г. Казань |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А12-34849/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Бургановым Б.Р.,
при участии:
от Комитета финансов Волгоградской области - Пименова М.Ю. - представителя по доверенности от 17.01.2019,
от Комитета сельского хозяйства Волгоградской области - Плотникова Н.В. - представителя по доверенности от 03.06.2019,
от Управления Федерального казначейства по Волгоградской области - Лукьянова С.В. - представителя по доверенности от 04.09.2019, Поздняк А.Н. - представителя по доверенности от 28.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов Волгоградской области и кассационную жалобу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Степура С.М.)
по делу N А12-34849/2018
по заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области от 30.07.2018 N 29-11-53/23-1669,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - комитет, заявитель) с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области, Управление) от 30.07.2018 N 29-11-53/23-1669.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.01.2019 заявление комитета удовлетворено. Оспоренное представление признано недействительным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.01.2019 отменено, принят по делу новый судебный акт, которым отказано Комитету сельского хозяйства Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований.
Комитет финансов Волгоградской области и Комитет сельского хозяйства Волгоградской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебный акт вынесен при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; Правила предоставления субсидий и Соглашения N 642/10с и N 198/10-с не содержат условий предоставления межбюджетных трансфертов; все условия предоставления субсидии Комитетом были выполнены.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федерального казначейства по Волгоградской области просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Представители заявителей в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представители Управление Федерального казначейства по Волгоградской области отклонили доводы, изложенные в кассационных жалобах по основаниям, изложенным в отзыве.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела следует, что на основании приказа УФК по Волгоградской области от 25.01.2018 N 58-ОД "О назначении внеплановой камеральной проверки в комитете сельского хозяйства Волгоградской области" в период с 08.02.2018 по 27.06.2018 в отношении комитета проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
По итогам проверки Управление констатировало, что в нарушение требований пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населённых пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, действовавшим в период расходования субсидий (далее - Правила предоставления и распределения субсидий), подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 06.05.2015 N 642/10-с (далее - Соглашение N 642/10-с) комитетом не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счёт средств бюджетов Волгоградской области и муниципальных образований, что привело в 2015 году к перерасходу средств субсидий из федерального бюджета в сумме 2 447 271,82 руб.
В нарушение требований пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил предоставления и распределения субсидий, подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 30 марта 2016 года N 198/10-с (далее - Соглашение N 198/10-с) комитетом не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счёт средств бюджетов Волгоградской области и муниципальных образований, что привело в 2016 году к перерасходу средств субсидий из федерального бюджета в сумме 623345,84 руб.
Нарушения зафиксированы в акте камеральной проверки от 27.06.2018.
В адрес заявителя внесено представление от 30.07.2018 N 29-11- 53/23-1669, согласно которому комитету предложено рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий соглашений о представлении средств из бюджета, а также о принятии мер по устранению причин и условий их совершения. Комитет с указанным представлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу, что оспоренное представление не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя. По мнению суда, обязательство по соблюдению уровня софинансирования за счёт средств бюджетов Волгоградской области и муниципальных образований не является условием предоставления субсидии. Пункт 20 Правил предоставления и распределения субсидий, подпункты 2.2.4 пунктов 2.2 Соглашений не предусматривают условий предоставления субсидии. При этом суд первой инстанции констатировал, что требование пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий комитетом соблюдено и фактический уровень финансирования расходного обязательства субъекта выполнен.
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что обжалованный судебный акт подлежит отмене, в удовлетворении требований следует отказать, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных, правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период расходования комитетом субсидии) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населённых пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (приложение N 8).
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при строительстве и реконструкции объектов социальной и инженерной инфраструктуры в рамках реализации следующих мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий.
Исходя из содержания подпунктов "б", "в" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий, субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации и расходуется, в том числе, на условии наличия в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий. Объём бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации предусматривается в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением о предоставлении субсидии между органом исполнительной власти и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счёт субсидии, составляет не менее 30 процентов. При этом субъект Российской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в случае непривлечения средств внебюджетных источников.
В пункте 5 Правил предоставления и распределения субсидий установлено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых главному распорядителю средств федерального бюджета на мероприятия, указанные в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 20 Правил предоставления и распределения субсидий субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусматривающим в том числе сведения об объёме бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, утверждённом законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счёт субсидии, в размере не менее размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий. Указанные сведения должны соответствовать представленной органом исполнительной власти выписке из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации о размере средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 2 указанных Правил.
Как верно указано судом, пункт 20 Правил является отсылочной нормой к условиям предоставления и расходования субсидий, установленных пунктом 3 Правил от 15.07.2013 N 598 и спорными соглашениями. Указанные соглашения с учётом приложений, являющихся их неотъемлемой частью, регламентируют условия предоставления и расходования субсидий.
Из материалов дела следует, что между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и комитетом заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 06.05.2015 N 642/10-с и от 30.03.2016 N 198/10-с, приложениями 1, 2 к которым утверждены размеры субсидий и бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Волгоградской области, а также средств, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований.
Пунктом 3.1. соглашений от 06.05.2015 N 642/10-С и от 30.03.2016 N 198/10-С установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соглашений.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Государственная программа), в редакции, действовавшей в период расходования субсидии, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 700-р, действовавшим в период спорны правоотношений, Соглашением N 642/10-с в 2015 году из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населённых пунктов, расположенных в сельской местности, предоставлены субсидии в общей сумме 71020000 руб.
Согласно пункту 1.1 Соглашения N 642/10-с предметом соглашения является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Волгоградской области по реализации в том числе указанных мероприятий (т.1 л.д.76-88).
В подпункте 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения N 642/10-с предусмотрено, что орган исполнительной власти обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения N 642/10-с, в объёмах, не менее установленных в приложении N 2 к Соглашению.
В приложении N 2 к Соглашению N 642/10-с в 2015 году (т.1 л.д.91-92), в бюджете Волгоградской области (Закон Волгоградской области от 20 ноября 2014 года N 151-ОД "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов") определены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий программы и объём средств, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований в 2015 году.
Таким образом, как верно установлено судом апелляционной инстанции, уровень софинансирования расходного обязательства Волгоградской области составил: по мероприятию 1 за счёт средств федерального бюджета 69,1 % (4630/6700/х1005), за счёт консолидированного бюджета Волгоградской области 30,89 % (2070/6700х100%); по мероприятию 2 за счёт средств федерального бюджета 46,54 %, за счёт консолидированного бюджета Волгоградской области 53,46 %.
В соответствии с пунктом 5.4 Соглашения N 642/10-с Соглашение вступает в законную силу с момента его подписания и действует до 31.12.2015, то есть обязательства по Соглашению N 642/10-с должны быть исполнены сторонами в 2015 финансовом году.
Согласно выписке из лицевого счёта получателя средств бюджета N 03292005380 на 01 января 2016 года в соответствии с Соглашением N 642/10-с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации комитету перечислены средства субсидии из федерального бюджета на реализацию указанных выше мероприятий (платёжные поручения от 06 июля 2015 года N 382 на сумму 4630000 руб., от 01 сентября 2015 года N 574 на сумму 10710000 руб.).
По данным отчёта об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета от 01 января 2016 года (ф. 0503127), сведений о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (нарастающим итогом) за январь-декабрь 2015 года, заявки на возврат от 21 января 2016 года N 4 (ф. 0531803), платёжного поручения от 26 января 2016 года фактические расходы средств субсидии составили: по мероприятию 1 в общей сумме 4634092,71 руб., в том числе: 4630000 руб. за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 4092,71 руб. за счёт средств бюджета Волгоградской области (при общем объёме фактически использованных средств в размере 4634092,71 руб. субсидия могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 3202365,56 руб. (4634092,71 руб. х 4630000 руб./6700000 руб.). Перерасход средств федерального бюджета составил 1427634,44 руб. (4630000 руб.-3202365,56 руб.); по мероприятию 2 в общей сумме 1907388,58 руб., в том числе: 1907388,58 руб. за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 0 руб. за счёт средств бюджета Волгоградской области (при общем объёме фактически использованных средств в размере 1907388,58 руб. субсидия могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 887751,2 руб. (1907388,58 руб. х 10710000 руб./23 011100 руб.). Перерасход средств федерального бюджета составил 1019637,38 руб. (1907388,58 руб.- 887751,2 руб.).
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции счел обоснованным утверждение УФК по Волгоградской области, что в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил предоставления и распределения субсидий, подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения N 642/10-с комитетом в 2015 году не соблюдено условие предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счёт средств бюджетов Волгоградской области и муниципальных образований.
Законом Волгоградской области от 20.11.2014 N 151-ОД "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в редакции от 11.09.2015 (приложение 42) предусмотрены бюджетные ассигнования на строительство объекта "Фельдшерско-акушерский пункт в с. Новая Полтавка Старополтавского района Волгоградской области, строительство" в сумме 6700,0 тыс. руб., в том числе за счёт федерального бюджета - 4630,0 тыс. рублей и областного бюджета 2070,0 тыс. руб.
Соглашением N 642/10-с, размер субсидии, предоставляемый Волгоградской области на реализацию мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, а именно на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности из федерального бюджета составил 4 630 тыс. руб., из бюджета субъекта 2070 тыс. руб., из бюджета муниципальных образований - 0 руб.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 01.04.2014 N 51-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан в части проектирования, строительства и реконструкции объектов первичной медико-санитарной помощи", постановлением Правительства Волгоградской области от 14.07.2014 N 344-П "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 01 апреля 2014 г. N 51-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан в части проектирования, строительства и реконструкции объектов первичной медико-санитарной помощи" между Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области и администрацией Старополтавского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение от 24.06.2015 N 13 о совместных действиях по использованию субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Волгоградской области, предусмотренных на осуществление государственных полномочий по созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан в части строительства и реконструкции объектов первичной медико-санитарной помощи, на 2015 год в рамках государственной программы Волгоградской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Согласно пункту 1.2. соглашения от 24.06.2015 N 13 (т.1 л.д.97-101) объём бюджетных ассигнований из областного бюджета, направляемых на строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Новая Полтавка Старополтавского района Волгоградской области составляет всего 6700 тыс. руб., в том числе субвенции из федерального бюджета в сумме 4 630 тыс. руб.; субвенции из бюджета Волгоградской области в сумме 2070 тыс. руб.
Администрацией Старополтавского муниципального района заключён муниципальный контракт на строительство объекта "Фельдшерско-акушерский пункт в с. Новая Полтавка Старополтавского района Волгоградской области, строительство". Срок действия муниципального контракта от 18.11.2015 N 319249 установлен до полного исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31 декабря 2016 года за исключением обязательств по оплате, возмещению убытков, выплате неустойки, исполнения гарантийных обязательств.
Платёжными поручениями от 06.07.2015 N 174153 (в сумме 4630 тыс. руб.), от 25.12.2015 183876 (в сумме 2 070 тыс. руб.) из областного бюджета субвенция в перечислена в полном объёме в сумме 6700,0 тыс. рублей.
Стоимость выполненных работ по объекту в 2015 году составила 4634, 09 тыс. руб., из которых 4 360 тыс. руб. оплачены за счёт федерального бюджета, 4,09 тыс. руб. за счёт средств областного бюджета.
В рамках проведённой проверки Управлением по данным отчёта на 1 января 2016 года (ф.0503128) установлено, что в 2015 году Комитетом по мероприятию 1 государственной программы Волгоградской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" приняты бюджетные обязательства на общую сумму 29 258 000 руб., в том числе: на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики за счёт средств федерального бюджета в сумме 4 630 000 руб., на субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Волгоградской области, предусмотренные на осуществление государственных полномочий по созданию условий для развития медицинской помощи по созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения её доступности для граждан в части строительства и реконструкции объектов специализированной медицинской и первичной медико-санитарной в сумме 24 628 000,00 руб.
Согласно Закону Волгоградской области от 20.11.2014 N 151- ОД "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования на "Строительство сетей водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, уличных дорог и тротуарных дорожек площадки квартала жилой застройки, ограниченной пер. Буденного, ул. Зеленой, ул. Школьной, автодорогой "Палласовка - ЛПУМГ" в п. Новостройка Палласовского района Волгоградской области (2 пусковой комплекс. Электроснабжение. 4 пусковой комплекс. Автомобильные дороги)" (далее - объект) в сумме 51 323,5 тыс. руб., в том числе за счёт средств федерального бюджета - 10 710,0 тыс. руб., областного бюджета - 40 613,5 тыс. руб.
Контролирующим органом установлено, что комитетом сельского хозяйства Волгоградской области заключено соглашение с администрацией Палласовского района от 01.06.2015 N 1 о совместных действиях по использованию субсидии из областного бюджета, предоставленной на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения, на 2015 год в рамках государственной программы Волгоградской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (т.2 л.д. 1-6).
Средства субсидии на строительство объекта в сумме 10710 тыс. руб. перечислены Комитетом администрации Палласовского района по платёжному поручению от 01.09.2015 N 723181.
Администрацией Палласовского муниципального района Волгоградской области заключён муниципальный контракт от 13.08.2015 N 3 (т.1 л.д.6-25). В 2015 году выполнены работы по объекту на сумму 1907,4 тыс. руб. (т.2 л.д.27-28). Муниципальный контракт от 13.08.2015 N 3 на строительство объекта расторгнут 04.01.2016. 20.01.2016 неиспользованная субсидия в сумме 8802,6 тыс. руб. возвращена в федеральный бюджет, что не ставится под сомнение сторонами дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции счел правильным вывод контролирующего органа, что принятое комитетом обязательство по Соглашению N 642/10-с не исполнено им в соответствующем финансовом году, фактический уровень софинансирования не обеспечен. Кроме того, в рассматриваемом случае судом первой инстанции не учтено, что принятые комитетом обязательства по Соглашениям N 642/10-с и N 198/10-с должны им исполняться в соответствующем финансовом году.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", Государственной программой, Правилами предоставления и распределения субсидий, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 335-р, Соглашением N 198/10-с в 2016 году из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населённых пунктов, а именно: на развитие водоснабжения в сельской местности предоставлена субсидия в размере 8962000 руб.
Согласно пункту 1.1 Соглашения N 198/10-с предметом соглашения является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Волгоградской области по реализации в том числе указанных мероприятий (т.2 л.д.35-49).
В подпункте 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения N 198/10-с предусмотрено, что орган исполнительной власти обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения N 198/10-с, в объёмах, не менее установленных в приложении N 2 к Соглашению.
Приложениями N 1 и N 2 к Соглашению N 198/10-с, Законом Волгоградской области от 07.12. 2015 N 206-ОД "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" в 2016 году предусмотрены средства в размере 14432000 руб., в том числе по мероприятию развитие водоснабжения в сельской местности: 8962000 руб. объём финансирования за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, 4000000 руб. объём финансирования за счёт средств бюджета Волгоградской области, 1470000 руб. объём финансирования за счёт средств бюджета муниципального образования Волгоградской области.
Таким образом, уровень софинансирования расходного обязательства Волгоградской области составил: за счёт средств федерального бюджета 62,1% (8962, 00/14 432,00х100%), за счёт средств консолидированного бюджета Волгоградской области 37,9% (5470,0/14432,10х100%).
В соответствии с пунктом 5.4 Соглашения N 198/10-с Соглашение вступает в законную силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2016 года, то есть обязательства по Соглашению N 198/10-с должны быть исполнены сторонами в 2016 финансовом году.
В соответствии с соглашением N 198/10-с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации комитету перечислены средства субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия - развитие водоснабжения в сельской местности (платёжные поручения от 30.06.2016 N 259080, от 15.07.2016 N 430304, от 26.08.2016 N 893503, от 28.11.2016 N 57105).
По данным отчёта об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета от 01 января 2017 года (ф. 0503127), сведений о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (нарастающим итогом) за январь-декабрь 2016 года, справки органа Федерального казначейства от 27 января 2017 года N ПСК31304, заявки на возврат от 26 января 2017 года N 47 (ф. 0531803), платёжных поручений фактические расходы средств субсидии составили в общей сумме 13428192,02 руб.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции счел доказанным УФК по Волгоградской области в деянии заявителя нарушения пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил предоставления и распределения субсидий, подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения N 198/10-с. Комитетом не соблюдено условие предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счёт средств бюджетов Волгоградской области и муниципальных образований.
В пунктах 3.1 Соглашений N 642/10-с и N 198/10-с установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.
Соглашения N 642/10-с и N 198/10-с и Правила предоставления и распределения субсидий содержат положения об обязательном возврате остатков средств субсидии, не использованных по состоянию на 1 января текущего года субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года, положения о принудительном возврате средств (путём взыскания) неиспользованных субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях или уменьшения размера средств, предусмотренных в бюджете субъекта, что соответствует положениям пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Условия Правил предоставления и распределения субсидий и Соглашений N 642/10-с и N 198/10-с устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Волгоградской области при расходовании бюджетных средств (уровень софинансирования). Принцип соблюдения пропорции между средствами бюджетов при софинансировании расходных обязательств Волгоградской области при исполнении спорных соглашений комитетом сельского хозяйства Волгоградской области нарушен.
Установленная соглашением пропорция средств бюджетов, следующая из объёмов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при реализации программных мероприятий.
Остаток только средств бюджета субъекта Российской Федерации свидетельствует о нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые израсходованы субъектом Российской Федерации в полном объёме с перерасходом, при этом бюджетные ассигнования субъекта Российской Федерации не реализованы в нарушение принятых на себя расходных обязательств.
Соответственно при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и областного бюджетов Волгоградская область не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в нарушение условий Соглашений N 642/10-с и N 198/10-с и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств бюджета Волгоградской области.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о доказанности контролирующим органом нарушения обеспечения уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного в соглашениях, при фактическом расходовании средств субсидии являющегося нарушением условия её предоставления. В оспоренном представлении Управлением сделан правильный вывод о наличии в действиях комитета нарушений бюджетного законодательства. Оспоренное представление соответствует требованиям пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской, пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом судебном акте.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 по делу N А12-34849/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соглашения N 642/10-с и N 198/10-с и Правила предоставления и распределения субсидий содержат положения об обязательном возврате остатков средств субсидии, не использованных по состоянию на 1 января текущего года субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года, положения о принудительном возврате средств (путём взыскания) неиспользованных субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях или уменьшения размера средств, предусмотренных в бюджете субъекта, что соответствует положениям пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о доказанности контролирующим органом нарушения обеспечения уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного в соглашениях, при фактическом расходовании средств субсидии являющегося нарушением условия её предоставления. В оспоренном представлении Управлением сделан правильный вывод о наличии в действиях комитета нарушений бюджетного законодательства. Оспоренное представление соответствует требованиям пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской, пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 сентября 2019 г. N Ф06-51158/19 по делу N А12-34849/2018