г. Казань |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А12-18269/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
ответчика - Коломейцевой О.М. (доверенность от 18.10.2018),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фома"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019
по делу N А12-18269/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фома" (ОГРН 1063453035601 ИНН 3410005142) к Комитету строительства Волгоградской области (ОГРН 1113460005251 ИНН 3445118595), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299), администрации Мичуринского сельского поселения (ОГРН 1053453069130 ИНН 3410004501), муниципального унитарного предприятия "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Мичуринского сельского поселения" (ОГРН 1103453000298 ИНН 3410268166), Комитет финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922 ИНН 3444130624), федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Волгоградской области (ОГРН 1023402989235 ИНН 3443042326), администрации Камышинского муниципального района (ОГРН 1023404980158, ИНН 3436102574), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074 ИНН 3445071298) о взыскании неосновательного обогащения за период с 25.05.2015 по 31.07.2017 в размере 30 473 руб. 86 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фома" (далее - ООО "Фома", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Комитету строительства Волгоградской области (далее - Комитет, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения за период с 25.05.2015 по 31.07.2017 в размере 30 473 руб. 86 коп.
До принятия по делу судебного акта истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения за период с 25.05.2015 по 31.07.2017 в размере 262 350 руб. 48 коп., а так же судебные расходы в размере 16 610 руб. 93 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.01.2019 в удовлетворении заявленных требований ООО "Фома" отказано. С ООО "Фома" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6247 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.01.2019 изменено. С Комитета в пользу ООО "Фома" взыскано 1487,46 руб. неосновательного обогащения, 46,76 руб. государственной пошлины по иску, 94,18 руб. расходов на представителя.
Взыскано с ООО "Фома" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по иску в размере 6200,24 руб. В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскано с Комитета в пользу ООО "Фома" 17 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе ООО "Фома" просит постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Фома" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, примерно в 500 метрах по направлению на северо-запад от с. Веселово Камышинского района. Площадь земельного участка составляет 870 876,0 кв. м, кадастровый номер 34:10:050001:422, земли сельскохозяйственного назначения, договор купли-продажи от 11.11.2011.
В Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.12.2011 сделана запись регистрации N 34-34-04/046/2011-499.
Как указывает в своем исковом заявлении истец, на вышеназванном земельном участке находится водозаборная скважина, которая используется администрацией Мичуринского сельского поселения для снабжения водой населения с. Веселое.
Согласно письмам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 08.12.2016 N исх/29-2908, от 23.03.2017 N 10-234-ТХ/17, направленных в адрес истца, в 2016 году в ходе проведенной специалистами указанного государственного органа проверки было установлено самовольное занятие части земельного участка ориентировочной площадью 1,0 га из земельного участка с кадастровым номером 34:10:050001:422, за что постановлением о назначении административного наказания от 22.11.2016 по делу N 29-37/16-81/39 администрация Мичуринского сельского поселения была привлечена к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
Однако вступившим в законную силу решением Камышинского городского суда Волгоградской области от 17.01.2017 указанное постановление было отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, на что также имеется ссылка в вышеназванных письмах.
Как следует из представленных в материалах дела выписок из единого государственного реестра недвижимости право собственности ответчика на Водозаборную скважину N 1 с кадастровым номером 34:10:100004:482 и Водозаборную скважину N 2 с кадастровым номером 34:10:100004:481 зарегистрировано 31.07.2017.
Согласно выпискам документами-основаниями для государственной регистрации права собственности ответчика на указанные объекты является Распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 09.07.2015 N 1118-р.
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области "Об утверждении акта приема-передачи имущества из государственной собственности Волгоградской области в муниципальную собственность Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области" от 09.07.2015 N 1118-р был утверждён акт приёма-передачи имущества из государственной собственности Волгоградской области в муниципальную собственность Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, а также прекращено право оперативного управления комитета строительства Волгоградской области на имущество, согласно утверждаемому акту приёма-передачи.
Данные обстоятельства установлены в решении Арбитражного суда Волгоградской области от 02.03.2018 по делу N А12-25202/2017.
Согласно части 2 стать 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В 2010 году в период действия режима чрезвычайной ситуации, введенного на территории Волгоградской области, в соответствии поручением Президента Российской Федерации комитетом за счет средств с федерального бюджета было осуществлено строительство восемнадцати жилых домов для граждан, лишившихся жилья на территории Камышинского муниципального района, а также инженерных сетей, являющихся составными частями объекта строительства
Строительство объектов осуществлялось подрядчиком ЗАО "Казпромволга" на основании государственного контракта от 10.09.2010 N 407/10 на выполнение работ по строительству жилья в целях предоставления его гражданам, лишившихся жилого помещения в результате лесных пожаров и разрешения на строительство от 22.09.2010 N RU34510309-38, выданного администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области.
Техническим заданием к названному государственному контракту установлено, что стоимость контракта не включает в себя затраты на строительство внеплощадочных инженерных сетей.
Строительство внеплощадочных инженерных сетей осуществлялось на основании самостоятельных государственных контрактов.
Так, сооружение эксплуатационной и резервной водозаборных скважин осуществлялось подрядчиком ФГУГП "Волгагеология" на основании государственного контракта от 23.09.2010 N 453/10 на сооружение эксплуатационной и резервной водозаборных скважин в селе Веселою Камышинского района Волгоградской области.
Работы по электроснабжению эксплуатационной и резервной водозаборных скважин осуществлялись подрядчиком ЗАО "Казпромволга" на основании государственного контракта N 680/10 ОТ14.122010.
Строительство восемнадцати жилых домов для граждан, лишившихся жилья на территории Камышинского муниципального района, было завершено в декабре 2010 года.
Администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2010N RU34510309-14.
После окончания строительства внеплощадочных инженерных сетей, в целях регистрации права государственной собственности Волгоградской области на созданные сети, для дальнейшей их передачи администрации Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в целях осуществления своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 04.03.2015 в разрешение на строительство от 22.09.2010 N RU34510309-38 и в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2010 N RU34510309-14 распоряжениями N 115-р и N 116-р администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области были внесены изменения в части кратких проектных характеристик.
В период с апреля по май 2015 года комитетом осуществлены мероприятия по регистрации права государственной собственности Волгоградской области на объект "Электроснабжение водозаборных скважин".
30 апреля 2015 года объект был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 34:10:050001:545.
В состав данного объекта входят эксплуатационная и резервная водозаборные скважины, что подтверждается справкой ВО ГУП "Волгоградоблтехинвентаризация" от 19.06.2015.
20 мая 2015 года между ответчиком и администрацией Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области был заключен договор безвозмездного хранения с правом пользования, по которому администрация Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области обязуется хранить имущество, в том числе объект "Электроснабжение водозаборных скважин", до момента передачи имущества в муниципальную собственность, а также осуществлять мероприятия, направленные на содержание и эксплуатацию переданного имущества регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Право государственной собственности Волгоградской области на объект "Электроснабжение водозаборных скважин" зарегистрировано 25.05.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 34-АБ N 776683, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
01 декабря 2017 года между ООО "Фома" (арендодатель) и администрации Мичуринского сельского поселения (арендатор) заключен муниципальный контракт N 1 аренды земельный участка, общей площадью 7955 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, с.Веселово, примерно в 500 метрах по направлению на северо-запад, для эксплуатации водозаборной скважины N1,2, кадастровый номер 34:10:050001:422, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельное участка: для эксплуатации сельскохозяйственного производственного комплекса.
Земельный участок передан по акту приема-передачи от 01.12.2017.
Сумма заключённого контракта составляет 10 000 руб.
Истцом направлена претензия об оплате суммы неосновательного обогащения.
Истец требований об истребовании имущества из чужого незаконного владения не предъявляет.
На данный момент имущество в чужом незаконном владении не находится.
Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, применил срок исковой давности к требованию о взыскании неосновательного обогащения за период ранее 31.05.2015. Установив, что исковое заявление поступило в суд 31.05.2018, требование о взыскании неосновательного обогащения за период ранее 31.05.2015 с учетом применения пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявлено неправомерно и удовлетворению не подлежит.
Также суд пришел к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований за период с 09.07.2015 (когда был утверждён акт приёма-передачи имущества из государственной собственности Волгоградской области в муниципальную собственность Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, а также прекращено право оперативного управления комитета строительства Волгоградской области на имущество, согласно утверждаемому акту приёма-передачи) по 31.07.2017.
Суд исходил из того, что спорные объекты недвижимости переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон N122-ФЗ), которой регламентирован порядок такой передачи.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ среди прочего предусмотрено, что решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Таким образом, право оперативного управления учреждения по существу прекращено путем надлежащего волеизъявления федерального собственника имущества, каковым выступает Распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области "Об утверждении акта приема-передачи имущества из государственной собственности Волгоградской области в муниципальную собственность Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области" от 09.07.2015 N 1118-р был утверждён акт приёма-передачи имущества из государственной собственности Волгоградской области в муниципальную собственность Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, а также прекращено право оперативного управления комитета строительства Волгоградской области на имущество, согласно утверждаемому акту приёма-передачи.
Передача спорных объектов недвижимости осуществлена по акту приема-передачи.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности. Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Суд апелляционной инстанции, изменил решение и удовлетворил требования ООО "Фома", в части исковых требований за период с 31.05.2015 (не подпадает под исковой период) по 08.07.2015 (еще не возникло право муниципальной собственности и не прекращено право оперативного управления), взыскав с Комитета 1487,46 руб. неосновательного обогащения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что после заключения 20.05.2015 между ответчиком и администрацией Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области договора безвозмездного хранения с правом пользования, по которому администрация Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области обязуется хранить имущество, в том числе объект "Электроснабжение водозаборных скважин", до момента передачи имущества в муниципальную собственность, а также осуществлять мероприятия, направленные на содержание и эксплуатацию переданного имущества регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области возникли права и обязанности только между участниками данного соглашения.
При этом, в спорный период вещное право (право оперативного управления) на спорное имущество принадлежало ответчику, который несет обязанности, в том числе, по внесению платы за пользование земельным участком, на котором расположен объект, в отношении которого ответчик обладает вещным правом.
С учетом требований пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 ГК РФ, установив факт пользования земельным участком за период с 31.05.2015 по 08.07.2015, суд взыскал с Комитета в пользу ООО "Фома" неосновательное обогащение в размере 1487,46 руб. При этом, апелляционный суд для расчета долга принял сведения, содержащиеся в справке ООО "Регион", так как в ней содержаться сведения о стоимости размера арендной плате на дату, более приближенной к времени, когда закончилось пользование участком.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А12-18269/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности. Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
...
С учетом требований пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 ГК РФ, установив факт пользования земельным участком за период с 31.05.2015 по 08.07.2015, суд взыскал с Комитета в пользу ООО "Фома" неосновательное обогащение в размере 1487,46 руб. При этом, апелляционный суд для расчета долга принял сведения, содержащиеся в справке ООО "Регион", так как в ней содержаться сведения о стоимости размера арендной плате на дату, более приближенной к времени, когда закончилось пользование участком."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 августа 2019 г. N Ф06-49935/19 по делу N А12-18269/2018