г. Казань |
|
02 июля 2019 г. |
Дело N А12-41856/2018 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мухаметшина Р.Р. Ольховикова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области
заявителя - Черкунова С.Ю., доверенность от 29.12.2018, Жульева А.С., доверенность от 01.07.2019,
ответчика - Аксеновой О.С., доверенность от 29.12.2018, Тарабановского А.В., доверенность от 09.01.2018,
Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Морозовой Е.О., доверенность от 24.05.2019,
Управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Тихоновой О.В., доверенность от 01.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационные жалобы муниципального казенного предприятия "Волжские межрайонные электросети" городского округа - город Волжский Волгоградской области, Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2019 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-41856/2018
по заявлению муниципального казенного предприятия "Волжские межрайонные электросети" городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435901574, ОГРН 1023402013470) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области о признании недействительным ненормативного правового акта, третьи лица: Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управление финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1093435006411, ИНН 3435111199),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное предприятие "Волжские межрайонные электросети" городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - инспекция) от 27.07.2018 N 1623 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - комитет) и Управление финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - управление финансов).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2019 в удовлетворении заявления предприятия отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах предприятие, комитет и управление финансов просят отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
До рассмотрения кассационной жалобы предприятием и управлением финансов заявлены ходатайства об отложении судебного заседания в связи с необходимостью ознакомления с отзывом на кассационную жалобу и подготовки мотивированного возражения.
Суд кассационной инстанции, изучив заявленное ходатайство, считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной предприятием уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2017 года, о чем составлен акт проверки от 12.04.2018 N 916.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 27.07.2018 N 1623 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислено 1050 830 рублей налога на добавленную стоимость, 4900 рублей 93 копеек пени и 5000 рублей штрафа.
Основанием для принятия решения послужил вывод инспекции о занижении предприятием налоговой базы на суммы полученных из бюджета бюджетных средств на возмещение затрат на ремонт и содержание установок сетей наружного освещения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 11.101.2018 N 1063, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы предприятия, решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, согласно положениям указанной нормы в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Заявитель создан в форме муниципального казенного предприятия и является коммерческой организацией (Устав от 25.11.2014) и действует в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).
Во II квартале 2017 года в рамках осуществления уставной деятельности предприятием был выполнен комплекс мероприятий по ремонту и содержанию установок сетей наружного освещения города Волжский Волгоградской области, переданных в оперативное управление, в частности, замена ламп в светильниках, замена, установка светильников, перетяжка проводов воздушной линии наружного освещения, замена оборудования и др.
В целях возмещения затрат предприятия на указанные виды работ постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 11.09.2017 N 5474 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа - город Волжский Волгоградской области на возмещение затрат на содержание и ремонт объектов наружного освещения на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Также между предприятием и комитетом заключено Соглашение от 18.10.2017 о предоставлении субсидии из бюджета городского округа - город Волжский Волгоградской области на возмещение затрат на содержание и ремонт объектов наружного освещения на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Предприятие в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2017 года стоимость работ по ремонту и содержанию установок сетей наружного освещения в размере 6 685 658 рублей отразило в разделе 7 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации", с кодом льготы 1010816 "Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации".
Оценив представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статей 39, 146, 154, 173 Налогового кодекса, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом о местном самоуправлении пришли к выводу о неправомерном исключении предприятием из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость спорных денежных средств, поскольку фактически предоставляемые субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты за реализацию им работ и являются его выручкой. Цены на вид деятельности предприятия (ремонт и содержание установок сетей наружного освещения) не относятся к государственным регулируемым ценам. Произведенные предприятием работы являются уставной деятельностью предприятия. Финансирование понесенных предприятием расходов на содержание и обслуживание сетей наружного освещения из бюджета не означает отсутствие у него объекта обложения налогом на добавленную стоимость, так как отсутствуют признаки субсидий, обозначенные в пункте 2 статьи 154 Налогового кодекса.
Полученные из бюджета денежные средства непосредственно связаны с оплатой выполненных работ и являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса. Налоговая база должна исчисляться с учетом полученных средств из бюджета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса.
Учитывая вышеизложенное суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Доводы предприятия, комитета и управления финансов, изложенные в кассационных жалобах, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судами не допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 по делу N А12-41856/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком занижена налоговая база по НДС на суммы, полученные из бюджета на возмещение затрат на ремонт и содержание объектов муниципального хозяйства.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Установлено, что фактически предоставляемые субсидии получены налогоплательщиком (муниципальным предприятием) в качестве оплаты за реализацию работ и являются его выручкой. Цены на вид деятельности налогоплательщика не относятся к государственным регулируемым ценам. Выполненные налогоплательщиком работы являются его уставной деятельностью. Финансирование понесенных расходов из бюджета не означает отсутствие объекта обложения НДС, так как отсутствуют признаки субсидий, обозначенные в НК РФ.
Полученные из бюджета денежные средства непосредственно связаны с оплатой выполненных работ, поэтому включаются в налоговую базу по НДС.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2019 г. N Ф06-48278/19 по делу N А12-41856/2018