г. Казань |
|
05 июля 2019 г. |
Дело N А55-15983/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
акционерного общества "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" - Полиховской Т.С., доверенность от 16.07.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2018 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 (председательствующий Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-15983/2018
по заявлению акционерного общества "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" к Государственной жилищной инспекции Самарской области, при участии в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" (далее - заявитель, АО "ПЖРТ Промышленного района") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 20.04.2018 N СПр-56617.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "ПЖРТ Промышленного района" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", с 01.07.2016 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг при расчете платы за коммунальные услуги, при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической и тепловой энергии.
До 01.07.2016 повышающие коэффициенты применялись только при наличии утвержденных уполномоченным органом государственной власти нормативов, с учетом повышающего коэффициента.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг с повышающими коэффициентами, принятые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в период до 01.07.2016, в части установления таких нормативов для собственников жилых домов, были приняты в соответствии с действующим законодательством и применяются до истечения срока, на который установлены нормативы.
В г.о. Самара до настоящего времени применяются нормативы, утвержденные Постановлением Главы г.о. Самара от 18.12.2007 N 1153 "Об оплате гражданами жилых помещений коммунальных услуг в городском округе Самара". В соответствии с примечанием к приложению N 4 Постановления N 1153 от 18.12.2007, указанные действующие нормативы применяются до утверждения нормативов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Таким образом, нормативы, установленные Постановлением Главы г.о. Самара от 18.12.2007 N 1153 действуют до 01.07.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", не определяют размер повышающих коэффициентов, в связи с чем на них распространяют действия Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2018 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителя АО "ПЖРТ Промышленного района", арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об их отмене, а кассационная жалоба подлежащей удовлетворению с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме в силу следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Государственной жилищной инспекцией Самарской области в отношении АО "ПЖРТ Промышленного района" проведена внеплановая документальная проверка по вопросу установления размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственникам многоквартирных домов по адресу: г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 197, пр. Кирова 258, ул. Стара Загора, 135, а именно, выставление повышающего коэффициента при отсутствии индивидуальных приборов учета.
В ходе проведенной проверки выявлено, что АО "ПЖРТ Промышленного района" при отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых квартирах вышеуказанных многоквартирных домов выставляет плату за горячее водоснабжение по нормативу потребления установленного органом местного самоуправления с учетом повышающего коэффициента 1.5 в нарушение пункта 42 Правил N 354.
20 апреля 2018 года в отношении АО "ПЖРТ Промышленного района" составлен акт проверки N Спр-56617 и вынесено предписание N Спр-56617.
Согласно предписанию от 20.04.2018 АО "ПЖРТ Промышленного района" в срок до 20.06.2018 необходимо устранить выявленные нарушения, выставлять плату за горячее водоснабжение при отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых квартирах вышеуказанных многоквартирных домов по нормативу потребления, установленного органом местного самоуправления без учета повышающего коэффициента 1,5 до момента вступления в силу по г.о. Самара норматива потребления коммунальной услуги по водоснабжению, утвержденного Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.11.2015 N 447.
АО "ПЖРТ Промышленного района", полагая, что предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 20.04.2018 N СПр-56617 является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции согласились с позицией Государственной жилищной инспекции Самарской области о том, что АО "ПЖРТ Промышленного района" выставляет по вышеуказанным адресам плату за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента 1.5 с нарушением жилищного законодательства.
При этом суды исходили из того, что согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрены случаи применения повышающих коэффициентов при применении нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337, Министерство является исполнительным органом государственной власти Самарской области, осуществляющим государственную политику в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, газ, электрическую и тепловую энергию.
Нормативы потребления коммунальной услуги по водоснабжению утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.11.2015 N 447. В настоящее время они вступили в силу в г.о. Тольятти, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Сызрань, г.о. Кинель (с 01.10.2016), в г.о. Самара данные нормативы вступят в силу с 01.07.2019.
На основании вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальной услуги по водоснабжению установленным органами местного самоуправления в рассматриваемом случае не применяются до момента вступления в силу нормативов, установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.11.2015 N 447.
Между тем, судебными инстанциями не учтено следующее.
Судебными инстанциями установлено и сторонами не опровергается, что при отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых квартирах многоквартирных жилых домов N 197 по ул. Ново-Вокзальная, N 258 по пр. Кирова, N 135 по ул. Стара Загора городского округа Самара, АО "ПЖРТ Промышленного района" выставляют платы за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента 1.5 (пункт 42 Правил 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента).
В настоящее время на территории г.о. Самара применяются нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан г.о. Самара установленные в размере, утвержденном приложением N 4 к постановлению Главы г.о. Самара от 18.12.2007 N 1153 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара".
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ), действовавшей на момент принятия Главой городского округа Самара постановления от 18.12.2007 N1153 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара", размер платы за коммунальные услуги рассчитывался исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - органом местного самоуправления, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно преамбуле постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 (в редакции Федерального закона от 23.05.2006), действовавшей на момент принятия Главой г.о. Самара постановления от 18.12.2007 N 1153 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара", они определяли порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. В настоящих Правилах использовались следующие основные понятия: "уполномоченные органы" - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применялись при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Таким образом, на момент принятия Главой городского округа Самара постановления от 18.12.2007 N 1153 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара", органам местного самоуправления были делегированы права по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению.
Приложением N 4 к Постановлению Главы г.о. Самара от 18.12.2007 N 1153 установлены нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан г.о. Самара, проживающих в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета.
Действующие нормативы применяются до утверждения нормативов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Следовательно, новые нормативы потребления коммунальных услуг, в данном случае, нормативы потребления коммунальной услуги по водоснабжению, утвержденные Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.11.2015 N 447, не отменяют ранее принятые до тех пор, пока не приняты новые.
В настоящее время, как установлено судами, новые нормативы потребления коммунальной услуги по водоснабжению вступили в силу в г.о. Тольятти, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Сызрань, г.о. Кинель (с 01.10.2016), в городском округе Самара данные нормативы вступят в силу с 01.07.2019.
Таким образом, до 01.07.2019 в городском округе Самара действуют нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан г.о. Самара, проживающих в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, утвержденные постановлением Главы г.о. Самара от 18.12.2007 N 1153 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара".
Нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для предоставления коммунальной услуги не могут рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты ранее установленных нормативов.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимая решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку фактические обстоятельства, которые установлены судами на основании представленных сторонами доказательств, достаточны для разрешения спора, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А55-15983/2018 отменить, кассационную жалобу акционерного общества "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 20.04.2018 N СПр-56617.
Поручить Арбитражному суду Самарской области расходы по уплате государственных пошлин по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам, перераспределить в порядке статей 110, 319, 325 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 (в редакции Федерального закона от 23.05.2006), действовавшей на момент принятия Главой г.о. Самара постановления от 18.12.2007 N 1153 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара", они определяли порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. В настоящих Правилах использовались следующие основные понятия: "уполномоченные органы" - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применялись при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
...
Действующие нормативы применяются до утверждения нормативов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
...
Поскольку фактические обстоятельства, которые установлены судами на основании представленных сторонами доказательств, достаточны для разрешения спора, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя кассационной жалобы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2019 г. N Ф06-47678/19 по делу N А55-15983/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-47678/19
05.02.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21006/18
20.11.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15983/18
18.07.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-15983/18
08.06.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-15983/18