г. Казань |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А55-11500/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 08.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 12.08.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя Минко Александра Ивановича - Багаповой О.Х., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя Минко Александра Ивановича, Самарская область,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2018 (судья Гордеева С.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Сергеева Н.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-11500/2018
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя Минко Александра Ивановича, Самарская область, к администрации сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области, Самарская область, о признании незаконным постановления N 35 от 23.03.2018 года, с участием: администрации Красноармейского района Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского фермерского хозяйства индивидуальный предприниматель Минко Александр Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области (далее - администрация), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Красноармейского района Самарской области о признании незаконным постановления от 23.03.2018 N 35.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2018, оставленным без изменения постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, разрешить вопрос по существу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Администрация в отзыве просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований предпринимателя.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением администрации от 23.03.2018 N 35 предпринимателю отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату, находящегося в муниципальной собственности сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области, площадью 1 383 661 кв. м, находящийся по адресу: Самарская область, Красноармейский район, сельское поселение Чапаевский, с кадастровым номером (КН) 63:25:0101010:72, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого ненормативного акта.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Давая оценку позиции названной администрации, суды обоснованно исходили из того, что признание администрацией заявленных требований не освобождает заявителя от обязанности доказывать наличие у него права на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:25:0101010:72 без проведения торгов в льготном порядке.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения дополнена пунктом 5.1, императивно установившим специальное основание, порядок и условия приобретения в собственность или в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующими такие земельные участки сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Согласно названной норме земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли- продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% процента его кадастровой стоимости.
В пункте 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей и находящийся в муниципальной собственности, субъектом, который использовал соответствующий участок (сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству), согласно которого в целях реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды без проведения торгов заявитель должен обратится в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок и доказать факт добросовестного фактического использования испрашиваемого им как сельскохозяйственной организацией земельного участка до государственной регистрации права муниципальной собственности на него. Закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, также как и не определяет срок использования участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.
При применении положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ может учитываться и фактическое использование сельскохозяйственной организацией земельного участка. Для лиц, которые использовали испрашиваемый участок без оформления правоотношений, доказательствами его использования могут быть любые относимые и допустимые документы, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях, например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие.
Следовательно, в целях применения положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом указанный порядок предоставления земли по правилам приведенной нормы права не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу.
В связи с этим использование должно быть законным и правомерным не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях). Длительность использования, перерывы в использовании и другие обстоятельства использования земельного участка с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности также могут быть приняты во внимание судом при оценке добросовестности заявителя и наличии у него права на льготное оформление земельного участка.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными. После признания права собственности на земельный участок, сформированный из невостребованных земельных долей, и регистрации права муниципальной собственности на него орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данный земельный участок, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-Федерального закона.
По утверждению заявителя, право муниципальной собственности на невостребованные доли возникло у заинтересованного лица на основании решений Красноармейского районного суда Самарской области от 17.06.2013.
В качестве подтверждения надлежащего использования испрашиваемого земельного участка с заявлением от 09.11.2017 предоставлены: копия паспорта Минко А.И., копия свидетельства ИНН N 0008687997, копия свидетельства ОГТНИП N 000551509, сводная ведомость по затратам поле N 632, копии учетных листов проведения работ на поле N 632 за 2016 (7 шт.), копии учетных листов проведения работ на поле N 632 за 2017 (3 шт.).
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций признали недоказанным факт длительного и фактического использования заявителем истребуемого земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Кроме того, судами учтено, что с администрацией не представлены доказательства размещения органом местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится спорный земельный участок, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности, информации о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-Федерального закона.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что информация о предоставлении спорного земельного участка в собственность была размещена органом местного самоуправления 22.09.2017 и послужила основанием для обращения предпринимателя к заинтересованному лицу о предоставлении в собственность спорного земельного участка. Однако, доказательств размещения в установленном законом порядке информации о предоставлении спорного земельного участка в собственность, заинтересованным лицом в ходе рассмотрения дела не представлено. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно представленным заявителем извлечений из газеты "Знамя труда" от 22.09.2017 и газеты "Волжская коммуна" от 03.10.2017 (л.д. 168-169) заинтересованным лицом публиковалась информация о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:25:0101010:72.
Исследовав представленные заинтересованным лицом доказательства, суды пришли к выводу, что заявитель не может быть признан сельскохозяйственной организацией, которая имеет право на приобретение в аренду земельного участка из числа невостребованных земельных доле в льготном порядке.
Суду кассационной инстанции не предоставлено право переоценки доказательств и установления иных обстоятельства по делу, нежели те, которые были установлены и оценены судами двух инстанций.
Доводы кассационной жалобы указывают на иную оценку судом кассационной инстанции установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Однако в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции таких полномочий не предоставлено.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 по делу N А55-11500/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При применении положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ может учитываться и фактическое использование сельскохозяйственной организацией земельного участка. Для лиц, которые использовали испрашиваемый участок без оформления правоотношений, доказательствами его использования могут быть любые относимые и допустимые документы, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях, например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие.
Следовательно, в целях применения положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом указанный порядок предоставления земли по правилам приведенной нормы права не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 августа 2019 г. N Ф06-49924/19 по делу N А55-11500/2018