г. Казань |
|
27 июня 2019 г. |
Дело N А65-26421/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Валиахметова Р.Х., доверенность от 06.05.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2018 (судья Абдрахманов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-26421/2018
по заявлению муниципального казенного учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан", Республика Татарстан, Высокогорский район, ст.Высокая Гора, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: Хайруллин Р.З., Республика Татарстан, Высокогорский район, ст.Высокая Гора, Петров И.И., Республика Татарстан, Высокогорский район, ст.Высокая Гора, о признании незаконным действия и отмене решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Палата земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании незаконным действий УФАС по РТ по делу N Т04- 202/2018, об отмене решения N Т04-202/2018 от 05.07.2018, выданное комиссией УФАС по РТ и об отмене предписания N Т04-202/2018 от 05.07.2018, фактически оспаривались действия в виде вынесения указанных решения и предписания.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2018 заявление удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2018 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, Петров И.И. обратился к ответчику с жалобой (вх. N 10270/ж от 27.06.2018) на действия организатора торгов, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" при проведении аукциона по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков, лот N33 земельный участок кадастровый номер 16:16:080303:1275, лот N35, земельный участок кадастровый номер 16:16:000000:7522 извещение N 070618/17873499/01 на сайте https://torgi.gov.ru.
Извещение о проведении торгов N 070618/17873499/01 опубликовано на сайте http://torgi.gov.ru/ 08.06.2018 г.
Организатор торгов - Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан во исполнение Постановлений от 05.06.2018 N 1186, от 05.06.2018 N 1185 объявил о проведении открытого (по составу участников и по форме подачи предложений о цене) аукциона по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Суть жалобы: по мнению заявителя, торги проводятся с нарушением норм действующего законодательства, а именно реализуемые участки используются населением, на участках находятся объекты недвижимости (гаражи).
Решением по делу N Т04-202/2018 от 05.07.2018 жалоба Петрова И.И. на действия организатора торгов МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" при проведении аукциона по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков, лот N33 земельный участок кадастровый номер 16:16:080303:1275, лот N35 земельный участок кадастровый номер 16:16:000000:7522 извещение N070618/17873499/01 на сайте https://torgi.gov.ru, признана обоснованной.
В действиях организатора торгов МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района" признано наличие нарушений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 8 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Организатору торгов - МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района", выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Ответчиком выдано предписание по делу N Т04-202/2018 от 05.07.2018, согласно которому организатор торгов - МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" обязан устранить выявленные Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушения, для чего:
- отменить все протоколы, составленные при проведении торгов N 070618/17873499/01, провести аукцион по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена повторно;
- либо повторно провести процедуру размещения торгов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения настоящего Предписания заказчику необходимо представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.
Не согласившись с указанным решением и предписанием, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Как верно указали суды, оспариваемым решением антимонопольный орган вменил заявителю нарушение части 1 статьи 17 ФЗ-135 "О защите конкуренции", пункта 8 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации N 136-ФЗ от 25.10.2001 (далее - Земельного кодекса). Нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению с учетом общих положений земельного законодательства.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса).
В силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
В силу статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения представляют собой недвижимые объекты, созданные в результате строительной деятельности, право собственности на которые и другие вещные права, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Как установлено антимонопольным органом в ходе рассмотрения жалобы, согласно доводам заявителя на земельных участках, реализуемых на торгах (извещение N 070618/17873499/01 (лоты N 33 и 35, вид права - аренда на 5 лет)), расположены использующиеся гаражи, а также разбиты грядки, парники и находятся хозяйственные постройки, что подтверждается приложенными фотоматериалами.
Данные объекты признаны антимонопольным органом как сооружения в смысле, придаваемым подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды отметили, что по смыслу указанной нормы в системном толковании с положениями земельного и гражданского законодательства, земельный участок не может быть предметом аукциона, если на нем расположены здания, сооружения, являющиеся объектами недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
То есть, неотъемлемым признаком сооружения в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации как объекта недвижимого имущества является то, что перемещение таких объектов, без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что спорные объекты (гаражи, а также разбиты грядки, парники и находятся хозяйственные постройки) не являются сооружениями в смысле, придаваемом подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, не обладают признаками недвижимого имущества, данные объекты могут быть перемещены и демонтированы без какого-либо ущерба их назначению, и не могут быть отнесены к объектам, поименованным в подпункте 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, строения, сооружения, указанные в подпункте 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть не просто расположены на земельном участке, а напротив, факт их там нахождения должен иметь какое-либо правовое обоснование, позволяющее говорить о необходимости соблюдения прав лица, которому они принадлежат.
Как верно указали суды, доказательств законного нахождения указанных объектов на земельных участках с кадастровыми номерами 16:16:080303:1275 и N 16:16:000000:7522 в материалы дела представлено не было.
Довод антимонопольного органа о том, что организатор торгов нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 8 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, был рассмотрен судами и правомерно отклонен, так как согласно указанному пункту земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, тогда как материалами дела было подтверждено нахождение на реализуемых на торгах земельных участках объектов, не обладающих признаками недвижимого имущества.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя.
Положенные в основу кассационной жалобы антимонопольного органа доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по делу N А65-26421/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что спорные объекты (гаражи, а также разбиты грядки, парники и находятся хозяйственные постройки) не являются сооружениями в смысле, придаваемом подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, не обладают признаками недвижимого имущества, данные объекты могут быть перемещены и демонтированы без какого-либо ущерба их назначению, и не могут быть отнесены к объектам, поименованным в подпункте 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, строения, сооружения, указанные в подпункте 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть не просто расположены на земельном участке, а напротив, факт их там нахождения должен иметь какое-либо правовое обоснование, позволяющее говорить о необходимости соблюдения прав лица, которому они принадлежат.
...
Довод антимонопольного органа о том, что организатор торгов нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 8 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, был рассмотрен судами и правомерно отклонен, так как согласно указанному пункту земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, тогда как материалами дела было подтверждено нахождение на реализуемых на торгах земельных участках объектов, не обладающих признаками недвижимого имущества."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2019 г. N Ф06-47811/19 по делу N А65-26421/2018