г. Казань |
|
28 июня 2019 г. |
Дело N А57-9899/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2018 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Каплин С.Ю.)
по делу N А57-9899/2018
по заявлению комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, общество с ограниченной ответственностью "Умный дом", общество с ограниченной ответственностью "ЖКО" об отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 20 апреля 2018 года N 35-18/ов-т,
УСТАНОВИЛ:
комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Саратовское УФАС России, антимонопольный орган) от 20.04.2018 N 35- 18/ов-т.
Также Комитет обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене предписания Саратовского УФАС России от 20.04.2018 года N 35-18/ов-т.
Определением от 03.07.2018 года названные дела объединены в одно производство, делу присвоен единый номер А57-9899/2018.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 Решение суда первой инстанции от 29.12.2018 оставлено без изменения.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, 03.04.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Умный дом" на действия организатора торгов - комитета при проведении открытого конкурса по извещению N 220218/4130743/06 на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Крайняя, д. 250.
Решением Саратовского УФАС России от 20.04.2018 N 35-18/ов-т указанная жалоба признана обоснованной. Организатору торгов выдано предписание от 20.04.2018 N 35- 18/ов-т.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Комитет обратился в арбитражный суд с изложенными выше требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что оспоренные решение и предписание являются законными и не нарушают прав и законных интересов заявителя, при этом правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.02.2018 на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 220218/4130743/06 о проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Крайняя, д. 250.
По информации, представленной комитетом (протокол рассмотрения заявок от 02.04.2018 N 356Р/18), на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 02.04.2018, ООО "ЖКО" было признано участником конкурса; ООО "Умный дом" не было допущено к участию в конкурсе по причине несоответствия подпункту 2 пункта 18 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила).
Согласно пояснениям представителей комитета и ООО "Умный дом", данным в ходе рассмотрения жалобы в Саратовском УФАС России, ООО "Умный дом" не было допущено к участию в конкурсе по причине несоблюдения требований, предъявляемых к раскрытию информации в ГИС ЖКХ в соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - стандарт).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 18 Правил одним из оснований для отказа допуска к участию в конкурсе является несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил.
В силу подпункта 1 пункта 15 Правил при проведении конкурса устанавливается, в том числе, следующее требование к претендентам: соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту 1 пункта 23 Конкурсной документации претенденты должны соответствовать установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 62 Конкурсной документации основанием для отказа допуска к участию в конкурсе является, в том числе: несоответствие претендента требованиям, установленным пункта 23 Конкурсной документации.
При этом конкурсная документация не конкретизирует требования, которым должны соответствовать претенденты, в том числе не содержит указаний на необходимость соответствия претендентов требованиям, предъявляемым к раскрытию информации в ГИС ЖКХ в соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и стандартом.
В части 1 статьи 192 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ (пункт 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ).
На основании части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством её размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о ГИС ЖКХ) (часть 18 статьи 7 Закона о ГИС ЖКХ).
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что информация об управляющей организации размещается не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений.
Судами установлено, что на момент рассмотрения жалобы у ООО "Умный дом" в управлении не находился ни один многоквартирный дом.
Кроме того, согласно протокола осмотра вещественных доказательств от 09.04.2018 N 64 АА 2406413, составленного нотариусом Шевченко И.П. и предоставленного ООО "Умный дом", антимонопольным органом установлено, что на сайте ГИС ЖКХ содержится информация об ООО "Умный дом", в том числе информация о выданной ему лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 24.11.2017 N 064-000382.
Поскольку у ООО "Умный дом", на момент рассмотрения жалобы в управлении не находилось ни одного многоквартирного дома, суды обоснованно согласились с выводом антимонопольного органа, что информация, раскрытие которой предусмотрено пунктом 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и стандартом, не подлежала размещению ООО "Умный дом" в ГИС ЖКХ ввиду её отсутствия.
Вопреки доводам заявителя представление бухгалтерского баланса без отметки налогового органа не было основанием для отклонения заявки.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 02.04.2018 N 356Р/18 указано, что ООО "Умный дом" не было допущено к участию в конкурсе по причине несоответствия подпункту 2 пункта 18 Правил.
Из подпункта 2 пункта 18 Правил следует, что основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил N 75.
В силу пункта 17 Правил N 75 проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпунктах 2-6 пункта 15 Правил N 75, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Таким образом, представление бухгалтерского баланса без отметки налогового органа не является основанием для отклонения заявки, установленным подпунктом 2 пункта 18 Правил N 75. Требованием к претенденту является отсутствие задолженности по налогам свыше определённого размера, отсутствие подтверждается бухгалтерским балансом. В рассматриваемом случае не установлено наличие указанного препятствия в виде задолженности.
Предоставление бухгалтерского баланса без отметки налогового органа не свидетельствует о наличии у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершённый отчётный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период, а также кредиторской задолженности за последний завершённый отчётный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период.
Ссылка комитета на судебную практику (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2017 N 305-КГ17-11134 по делу N А40-176009/2016) не может быть принята во внимание, поскольку указанный судебный акт принят по иным обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о соответствии оспоренных решения и предписания антимонопольного органа нормам действующего законодательства.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы комитета не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций, и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 по делу N А57-9899/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о ГИС ЖКХ) (часть 18 статьи 7 Закона о ГИС ЖКХ).
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что информация об управляющей организации размещается не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений.
...
Поскольку у ООО "Умный дом", на момент рассмотрения жалобы в управлении не находилось ни одного многоквартирного дома, суды обоснованно согласились с выводом антимонопольного органа, что информация, раскрытие которой предусмотрено пунктом 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и стандартом, не подлежала размещению ООО "Умный дом" в ГИС ЖКХ ввиду её отсутствия."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2019 г. N Ф06-48487/19 по делу N А57-9899/2018