г. Казань |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А12-16829/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Хакимова И.А., Желаевой М.З.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Князевой А.В.,
при участии в Арбитражном суде Поволжского округа представителей:
от унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - Ускова В.А. по доверенности от 09.01.2019 N 1,
от общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская лифтовая компания" - Чуприкова М.В. по доверенности от 06.06.2019 (б/н),
при участии в Арбитражном суде Республики Башкортостан представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Первая лифтовая компания" - Кузьминой В.М. по доверенности от 13.05.2019 N 25/19,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" и кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская лифтовая компания"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2018 (судья Самсонов В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Телегина Т.Н., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-16829/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первая лифтовая компания" (ОГРН 1100280004263, ИНН 0276124691) к унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ОГРН 1143400000875, ИНН 3460000502) и обществу с ограниченной ответственностью "Волгоградская лифтовая компания" (ОГРН 1143443007619, ИНН 3444213020) о признании недействительным (ничтожным) договора, заключенного по результатам электронного аукциона N ЭАКР340000000741465 и применении последствий недействительности сделки,
при участии третьих лиц: государственное казенное учреждение Волгоградской области "Центр организации закупок", Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Первая лифтовая компания" (далее - ООО "Первая лифтовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - УНО "Региональный фонд капремонта", ответчик-1) и обществу с ограниченной ответственностью "Волгоградская лифтовая компания" (далее - ООО "Волгоградская лифтовая компания", ответчик-2) о признании недействительным (ничтожным) договора N 938805-В-ВО-ПСД-СМР-ЛО-2017-2018-2019 о проведении капитального ремонта на оказание услуг и (или) выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на замену лифтового оборудования (лифта), выполнение работ по замене лифтового оборудования (лифта), в многоквартирных домах г. Волгограда, г. Камышина Волгоградской области, г. Волжского Волгоградской области, заключенного 15.05.2018 между УНО "Региональный фонд капремонта" и ООО "Волгоградская лифтовая компания". Одновременно истцом заявлено требование о применении последствий недействительности (ничтожности) договора N 938805-В-ВО-ПСД-СМР-ЛО-2017-2018-2019 от 15.05.2018.
В ходе судебного разбирательства истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно изменялись исковые требования в части применения последствий недействительности оспариваемой сделки.
Окончательно истец просит суд применить последствия недействительности (ничтожности) оспариваемой сделки в неисполненной части договора в виде: - возврата между УНО "Региональный фонд капремонта" и ООО "Волгоградская лифтовая компания" всего полученного по договору в его неисполненной части (двусторонняя реституция); - обязания УНО "Региональный фонд капремонта", ООО "Волгоградской лифтовой компания" передать неисполненную часть договора ООО "Первой лифтовая компания" (перевод прав и обязанностей в неисполненной части договора) как победителю электронного аукциона, с которым договор подлежал обязательному заключению до совершения недействительной (ничтожной) сделки, в размере, согласно расчету неисполненной части договора.
Кроме того, истцом заявлено требование о применении к сторонами судебной неустойки в случае неисполнения настоящего решения суда в течение 10-ти календарных дней со дня вступления его в законную силу, для чего взыскать с УНО "Региональный фонд капремонта" и с ООО "Волгоградская лифтовая компания" в пользу истца денежные средства за неисполнение судебного акта в размере 20 000 000 руб. с каждого.
В случае дальнейшего неисполнения решения суда за каждый последующий период, составляющий 30 календарных дней, до фактического исполнения взыскать с УНО "Региональный фонд капремонта" и с ООО "Волгоградская лифтовая компания" денежные средства за неисполнение судебного акта в размере 50 000 000 руб. с каждого ответчика за каждый период.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019, иск удовлетворен частично: признан недействительным (ничтожным) договор N 938805-В-ВО-ПСД-СМРЛО-2017-2018-2019 о проведении капитального ремонта на оказание услуг и (или) выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на замену лифтового оборудования (лифта), выполнение работ по замене лифтового оборудования (лифта) в многоквартирных домах г. Волгограда, г. Камышина Волгоградской области, г. Волжского Волгоградской области, заключенный 15.05.2018 между УНО "Региональный фонд капремонта" и с ООО "Волгоградская лифтовая компания".
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
С УНО "Региональный фонд капремонта" в пользу ООО "Первая лифтовая компания" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
С ООО "Волгоградская лифтовая компания" в пользу ООО "Первая лифтовая компания" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Волгоградская лифтовая компания" обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит с учетом уточнения требований их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель указывает, что предоставленная ООО "Волгоградская лифтовая компания" банковская гарантия соответствует требованиям действующего законодательства; судами не учтено, что заключение спорного договора обусловлено социальной необходимостью в интересах собственников жилого дома; само по себе признание договора недействительным не послужит восстановлению прав и законных интересов истца.
Также не согласившись с решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2018 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 по настоящему делу, УНО "Региональный фонд капремонта" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
По мнению УНО "Региональный фонд капремонта", судами не дана надлежащая оценка обстоятельствам отказа от заключения договора с ООО "Первая лифтовая компания"; вывод судов о несоответствии банковской гарантии, предоставленной ООО "Волгоградская лифтовая компания", является необоснованным.
Кроме того, заявители указывают, что судебными актами по делу N А12-21718/2018 признано незаконным решение УФАС по Волгоградской области от 28.05.2018 N 18-01-18.1-03/261.
Подробно доводы ООО "Волгоградская лифтовая компания" и УНО "Региональный фонд капремонта" приведены в кассационных жалобах, дополнениям к ним.
В представленных в порядке статьи 279 АПК РФ отзывах ООО "Первой лифтовая компания" и Управление Федеральной антимонопольной службы Волгоградской области просят оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Определениями Арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2019 и от 11.04.2019 к производству суда приняты кассационные жалобы УНО "Региональный фонд капремонта" и ООО "Волгоградская лифтовая компания" соответственно, судебное разбирательство по делу назначено на 14.05.2019 на 10 часов 20 минут.
Определением суда округа от 14.05.2019 рассмотрение кассационных жалоб отложено на 13.06.2019 на 10 часов 20 минут в соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.06.2019 рассмотрение кассационных жалоб по настоящему делу отложено на 09.07.2019 на 09 часов 00 минут в соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2019 произведена замена судьи Мельниковой Н.Ю., участвующей в рассмотрении настоящего дела, на судью Желаеву М.З.
Вследствие замены судьи в установленном законом порядке рассмотрение дела начинается сначала.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание 09.07.2019 проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, дополнений и отзывов на них, и проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом УНО "Региональный фонд капремонта" от 16.03.2018 N 142-од образована комиссия для проведения электронного аукциона N ЭАКР340000000741465 по оказанию услуг и (или) выполнению работ по разработке проектно-сметной документации на замену лифтового оборудования (лифта), выполнению работ по замене лифтового оборудования (лифта), в многоквартирных домах. Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области www.krz.volgograd.ru, а также на электронной площадке www.fkr.etr-ets.ru.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 23.04.2018 по результатам ранжирования заявок заявке ООО "Первая лифтовая компания" был присвоен номер 1, заявке ООО "Волгоградская лифтовая компания" - номер 2.
В соответствии с требованиями пункта 185 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615) региональный оператор направил проект договора ООО "Первая лифтовая компания" для подписания.
08 мая 2018 года от ООО "Первая лифтовая компания" поступил подписанный со своей стороны проект договора и банковская гарантия.
11 мая 2018 года заказчиком было принято решение об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона ООО "Первая лифтовая компания".
14 мая 2018 года на электронной площадке были опубликованы отказ в приятии банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения по договору о проведении капитального ремонта заявителем, и акт об отказе от заключения договора с ООО "Первая лифтовая компания" о проведении капитального ремонта, оба документа датированы 11.05.2018.
15 мая 2018 года ООО "Первая лифтовая компания" обратилось в УФАС по Волгоградской области с жалобой на действия заказчика - УНО "Региональный фонд капремонта" при заключении договора на оказание услуг и/или выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на замену лифтового оборудования (лифта), выполнению работ по замене лифтового оборудования (лифта) в многоквартирных домах г. Волгограда, г. Камышина Волгоградской области, г. Волжского Волгоградской области.
Решением от 28.05.2018 по делу N 18-01-18.1-03/261 УФАС по Волгоградской области признал жалобы ООО "Первая лифтовая компания" на действия УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" при проведении электронного аукциона N ЭАКР340000000741465 по оказанию услуг и (или) выполнению работ по разработке проектно-сметной документации на замену лифтового оборудования (лифта), выполнению работ по замене лифтового оборудования (лифта), в многоквартирных домах, обоснованными.
В этот же день (15.05.2018) ответчиком-1 (УНО "Региональный фонд капремонта") с участником N 2 - ООО "Волгоградская лифтовая компания" заключен договор N 938805-В-ВО-ПСД-СМР-ЛО-2017-2018-2019 о проведении капитального ремонта на оказание услуг и (или) выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на замену лифтового оборудования (лифта), выполнение работ по замене лифтового оборудования (лифта), в многоквартирных домах г. Волгограда, г. Камышина Волгоградской области, г. Волжского Волгоградской области (далее - договор от 15.05.2018).
Полагая, что договор от 15.05.2018 заключен с нарушением требований закона, ООО "Первая лифтовая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании вышеуказанного договора недействительной сделкой по признаку несоответствия положениям статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", положениям статьи 10, статьи 166, статьи 167, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениям статьи 47 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также положениям пункта 197 Положения N 615.
Разрешая настоящий спор, суды двух инстанций исходили из следующего.
Из материалов дела усматривается, что проведение электронного аукциона осуществлялось УНО "Региональный фонд капремонта" в соответствии с Положением N 615.
В соответствии с пунктом 197 Положения N 615 договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте акта об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 205 Положения N 615 договор заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, обеспечения исполнения договора об оказании услуг в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона.
На основании пункта 206 Положения N 615 исполнение договора обеспечивается: банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что 14.05.2018 УНО "Региональный фонд капремонта" на электронной площадке был опубликован отказ в принятии банковской гарантии ООО "Первая лифтовая компания" от 07.05.2018 N БГ-101/18-193369, выданной АКБ "Держава", в связи с ее несоответствием требованиям, содержащимся в документации об электронном аукционе, и на следующий же день - 15.05.2018 - УНО "Региональный фонд капремонта" в нарушение требований пункта 197 Положения N 615 заключило оспариваемый договор от 15.05.2018 с ООО "Волгоградская лифтовая компания".
Также судами принято во внимание, что предоставленная ООО "Волгоградская лифтовая компания" банковская гарантия от 15.05.2018 N 29453/2018/ДГБ, выданная ПАО КБ "Восточный", не соответствует Положению N 615 и аукционной документации.
При названных обстоятельствах, судебные инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ материалы дела и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в том числе аукционную документацию, условия спорного договора, предоставленные ООО "Первая лифтовая компания" и ООО "Волгоградская лифтовая компания" банковские гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, руководствуясь положениями статей 12, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Положением N 615, правовой позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пришли к выводу, что в результате неправомерных действий (бездействий) УНО "Региональный фонд капремонта" при заключении оспариваемого договора ООО "Волгоградская лифтовая компания" были созданы преимущественные условия участия в электронном аукционе, что является нарушением законодательства о защите конкуренции и контрактной системе, в связи с чем признали договор от 15.05.2018 недействительной (ничтожной) сделкой применительно к пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с этим судами отказано в удовлетворении исковых требований в части применения последствий недействительности оспариваемой сделки со ссылкой на статью 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку права и обязанности по ничтожной сделке не возникают и не могут быть переданы другому лицу.
Суд округа считает данные выводы судов двух инстанций не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а, следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным (пункт 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Таким образом, заключение УНО "Региональный фонд капремонта" оспариваемого договора от 15.05.2018 в отсутствие надлежащего обеспечения обязательств по договору со стороны ООО "Волгоградская лифтовая компания", а также ранее срока, установленного пунктом 197 Положения N 615, свидетельствует о нарушении требований законодательства о защите конкуренции и о контрактной системе, вследствие чего договор от 15.05.2018 правомерно признан судами недействительным.
Приведенные в кассационных жалобах доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителей с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При этом признание судебными актами по делу N А12-21718/2018 незаконным решения УФАС по Волгоградской области от 28.05.2018 N 18-01-18.1-03/261 не может повлиять на выводы судов относительно ничтожности заключенного 15.05.2018 между УНО "Региональный фонд капремонта" и ООО "Волгоградская лифтовая компания" договора ввиду его заключения с нарушениями требований действующего законодательства.
Иных доводов, которые не являлись бы предметом исследования судов двух инстанций и влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в кассационных жалобах не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 по делу N А12-16829/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а, следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным (пункт 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 июля 2019 г. N Ф06-45800/19 по делу N А12-16829/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-16829/18
11.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45800/19
13.02.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-42896/19
30.01.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11475/18
30.01.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-17371/18
02.10.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10361/18
28.08.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8370/18
14.08.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8371/18
07.08.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-16829/18
30.07.2018 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9792/18
21.06.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-16829/18
06.06.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-16829/18