г. Казань |
|
03 июня 2019 г. |
Дело N А55-28945/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Вильданова Р.А., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителей:
истца - Назаровой Н.Б., доверенность от 05.12.2018 N 10153,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2018 (судья Бунеев Д.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 (председательствующий судья Бросова Н.В., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-28945/2018
по исковому заявлению муниципального образования городской округ Новокуйбышевск в лице администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области (ОГРН 1026303118841, ИНН 6330001300) к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628, ИНН 6316176298) о взыскании убытков, третье лицо - Министерство управления финансами Самарской области (ОГРН 1026300972444, ИНН 6315802231),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округ Новокуйбышевск в лице администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области (далее - истец, администрация) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик, министерство) о взыскании 937 000 руб. убытков, возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, во исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Министерство управления финансами Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство и третье лицо обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить и прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Ответчик и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, ходатайства не заявлены.
Кассационные жалобы по делу рассмотрены в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из обжалуемых судебных актов, решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 02.06.2015 на администрацию городского округа Новокуйбышевск возложена обязанность по предоставлению гражданину Черемину Владимиру Викторовичу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, как страдающему заболеванием, которое входит в пункт 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее - Перечень).
Во исполнение данного решения суда на основании постановления администрации городского округа Новокуйбышевск от 03.08.2015 N 2509 Черемину В.В. по договору социального найма от 05.08.2015 была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 27,5 кв. м, расположенная по адресу: г. Новокуйбышевск, пр. Мира, д. 6Б, кв. 5.
Впоследствии был заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 16.08.2016 N 32241, квартира была приватизирована Череминым В.В. и выбыла из владения городского округа Новокуйбышевск.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 28.06.2018 N 169.2/18 рыночная стоимость данной квартиры составляет 937 000 руб.
Поскольку министерство расходы на приобретение спорной квартиры не компенсировало, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативными актами Самарской области, учитывали правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и исходили из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, однако министерство встречную обязанность не выполнило, понесенные администрацией расходы не компенсировало.
Установив факт ненадлежащего исполнения министерством обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, учитывая отсутствие доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в Перечень, и вставших на учет после 01.01.2005, суды пришли к выводу об удовлетворении иска за счет казны Самарской области в лице министерства.
Довод ответчика о том, что указанный гражданин был поставлен на учет как малоимущий, а обеспечение жильем малоимущих граждан относится к компетенции органов местного самоуправления, отклонен судами, так как решение суда общей юрисдикции обосновано обязанностью истца предоставить жилье гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в Перечень, и состоящим на учете по внеочередному предоставлению жилья, а не в связи с признанием этих граждан малоимущими.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерством и третьим лицом в кассационных жалобах не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Ссылки подателей жалоб на иные судебные акты не могут быть приняты во внимание, поскольку они принимались по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему делу.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения судов, получили соответствующую правовую оценку и не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов либо опровергнуть выводы судов.
Переоценка установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Иное толкование подателями жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 по делу N А55-28945/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативными актами Самарской области, учитывали правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и исходили из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2019 г. N Ф06-46542/19 по делу N А55-28945/2018