г. Казань |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А65-39067/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
ответчика - Валиахметова Р.Х., доверенность от 06.05.2019,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 (председательствующий судья Сергеева Н.В., судей Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А65-39067/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азари" (ОГРН 1181690057450, ИНН 1650366580), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене решения и предписания в части и об обязании антимонопольный орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, с участием в деле в качестве третьих лиц: - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Аристова Сергея Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Азари" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 22.11.2018 по делу N Т04-297/2018 в части не соблюдения сроков приема заявок и об обязании антимонопольный орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым решение и предписание антимонопольного органа от 22.11.2018 по делу N Т04-297/2018 в части несоблюдения сроков приема заявок признано незаконным.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В антимонопольный орган поступила жалоба Аристова С.С. на действия организатора торгов (заявителя) при проведении торгов по реализации арестованного имущества - извещение N 031118/30082475/01 на сайте https://torgi.gov.ru (лоты 10 квартира площадью 50,2 кв.м г. Набережные Челны, пр-т. Автозаводский, д. 26, кв. N 257 (23/12), ипотека, начальная цена 1 564 000 рублей, (1723, Королева, Мартынова), лот 22: квартира площадью 36,4 кв.м г. Набережные Челны пр. Набережночелнинский д. 33 кв. N 37, ипотека, начальная цена 1 239 300 рублей (1332, Шишкин Г.А)).
Решением антимонопольного органа от 22.11.2018 жалоба признана обоснованной в части довода, что организатором торгов установлены сокращенные сроки для приема заявок. Организатор торгов признан нарушившим требования статей 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон).
На основании указанного решения управлением заявителю выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства, допущенных при проведении торгов по реализации арестованного имущества.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием в оспариваемой части, общество обратилось в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентирован главой 9 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 39 Закона антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
Статьей 44 того же Закона определен порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Исходя из части 1 этой статьи заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
3) описание нарушения антимонопольного законодательства;
4) существо требований, с которыми заявитель обращается;
5) перечень прилагаемых документов.
Аналогичные требования содержатся в пункте 3.6 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции и пунктами 3.4 и 3.5 Административного регламента заявление может быть подано в антимонопольный орган: в письменной форме путем доставки заявителем лично или курьером под расписку, отправки заказным письмом с уведомлением о вручении; в форме электронного документа с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Частью 2 статьи 18.1 Закона установлено, что действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 7 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
В силу пункта 2 части 9 статьи 18.1 Закона жалоба возвращается заявителю в случае, если жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.
Судом апелляционной инстанции установлено, что жалоба Аристова С.С. поступила в антимонопольный орган по электронной почте и не была подписана посредством электронной подписи.
Поскольку жалоба Аристова С.С., направленная по электронной почте в форме электронного документа, не была подписана электронной подписью, жалоба гражданина подлежала возврату. Следовательно, антимонопольный орган не вправе был ее рассматривать и принимать на ее основе какое-либо решение.
С учетом изложенного решение антимонопольного органа не соответствует Закону о защите конкуренции и нарушает права и законные интересы заявителя.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 по делу N А65-39067/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции и пунктами 3.4 и 3.5 Административного регламента заявление может быть подано в антимонопольный орган: в письменной форме путем доставки заявителем лично или курьером под расписку, отправки заказным письмом с уведомлением о вручении; в форме электронного документа с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций).
...
Согласно части 7 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
...
Поскольку жалоба Аристова С.С., направленная по электронной почте в форме электронного документа, не была подписана электронной подписью, жалоба гражданина подлежала возврату. Следовательно, антимонопольный орган не вправе был ее рассматривать и принимать на ее основе какое-либо решение.
С учетом изложенного решение антимонопольного органа не соответствует Закону о защите конкуренции и нарушает права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2019 г. N Ф06-49208/19 по делу N А65-39067/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13386/19
17.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-49208/19
22.04.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4221/19
04.03.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3559/19
15.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-39067/18