г. Казань |
|
18 июня 2019 г. |
Дело N А12-28960/2018 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области:
заявителя - Галицкого М.В., доверенность от 03.09.2018,
ответчика - Лосевской Е.В., доверенность от 24.12.2018,
Комитета сельского хозяйства Волгоградской области - Мельниковой В.И., доверенность от 29.04.2019,
общества с ограниченной ответственностью "Рыбторг" - Соколова М.С., доверенность от 07.08.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лефранк Татьяны Валерьевны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.10.2018 (судья Лазаренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Степура С.М.)
по делу N А12-28960/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Лефранк Татьяны Валерьевны (ОГРНИП 304345333600371, ИНН 343600572009) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, третьи лица: Комитет сельского хозяйства Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Рыбторг" о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лефранк Татьяна Валерьевна (далее - Лефранк Т.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган) от 29.06.2018 N 18-01-18.1-03/380 и от 29.06.2018 N 18-01-18.1.03/379.
Определением от 28.09.2018 суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения настоящее дело N А12-28960/2018 по вышеуказанному заявлению и дело N А12-28961/2018 по заявлению предпринимателя о признании недействительным решения антимонопольного органа от 26.06.2018 N 18-01-18.1-03/359. Объединенному делу присвоен номер А12-28960/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - комитет), общество с ограниченной ответственностью "Рыбторг" (далее - общество "Рыбторг").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 13.06.2018 в антимонопольный орган поступила жалоба предпринимателя на действия конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на рыбохозяйственных водоемах в административно-территориальных границах Волгоградской области и заключении такого договора при проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков Быковского, Среднеахтубинского муниципальных районов Волгоградской области для осуществления промышленного рыболовства (лот N 3, извещение N 060418/17303836/01).
Решением антимонопольного органа от 26.06.2018 N 18-01-18.1-03/359 жалоба предпринимателя признана необоснованной.
21.06.2018 в антимонопольный орган поступила жалоба предпринимателя на действия конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на рыбохозяйственных водоемах в административно-территориальных границах Волгоградской области и заключении такого договора при проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков Дубовского, Городищенского муниципальных районов Волгоградской области для осуществления промышленного рыболовства (лот N 1, извещение N 060418/17303836/02).
Решением антимонопольного органа от 29.06.2018 N 18-01-18.1-03/380 жалоба предпринимателя признана необоснованной.
21.06.2018 в антимонопольный орган поступила жалоба предпринимателя на действия конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на рыбохозяйственных водоемах в административно-территориальных границах Волгоградской области и заключении такого договора при проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков Дубовского, Городищенского муниципальных районов Волгоградской области для осуществления промышленного рыболовства (лот N 2, извещение N 00418/17303836/02).
Решением антимонопольного органа от 29.06.2018 N 18-01-18.1-03/379 жалоба предпринимателя признана необоснованной.
Не согласившись с указанными решениями антимонопольного органа, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из следующего.
Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются, в частности, Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства и заключении такого договора" утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства (далее - Правила организации и проведения конкурса, Правила).
В силу пункта 2 Правил предметом конкурса (лотом) является право на заключение договора. Конкурс является открытым и проводится как в отношении рыбопромыслового участка, так и в отношении нескольких рыбопромысловых участков. Право на заключение договора на каждый из рыбопромысловых участков составляет отдельный лот.
Перечень сведений, обязательных к указанию в заявке, определен в пункте 27 Правил организации и проведения конкурса. Пунктом 28 вышеуказанных Правил определен перечень документов, прилагаемых к заявке.
В соответствии с пунктом 15 Правил организации и проведения конкурса основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: непредставление заявителем предусмотренных пунктами 27 и 28 названных Правил документов и информации, либо наличие в них недостоверных сведений; несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 12 Правил; несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 27-29 названных Правил.
Согласно подпункту "ж" пункта 27 Правил организации и проведения конкурса заявка должна содержать сведения о среднесуточном объеме (в тоннах) производства заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на береговых производственных объектах, позволяющих осуществлять переработку водных биологических ресурсов, не обремененных правами третьих лиц и расположенных в границах 1 муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (далее - рыбоперерабатывающий завод), за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо за фактический период, предшествующий проведению конкурса, в случае если этот период менее 4 лет (для заявителей, ранее осуществлявших рыболовство).
Аналогичные требования содержатся в подпункте "ж" пункта 3.2 Конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Правил, пунктом 4.1 Конкурсной документации к заявке прилагаются, в том числе документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности или аренды на рыбоперерабатывающий завод, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения о рыбоперерабатывающем заводе). Договор аренды в отношении рыбоперерабатывающих заводов должен быть заключен на весь срок действия договора. Если предметом конкурса является рыбопромысловый участок, расположенный в акватории внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, указанные документы представляются в случае наличия у заявителя права собственности или аренды на рыбоперерабатывающий завод.
Подпунктом 28(1) Правил организации и проведения конкурса, пунктом 4.2 Конкурсной документации предусмотрено, что комиссия в течение 1 рабочего дня со дня вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам обращается к организатору конкурса, который запрашивает посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в отношении заявителя сведения, подтверждающие, что рыбоперерабатывающий завод расположен в зданиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, - в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности или аренды на рыбоперерабатывающий завод, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения о рыбоперерабатывающем заводе);
Пунктом 28(3) Правил предусмотрено, что заявитель вправе по собственной инициативе представить в комиссию документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 28(1) настоящих Правил, полученные не ранее чем за 6 месяцев до размещения на официальном сайте извещения, либо их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Судами установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков Быковского, Среднеахтубинского муниципальных районов Волгоградской области для осуществления промышленного рыболовства от 05.06.2018 N 6, предприниматель не допущена конкурсной комиссией для участия в конкурсе (лот N 3) ввиду несоответствия сведений, указанных в заявке, требованиям пунктов 3.2, 4.1 Конкурсной документации, так как в составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие факт производства заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на береговых производственных объектах, позволяющих осуществлять переработку водных биологических ресурсов, не обремененных правами третьих лиц и расположенных в границах Быковского, Среднеахтубинского муниципальных районов Волгоградской области, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок.
Предприниматель в составе заявки на участие в вышеуказанном конкурсе (лот N 3) представлены договор от 29.06.2017 N 28-06/17 аренды земельного участка, договор аренды нежилого помещения от 01.02.2014 - цеха по переработке рыбы для установки холодильного оборудования сроком до 31.12.2014, договор аренды нежилого помещения от 01.02.2015 - цеха по переработке рыбы для установки холодильного оборудования сроком до 31.12.2015, договор аренды нежилого помещения от 01.02.2016 - цеха по переработке рыбы для установки холодильного оборудования сроком до 31.12.2016, договор аренды нежилого помещения от 01.02.2017 - цеха по переработке рыбы для установки холодильного оборудования сроком до 31.12.2017.
Суды, оценив представленные документы, пришли к выводу, что они не соответствуют требованиям подпункта "в" пункта 28 Правил, поскольку договоры аренды нежилого помещения заключены не на срок действия договора, заключаемого по результатам конкурса, а договор аренды земельного участка от 29.06.2017N 28-06/17 не может подтверждать наличие у предпринимателя права аренды на рыбоперерабатывающий завод в связи с тем, что его предметом является предоставление в аренду земельного участка
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков Дубовского, Городищенского муниципальных районов Волгоградской области для осуществления промышленного рыболовства от 14.06.2018 N 7, предприниматель не допущена конкурсной комиссией для участия в конкурсе (лоты N, 2) ввиду несоответствия сведений, указанных в заявке, требованиям пунктов 3.2, 4.1 Конкурсной документации.
Судами установлено, что предпринимателем в составе заявок на участие в вышеуказанном конкурсе (лоты N 1,2) представлены договор аренды земельного участка от 29.06.2017 N 28-06/17; акт приема-передачи земельного участка к указанному договору; договор от 14.05.2018 аренды цеха по переработке рыбы, расположенного по адресу; Волгоградская область, Дубовский район, с. Пичуга, пер. Волгоградский, 8; экспертное заключение от 03.05.2018 N 3 на цех рыбопереработки, расположенный адресу: Волгоградская область, Дубовский район, с. Горный Балыклей, ул. Разина, 9, и заявление об установке временного сооружения холодильника с разрешающей визой главы сельского поселения от 01.07.2017.
Таким образом, у предпринимателя на праве аренды имелся в наличии цех по переработке рыбы, расположенный по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, с. Пичуга, пер. Волгоградский, д. 8.
В связи с представлением заявителем в составе своих заявок вышеперечисленных документов, в силу требований подпункта "б" пункта 28 (1) Правил посредством межведомственного запроса, комитет запросил в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области сведения, подтверждающие, что рыбоперерабатывающий завод расположен в зданиях, соответствующих санитарногигиеническим требования.
В ответ на указанный запрос в комитет поступило письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 25.05.2018 N 07-14-11500-18 об отсутствии в реестре Роспотребнадзора о выданных санитарноэпидемиологических заключениях (www.fp.crc.ru.) информации о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов в отношении предпринимателя. Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельностью предпринимателя по адресу: Волгоградская область, с. Пичуга, пер. Волгоградский, 8 отсутствует.
Предприниматель на рассмотрении дела в антимонопольном органе представила санитарно-эпидемиологическое заключение от 17.09.2009 о соответствии видов деятельности требованиям государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов цеха предпринимателя, расположенного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, с. Пичуга.
Суды признали, что антимонопольным органом обоснованно не принято во внимание представленное предпринимателем заключение, поскольку пунктом 4.4 Конкурсной документации заявителю предоставлено право приложить к заявке документ, полученный в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не ранее чем за 6 месяцев до размещения извещения о конкурсе и подтверждающий, что рыбоперерабатывающий завод расположен в зданиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Однако представленное заключение от 17.09.2009 было получено за пределами шестимесячного срока, в связи с чем антимонопольный орган пришел к выводу о несоответствия указанного документа положениям конкурсной документации.
Кроме того, представленное предпринимателем экспертное заключение от 03.05.2018 N 03 на помещение, расположенного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, с. Горный Балыклей, ул. Разина, д. 9 признано недействительным, что подтверждается протоколом заседания комиссии по проверке качества и сроков исполнения экспертиз ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" от 16.10.2018 N 4.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что конкурсная комиссия правомерно отказала предпринимателю в допуске к участию в конкурсе (по лотам N 1,2) по основаниям, изложенным в протоколе N 7 рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков Дубовского, Городищенского муниципальных районов Волгоградской области для осуществления промышленного рыболовства от 14.06.2018.
Отклоняя доводы предпринимателя о том, что представление документа, подтверждающего наличие рыбоперерабатывающего завода, является необязательным, суды указали, что из буквального толкования подпункта "в" пункта 28 Правил организации и проведения конкурса следует, что если предметом конкурса является рыбопромысловый участок, расположенный в акватории внутренних вод Российской Федерации, то документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности или аренды на рыбоперерабатывающий завод, подлежат предоставлению при наличии у заявителя такого права.
Таким образом, приняв во внимание вышеназванные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали, что конкурсная комиссия обоснованно не допустила предпринимателя к участию в конкурсе и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.10.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А12-28960/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Лефранк Татьяне Валерьевне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2850 рублей, перечисленную по чеку-ордеру от 04.04.2019.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2019 г. N Ф06-47890/19 по делу N А12-28960/2018