г. Казань |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А65-19329/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны - Хайруллиной А.К., доверенность от 09.01.2019, Груздевой Е.И., доверенность от 09.01.2019,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Садековой Л.С., доверенность от 09.01.2019,
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Митрофановой Е.И., доверенность от 13.10.2018,
Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Митрофановой Е.И., доверенность от 26.10.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2019 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 (председательствующий Кувшинов В.Е., Сергеева Н.В., Юдкин А.А.)
по делу N А65-19329/2018
по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны (ОГРН 313167710200020, ИНН 165035821696) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), с участием третьих лиц: Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Мухаматшина Рината Юсуповича, о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна (далее - заявитель, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление Росреестра по РТ) о признании недействительными решений об отказе в учете объектов недвижимости:
- от 19.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-327, N 16-0-1-228/3009/2018-326 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3687; N 16-0-1-228/3009/2018-313, N 16-0-1-228/3009/2018-310 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3621;
- от 20.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-115, N 16-0-1-228/3009/2018-114 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3735;
- от 22.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-125, N 16-0-1-228/3009/2018-124 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3767; N 16-0-1-228/3009/2018-176, N 16-0-1- 228/3009/2018-175 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3591;
- от 28.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-248, N 16-0-1-228/3009/2018-247 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3654;
в части внесения изменений в категорию земли с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования земельных участков на основной вид использования "зоны Ж 1 - жилая застройка": "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками", согласно утвержденному 16.12.2014 Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан;
- об обязании внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенный вид использования: основной вид разрешенного использования "зоны Ж 1 - жилая застройка": "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками", согласно утвержденному Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, земельных участков с кадастровыми номерами: 16:39:102402:3591, 16:39:102402:3621, 16:39:102402:3647, 16:39:102402:3654, 16:39:102402:3687, 16:39:102402:3735, 16:39:102402:3767, расположенных по адресу: село Большая Шильна Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Представитель заявителя в судебном заседании 24.09.2018 заявил отказ от заявленных требований в части признания недействительными решений об отказе в учете объектов недвижимости от 19.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-327, N 16-0-1-228/3009/2018-326 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3687, N 16-0-1-228/3009/2018-310 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3621, от 20.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-114 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3735; от 22.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-124 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3767; N 16-0-1-228/3009/2018-175 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3591; от 28.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-247 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3654, а также заявил о дополнении числа оспариваемых решений решением об отказе в учете объектов недвижимости от 29.03.2018 N 16-0-1-228/303/2018-325 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3647.
Определением суда от 24.09.2018 принят частичный отказ от требований, производство по делу в указанной части прекращено, а также принято увеличение заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Мухаматшин Ринат Юсупович.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А65-19329/2018 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по РТ просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 отменить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В кассационной жалобе Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. просит изменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 в части выводов в мотивировочной части судебных актов о том, что Генеральный план Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, (в редакции решения N6/2 от 03.12.2015) отменен решениями: Совета Тукаевского муниципального района N17/5 от 14.08.2017, Совета Малошильнинского сельского поселения от 12.11.2018 NN46/2, 46/3; в части не принятия решения о возложении обязанности на Управление Росреестра РТ устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в категорию земель населенных пунктов с разрешенным видом использования на индивидуальное жилищное строительство, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как установлено судебными инстанции и следует из материалов дела, Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна на основании договора дарения земельного участка от 14.08.2014 является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:907 площадью 732 125 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ДНП УК "Усадьба", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 31.10.2014 Серии 16-АН N 645378, который в дальнейшем был разделен на спорные земельные участки.
Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7 утвержден генеральный план муниципального образования "Малошильниснкое сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, предусматривающий расширение границ Малошильнинского сельского поселения путем включения в границы поселения земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:907 площадью 732 125 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - Генеральный план).
Согласно выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102402:3591, 16:39:102402:3621, 16:39:102402:3654, 16:39:102402:3687, 16:39:102402:3735, 16:39:102402:3767, расположенные по адресу: Малошильнинское сельское поселение, южнее н.п. Малая Шильна, являются территорией усадебной жилой застройки, имеют вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1-зона жилой застройки. Запрашиваемое использование земельного участка относится к основному виду разрешенного использования: "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками".
С целью внесения произведенных Генеральным планом изменений в сведения объектов недвижимости - принадлежащих заявителю земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно, изменение категории земли и разрешенного вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. 12.03.2018, 14.03.2018, 15.03.2018, 19.03.2018 обратилась в Тукаевский филиал государственного бюджетного учреждения с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, приложив к заявлению выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от N 12/7 от 16.12.2014 и пояснительную записку от 31.01.2005.
В связи с непредставлением необходимых документов для государственного кадастрового учета изменений, а именно: отсутствием документов для изменения сведений о разрешенном использовании и категории земельных участков ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан направлен запрос в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района о предоставлении документа об изменении категории земельного участка.
В ответ на указанные запросы Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района сообщил, что указанные земельные участки образованы из земельного массива паевого фонда, имеют категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и не входят в границу населенного пункта Малошильнинского сельского поселения и относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Решениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан N 16-0-1-228/3003/2018-313 от 19.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-327 от 19.03.2018, N 16-0-0-228/3003/2018-115 от 20.03.2019, N 16-0-1-228/3003/2018-176 от 22.03.2018, N16-0-1-228/3003/2018-125 от 22.03.2018, N16-0-1-228/3003/2018-248 от 28.03.2018, N16-0-1-228/3003/2018-325 от 29.03.2018, заявителю отказано в учете изменений объектов недвижимости.
Основанием для отказа в государственной регистрации изменений послужило отсутствие необходимых документов, подтверждающих изменение категории земельных участков и разрешенного использования, а также ответ на межведомственный запрос органа местного самоуправления об отсутствии документа об изменении категории земель и информации, необходимой для кадастрового учета.
Не согласившись с отказами в учете изменений объекта недвижимости и считая, что выписка из Генерального плана является достаточным основанием для внесения изменений в сведения в части категории земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, а также в части видов разрешенного использования земельных участков, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что у кадастрового органа не было необходимости для обращения в органы муниципальной власти для истребования документов, так как необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведениях о категории земли и разрешенного вида использования земли были предоставлены при подаче заявления о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости, а именно: выписка из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2017, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Частями 1-3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуальноопределенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
На основании пунктов 3, 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ категория земель, к которой отнесен земельный участок, а также вид или виды разрешенного использования земельного участка относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества.
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с частью 10 статьи 29 Закона N 218-ФЗ факт издания (принятия) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и достоверность содержащихся в нем сведений проверяются посредством направления межведомственных запросов органом регистрации прав в орган, издавший такой акт.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) основанием для осуществления кадастрового учета является изменение уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре недвижимости при поступлении заявления о кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка и отсутствии необходимых документов об этом орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает соответствующие документы из уполномоченных органов государственной власти или органа местного самоуправления.
По своему целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на категории, перечень которых приведен в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). К числу самостоятельных категорий, перечисленных в указанной статье, относятся "земли сельскохозяйственного назначения" и "земли населенных пунктов".
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В случаях с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта данное правило реализовано в пункте 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Согласно указанной норме проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границ населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) в связи с переводом земельных участков из одной категории земель в другую установлен, в частности, статьей 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе).
В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Аналогичные правила установлены статьей 8 ЗК РФ, согласно которой перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу статьи 9 Закона о кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о переводе установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Процедура утверждения генерального плана городского округа состоялась, то акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков.
При этом, исходя из положений части 3 статьи 8 Закона о переводе, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона о переводе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Таким образом, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости по заявительному принципу.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 8-ФЗ "О землеустройстве" характеристики объекта землеустройства отображаются в карте (плане) объекта землеустройства.
Указанный документ служит основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и в части разрешенного использования земельного участка.
В силу требований статьи 15 Закона о кадастре недвижимости карта (план) объекта землеустройства направляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Пунктом 17 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71, установлено, что обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований является карта (план) соответствующего объекта землеустройства, то есть документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Согласно пункту 12 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, запись о границах муниципальных образований в реестре объектов недвижимости должна содержать описание местоположения границы муниципального образования в виде текстового описания местоположения границы муниципального образования и списка координат характерных точек границы муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на основании представленных в материалы дела документов, спорный земельный участок находится в черте сельского поселения и относится к категории "земли населенных пунктов".
Из положений статьи 85 ЗК РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственные и иные территориальные зоны.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).
Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в ГКН. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Применяя по аналогии пункт 1 статьи 84 ЗК РФ, раскрывающий понятие "установление или изменение границ населенных пунктов", поскольку территории населенных пунктов также являются объектами землеустройства, следует сделать вывод, что установлением или изменением границ территориальных зон является:
- утверждение или изменение Карты (карт) градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования, отображающей границы территориальных зон.
Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе территориальных зон) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно статье 20 Федерального закона "О землеустройстве" подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621.
Поскольку границы территориальных зон должны отображаться на Карте градостроительного зонирования, а определить (описать) их местоположение в установленной системе координат и соответственно отобразить их графически возможно только путем проведения работ по землеустройству и составления карты (плана) объекта землеустройства. Соответственно представительный орган местного самоуправления утверждает собственно карту (план) объекта землеустройства, подготовленную в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, а не рисунок, воспроизводящий содержание указанной карты и размещенный на официальном сайте htt://fgis.economy.gov.ru/fgis/ администрации муниципального образования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решению Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102402:3591, 16:39:102402:3621, 16:39:102402:3654, 16:39:102402:3687, 16:39:102402:3735, 16:39:102402:3767, расположенные по адресу: Малошильнинское сельское поселение, южнее н.п. Малая Шильна, являются территорией усадебной жилой застройки, вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1 - зона жилой застройки. Запрашиваемое использование земельного участка относится к основному виду разрешенного использования.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
В части 7 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости определено, что в случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
С учетом того, что Совет Малошильнинского сельского поселения, утвердивший Генеральный план сельского поселения, в установленные сроки не направил сведения о категории земли, о разрешенном виде использования земли в кадастровый орган относительно рассматриваемых земельных участков, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. самостоятельно обратилась в кадастровый орган с соответствующими заявлениями.
Обращаясь в орган кадастрового учета с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта земельных участков, заявитель в качестве документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов", представил выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7.
Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 12.04.2010 N Д23-546 даны разъяснения по вопросу об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земель земельного участка, включенного в установленные границы населенного пункта. В частности, в письме поясняется: "В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением категории земель может быть осуществлен на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, либо на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Законом о кадастре и иными нормативными правовыми актами в сфере регулирования кадастровых отношений орган кадастрового учета не наделен полномочиями по проверке правомерности принятия и оценке содержания градостроительной документации об установлении или изменении границ населенных пунктов, на основании которой орган, принявший решение об утверждении генерального плана или схемы территориального планирования, направил в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, вошедших в установленные границы населенного пункта, направляемые в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о переводе в орган кадастрового учета, являются основанием для изменения кадастровых сведений о категории земель таких земельных участков.
С учетом изложенного у ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ отсутствовали основания для принятия решения об отказе в учете изменений категории земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования: "основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство" "зоны Ж1 - зона жилой застройки".
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонены доводы об отсутствии полномочий Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" по утверждению генеральных планов поселений.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ) до 01.01.2015 органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относилось утверждение генеральных планов поселения.
В спорном случае, Генеральный план Малошильнинского сельского поселения был утвержден решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" 16.12.2014, то есть до 01.01.2015.
Пунктом 21 статьи 5 Устава муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан", утвержденного 01.08.2012 N 8/1, утверждение генеральных планов поселения относилось к вопросам местного значения поселения.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.06.2017 N 1697 во исполнение представления прокуратуры Тукаевского района от 08.06.2017 N 02-08-03 Генеральный план Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 отменен, отклоняется. На основании протеста прокуратуры Тукаевского района от 10.07.2017 N 02-08-02 постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 25.07.2017 N 2334 было отменено постановление от 16.06.2017 N 1697.
Ссылка Управления Росреестра по Республике Татарстан в кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РТ от 21.03.2017 по делу N 33а-4574/2017 о признании незаконным бездействия главы Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" по не направлению в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о категории земель земельных участков и образованных их них земельных участков отклоняется, поскольку в названных судебных актах указывается на необходимость оспаривания решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ об отказе в учете изменений вида разрешенного использования земельных участков, что и было сделано в рамках настоящего спора.
Таким образом, в рассматриваемом случае перевод завершен в момент установления или изменения границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов.
Закрепленные в статье 8 Закона о переводе земель особенности перевода для земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов состоят в том, что установление или изменение границ населенных пунктов само по себе является переводом, информация о котором в уведомительном порядке направляется в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая изложенное, руководствуясь нормами Закона о кадастре недвижимости, принимая во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", на основании установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий для признания незаконным оспариваемого решения, правомерно удовлетворив заявленные требования предпринимателя.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2018 N 306-КГ18-1878, от 13.12.2017 по делу N А65-8412/2017, от 21.10.2016 по делу N А65-30645/2015, от 20.03.2018 по делу N А65-9091/2017.
Судами первой и апелляционной инстанции правомерно отказано в обязании уполномоченного органа внести изменения по учету приведет к правовой неопределенности режима использования спорных земельных участков и их категории.
По смыслу части 1 статьи 4 АПК РФ целью обращения в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
По правилам части 4 статьи 15 АПК РФ судебные акты, принимаемые арбитражными судами, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Соблюдение указанных принципов обеспечивается выполнением лицами, участвующими в деле, обязанностей по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, а также выполнением арбитражным судом обязанности по оценке представленных доказательств и разрешению прочих вопросов, касающихся существа спора.
Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 201 АПК РФ).
Спецификой данного спора является тот факт, что на момент принятия решения судом первой инстанции генеральный план, утвержденный решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, был отменен в установленном порядке и решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 принят новый генеральный план, который в установленном порядке не оспорен, основания для отказа в применении указанного нормативного акта в пределах реализации полномочий арбитражного суда отсутствуют (пункт 2.2 постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П, от 06.07.2018 N 29-П).
При таких обстоятельствах при определении способа восстановления нарушенных прав либо ограничении в реализации такого права должно учитываться и принятие уполномоченным органом нового нормативного акта и отмена решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7.
Из содержания Генерального плана, утвержденного решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 следует, что участки по настоящему спору не вошли в границу указанного населенного пункта и данный факт установлен документально.
Учитывая, что условия нового генерального плана 2017 года, действующие на момент принятия судебного решения, исключают нахождение спорных объектов в составе границ населенного пункта и обязание уполномоченного органа внести изменения по учету приведет к правовой неопределенности режима использования спорных земельных участков и их категории, в рассматриваемом случае суды первой и апелляционной правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований в части возложения на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф.
Более того, во исполнение представления прокурора Тукаевского района от 08.06.2017 N 02-08-03а Советом муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан были приняты решения: от 12.11.2018 N 46/2 "Об отмене решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7 "Об утверждении генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан"; от 12.11.2018 N 46/3 "Об отмене решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 03.12.2015 N 6/2 "Об утверждении изменений генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан".
Судебными инстанциями правомерно не приняты во внимание доводы предпринимателя, что решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 были внесены изменения в ранее действующий генеральный план Малошильнинского сельского поселения, а не принят новый генеральный план, поскольку спорные земельные участки не были исключены из границы населенного пункта в соответствии с генеральным планом Малошильского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденным решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5.
Что касается доводов предпринимателя в части не согласия с выводами в мотивировочной части судебных актов о том, что Генеральный план Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, (в редакции решения N6/2 от 03.12.2015) отменен решениями: Совета Тукаевского муниципального района N17/5 от 14.08.2017, Совета Малошильнинского сельского поселения от 12.11.2018 NN46/2, 46/3, то они не нашли своего подтверждения материалами дела.
Доводы кассационных жалоб основаны на ином толковании норм права, не опровергают правильность выводов суда, не подтверждают нарушение норм права при принятии обжалуемого судебного акта, а фактически направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств, на что у кассационной инстанции отсутствуют полномочия в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 являются законными, правовых оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А65-19329/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спецификой данного спора является тот факт, что на момент принятия решения судом первой инстанции генеральный план, утвержденный решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, был отменен в установленном порядке и решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 принят новый генеральный план, который в установленном порядке не оспорен, основания для отказа в применении указанного нормативного акта в пределах реализации полномочий арбитражного суда отсутствуют (пункт 2.2 постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П, от 06.07.2018 N 29-П).
...
Доводы кассационных жалоб основаны на ином толковании норм права, не опровергают правильность выводов суда, не подтверждают нарушение норм права при принятии обжалуемого судебного акта, а фактически направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств, на что у кассационной инстанции отсутствуют полномочия в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 являются законными, правовых оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2019 г. N Ф06-50884/19 по делу N А65-19329/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50884/19
16.07.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10148/19
06.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7542/19
22.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19329/18