ульяновск), заинтересованные лица: Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области (ИНН 7325050230, г. Ульяновск), публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице Филиала "Ульяновский" (ИНН 6315376946, г. Ульяновск), третье лицо: Федеральная антимонопольная служба (г. Москва),
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ульяновский проспект N 2" (далее - ТСН "ТСЖ "Ульяновский проспект N 2", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 20.07.2018 по делу N 14797/04-2018
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по делу N А72-13482/2018 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.11.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСН "Товарищество собственников жилья "Ульяновский проспект N 2" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Федеральная антимонопольная служба в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в УФАС России по Ульяновской области поступило заявление ТСН "ТСЖ "Ульяновский проспект N 2" от 26.12.2017 N 7703, от 15.11.2017 N 6703, N 6701, N 6702 на незаконные действия публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") при расчетах и начислениях платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по многоквартирному жилому дому по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, д. 2.
Согласно заявлению, в разделе VII Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении или нежилом помещении и на общедомовые нужды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23.
Согласно расчету, произведенному ТСЖ, общая стоимость тепловой энергии и теплоносителя для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению в период июня 2017 года составляет 320 279 руб. 26 коп., в период июля 2017 года - 317 680 руб. 60 коп., в период августа 2017 года - 307 997 руб. 49 коп., в период сентября 2017 года - 355 406 руб. 33 коп.
ПАО "Т Плюс" предъявлена к оплате стоимость тепловой энергии и теплоносителя, затраченных на горячее водоснабжение в период июня 2017 года в размере 551 395 руб. 94 коп., в период июля 2017 года в размере 476 684 руб. 40 коп., в период августа 2017 года в размере 494 579 руб. 05 коп., в период сентября 2017 года в размере 494 968 руб.
ТСЖ направило в адрес ПАО "Т Плюс" требование о корректировке объема энергетических ресурсов, затраченных на оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Корректировка объема энергетических ресурсов ресурсоснабжающей организацией не производилась.
УФАС России по Ульяновской области в отношении ПАО "Т Плюс" возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) из-за неприменения в расчетах норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды. Антимонопольным органом принято оспариваемое решение от 20.07.2018 о прекращении рассмотрения дела N 14797/04-2018 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ПАО "Т Плюс".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСН "ТСЖ "Ульяновский проспект N 2" в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, ПАО "Т Плюс" занимает доминирующее положение на рынке по передаче тепловой энергии.
На основании анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению доля рынка, занимаемая ПАО "Т Плюс" в 2017 году, составляет - 82,86%. Поставщиком тепловой энергии и теплоносителя для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению по многоквартирному жилому дому (далее - МКД), расположенный по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, д. 2, является ПАО "Т Плюс".
В соответствии с договором теплоснабжения и поставки горячей воды от 27.09.2017 N 77828 птэ ПАО "Т Плюс" обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а потребитель в лице ТСЖ обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы.
Согласно подпункту 1.2 пункта 2 протокола разногласий к данному договору, ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного МКД и приобретает тепловую энергию и теплоноситель по настоящему договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям жилых помещений в названном многоквартирном доме коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению, в том числе в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Стоимость тепловой энергии (мощности) теплоносителя и горячей воды определяется исходя из тарифов, установленных органами регулирования (подпункт 4.7 пункта 4 протокола).
МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя, что подтверждается копиями актов допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, теплоносителя от 29.09.2018. Согласно акту о количестве тепловой энергии и теплоносителя по показаниям приборов учета за период с 26.08.2017 по 25.09.2017, с 26.09.2017 по 28.09.2017, показания приборов учета отсутствуют.
Пунктом 1 Правил N 354 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 87 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность). Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Согласно пункту 154 методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Приказами Министерства экономического развития Ульяновской области от 15.12.2016 N 06-491, от 01.12.2015 N 06-573: с 01.07.2017 по 31.12.2017 компонент на теплоноситель составляет 31,68 руб./куб.м. без учета НДС (37,38 руб. с НДС), компонент на тепловую энергию составляет 1684,59 руб./Гкал с НДС.
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 01.12.2015 N 06-576 об установлении тарифов на теплоноситель и на компонент на тепловую энергию, и внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 12.12.2017 N 06-493: с 01.01.2018 по 01.07.2018, компонент на теплоноситель составляет 37,38 руб./куб.м. с НДС, компонент на тепловую энергию составляет 1417,30 руб./Гкал с НДС.
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 28.09.2017 N 06-100 "Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области" норматив на подогрев холодной воды с наружной системой горячего водоснабжения, с неизолированными стояками и полотенцесушителями установлен в размере 0,067 Гкал. за 1 куб.м.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Судами также приняты во внимание выводы Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-12367/2017. Решением от 26.12.2017 по данному делу было отказано в признании незаконным постановления Минконкуренции Ульяновской области от 10.08.2017 N 47-ц о привлечении ПАО "Т Плюс" к административной ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования, выразившегося в неприменении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при образовании цены на горячую воду. 26.01.2018 решение по делу N А72-12367/2017 вступило в законную силу.
По результатам рассмотрения заявления ТСЖ установлено, что ПАО "Т Плюс" в связи с неприменением в расчетах норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, необоснованно увеличило ТСЖ размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в июне на 176 338 руб. 87 коп., в июле на 100 736 руб. 37 коп., в августе на 103 768 руб. 41 коп., в сентябре 2017 года на 103 768 руб. 48 коп., в октябре на 10 042 руб. 28 коп.
Суды учитывали вышеизложенное и признали верным вывод антимонопольного органа об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. Как верно указали суды, споры, возникающие между ресурсоснабжающими организациями и исполнителем коммунальных услуг по вопросу определения объема тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, носят гражданско-правовой характер, а в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 N 30 антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.
Подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора.
С учетом вышеизложенного судами сделан правомерный вывод, что оспариваемое решение антимонопольного органа не противоречит закону, отсутствует совокупность условий для признания его незаконным.
Выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 АПК РФ судами не нарушены.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка представленных сторонами доказательств произведена судами с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ, основана на правильном применении судами норм материального права. Сделанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по делу N А72-13482/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учитывали вышеизложенное и признали верным вывод антимонопольного органа об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. Как верно указали суды, споры, возникающие между ресурсоснабжающими организациями и исполнителем коммунальных услуг по вопросу определения объема тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, носят гражданско-правовой характер, а в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 N 30 антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.
Подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2019 г. N Ф06-46433/19 по делу N А72-13482/2018